Скворцов константин васильевич стихи

Обновлено: 04.11.2024


23.04.2016


23.10.2012

Константин Васильевич
Скворцов

На дачу в Переделкино к известному русскому поэту Константину Скворцову мы ехали за фотографиями для его персональной странички на сайте «Земляки». И перебирали в голове всевозможные вопросы: о чём же спросить Константина Васильевича?
Но тут вспомнились его строчки: «В мой мир можно войти через мои стихи».
Одно из своих недавних стихотворений он посвятил основателю нашего сайта «Земляки» Сергею Евсееву:

Озеро, сердце, война,
Осень, зима или лето, –
Только: иль ОН, иль ОНА –
И никаких сантиментов!

Слов сокровенная вязь…
Распорядилась природа:
В говоре здесь отродясь
Не было среднего рода!

Как же враги не смогли
Слово отнять у народа?
Просто у русской земли
Не было среднего рода!

В этих словах есть ответ на многие, так и не заданные в Переделкино наши вопросы.
Константин Васильевич – сам коренного мужского рода, без всяких полутонов. И свою жизнь сам срубил, как написал в этом же стихотворении:

Рубят дома мужики,
Ставят стога и сторожки,
Не опуская ремки
Старой отцовской гармошки!

Отсюда, наверное, надёжность его по-уральски основательного бытия, крепость настоящей русской семьи, где есть Мужчина и Женщина. Возможно, от тепла и уюта созданного тобой домашнего очага мир и люди представляются в неискаженном виде.
Константин Васильевич привёл притчу: одного старца спросили, что же делается: вокруг одни негодяи и злодеи, на что он ответил: «Странно, а вокруг меня одни добрые люди!»
Зазвучали имена Николая Рачкова, Станислава Куняева, Михаила Чванова, Владимира Кострова – близких людей по творчеству и по духу, кого ощущаешь локтем руки, чувствуешь дыхание, хоть и находишься порой за тысячи километров. Но тут же уважительно отозвался о Евгении Евтушенко, соседе по даче Фазиле Искандере. Вспомнил самых разных писателей и поэтов, многие из которых ныне оказались по разные стороны баррикад. В этих оценках – ещё одна черта характера Скворцова: отделить наносное, личностное от искорки Божией, которая есть в душе каждого талантливого человека.
Вот и все ответы, которые мы получили в этот день от поэта. И, конечно, упросили мы Константина Скворцова прочитать стихи. А супруга, Тамара Николаевна, в этом время расставляла на столе тарелки с душистой ухой, поэт приготовил её по своему оригинальному рецепту.
Нигде он не повторяется: ни в стихах, ни в жизни, ни в рецептах ухи.
А мы предлагаем биографию Константина Васильевича, размещённую на сайте «Писатели земли Уральской». И вместе с нами посмотреть его фотографии, которые попросили у поэта для нашего сайта «Земляки».
Верится, что после этого вопросов к поэту станет меньше, но возникнут иные – уже к самим себе.

Константин Васильевич Скворцов – один из самых известных челябинских писателей, имя которого хорошо знают в стране. Его пьесы ставились в театрах Москвы, разных городов России, в том числе Челябинска, Златоуста, Озёрска. Это его слова начертаны на Щите и Мече Победы, который находится на Поклонной горе в Москве:

Россияне! Не уроним чести
И плечом к плечу сомкнёмся впредь,
Выстоять дано нам только вместе,
Порознь только умереть…

Константин Скворцов — единственный среди писателей, получивший народную премию «Светлое прошлое» (2004). Эта премия по инициативе Олега Митяева даётся тем челябинцам, которые прославили нашу область за её пределами. Почти четверть века он живёт и работает в Москве, но с дорогим для него Южным Уралом он не теряет связи. Не случайно родилось у него стихотворение «Родина», где слова «Не может Родина быть малой с такой великою душой» стали крылатыми.

Родился поэт 13 апреля 1939 года в Туле. Отец, Василий Михайлович, после окончания механического института работал на военном заводе, был знаком с Курчатовым. Мать, Анна Сергеевна, воспитывала троих детей, позже работала в архиве, отличалась любовью к песне («Матушка пела»). Началась война. Завод вместе с работниками и их семьями эвакуировали на Урал, в Златоуст. Детство и юность Константина Васильевича связаны с этим городом. Там он учился в школе №27, занимался спортом. Ещё в школе проявился интерес к сцене, поэзии, там он научился читать стихи. Ему повезло, была хорошая преподавательница литературы. В школе Константин впервые выступил и в качестве режиссёра, поставил спектакль «Ревизор» и играл в нём городничего. Его бабушка из подручных материалов шила театральные костюмы.

В конце 50-х годов отец Константина Васильевича был переведён в Челябинск на ответственную должность в Совнархозе, семья переехала в областной центр. Закончил отец трудовую деятельность на Челябинском часовом заводе.

После школы Константин Скворцов поехал в Москву, пробовал поступить в ГИТИС, где было 103 человека на место и мало надежды на поступление. Ночевал на вокзале. Мог воспользоваться поддержкой Курчатова, которому отец написал письмо, но не захотел поступать по «блату». Вернулся в Челябинск, друзья и отец уговорили его поступить в Челябинский институт механизации и электрификации сельского хозяйства (ЧИМЭСХ – теперь агроинженерный университет). На втором курсе друг Василий подарил Константину томик Гегеля «Лекции по эстетике», где говорилось об уникальности, сложности и умирании драматической поэзии. Книга оказала сильное влияние на будущего драматурга. Может быть, он бы и оставил учёбу, но Василий не дал ему бросить институт, писал за него курсовые работы. Позже Василий Васильевич Бледных стал академиком, возглавил институт, в котором учился с другом.

Константин Васильевич в 1961 году закончил институт с дипломом инженера-механика. Год работал механиком в совхозе «Красный партизан» далёкой Тувы. Потом вернулся в Челябинск, стал работать на трубопрокатном заводе. На его счету несколько изобретений. Но одновременно с работой в цехе Скворцов писал стихи, печатал их в челябинских газетах и журналах, руководил заводским литобъединением. Людмила Татьяничева стала редактором его первого сборника стихов, изданного в Челябинске, – «На четырех ветрах» (1966). Через два года вышел второй сборник – «Лунная река». Так началась его большая писательская дорога.

В 1969 году Константин Скворцов был принят в Союз писателей СССР. Потом была учёба на Высших литературных курсах при Литературном институте в Москве. В 1975 году он возглавил Челябинскую областную писательскую организацию и руководил ею десять лет. Это было время особой творческой активности организации писателей.

В 1986 году Константина Васильевича избрали секретарём Правления Союза писателей СССР (с 1993 года Союза писателей России). С тех пор он живёт в столице. Несмотря на огромную занятость, он много и плодотворно работает над книгами.

С первых лет творчества Константина Скворцова не оставляла мысль о работе над поэтической драматургией (Гегель!) – очень сложным жанром. В 1972 году в Челябинском ТЮЗе была поставлена его первая пьеса «Ущелье крылатых коней» (режиссёр Т. Махарадзе). В этом же году в Златоустовском драматическом театре поставили его спектакль «Отечество мы не меняем». Потом были пьесы: «Алёна Арзамасская», «Кибальчич», «Георгий Победоносец», «Иоанн Златоуст» и другие. Драматург верен своей творческой позиции:

Я не устану всюду повторять
И называть своими именами
То, что веками выстрадано нами:
Отечество, Любимая и Мать.

Его пьесы глубоко патриотичны и историчны. В них он рассказывает об особенно сложных и драматических периодах русской истории, о людях, которые сыграли важную роль в истории России. Особое место в пьесах драматурга занимают история и люди Урала. Не случайно героями пьес являются и наши земляки: художник (златоустовская гравюра на стали) – Иван Бушуев («Ущелье крылатых коней»), российский металлург, открывший в Златоусте тайну булата, – Павел Аносов («Отечество мы не меняем»), уроженец Сима – учёный Игорь Курчатов («Пока есть музыка и память…»). О своей пьесе «Иоанн Златоуст» драматург сказал, что это его долг городу, в котором он вырос.

За постановки пьес «Георгий Победоносец», «Иоанн Златоуст», «Царские игры» Озёрский драматический театр «Наш дом» получил звание лауреата Всероссийской премии литературы и искусства «Святитель Иоанн Златоуст» (2003). Премия учреждена Русским народным собором, Союзом писателей России и губернатором Челябинской области.

Председатель Союза писателей России академик Валерий Ганичев написал: «Вклад Челябинской области и города Озёрска в историю России огромен. Они спасли Россию и мир от третьей мировой войны, а сегодня они спасают наше Отечество от бездуховности, расставляя перед нами нравственные ориентиры и идеалы… считаю, что этот спектакль («Георгий Победоносец. Обретение веры». – Авт.) достоин выдвижения на Государственную премию» (2000).

Петру Проскурину принадлежат слова: «Константин Скворцов, по моему глубокому убеждению, драматург милостью Божьей». Очень интересны и важны в понимании творчества Константина Скворцова строчки Новеллы Матвеевой в послесловии к его трёхтомнику «Избранных произведений» (1999). Размышляя над последним томом, она дала ему очень точное определение: «Суровое веселье взгляда».

Константину Скворцову

Есть мужики в литературе –
Особая порода, стать.
Им брёвна топором ошкурить,
И книгу, как судьбу, сверстать –
Всё нипочём, душа такая:
В мешке заплечном за спиной
Не славу – Родину таскают,
Измучены её судьбой.
Есть мужики – их голос нежен,
Над ними журавлиный плач,
И слова трепетный подснежник
В них не растопчет и палач.

Есть мужики в литературе…

7 июля 2018 г.

Лариса Патракова
Из книги «За пазухой выси горней». Москва. 2018 г.

Поэтические драмы Константина Скворцова переведены на разные языки: английский, немецкий, арабский… Драматургу принадлежат 18 стихотворных пьес. По одной из них – «Ущелье крылатых коней» – челябинский композитор Евгений Гудков написал оперу.

Хорошо известен Константин Скворцов как поэт-лирик. На многие его стихи композиторами написана музыка.

В глубинке русской. (читает К. Скворцов)

Княжна Анастасия (муз. А. Днепрова, исп. А. Днепров)

Островок (муз. Ю. Клепалова, исп. В. Машкова)

Русская женщина (муз. А. Днепрова, исп. А. Днепров)

У Константина Васильевича много наград: орден «Знак Почёта», множество литературных премий, в том числе Большая литературная премия России (2005), звание «Человек года» (Кембриджский университет, 1992)… Скворцов – Действительный член Петровской академии наук и искусств (2005). Для писателей Урала учреждены ежегодные литературные премии имени Людмилы Татьяничевой и Константина Скворцова.

У Константина Скворцова счастливая писательская судьба. Его книги издавались и издаются в столице и в Челябинске. Они высоко оцениваются читателями и критиками. Скворцов был участником многих съездов писателей СССР и России, побывал во многих странах мира с писательскими делегациями. Константин Васильевич – Почётный гражданин города Златоуста.

У него хорошая, добрая семья. С будущей женой – детским врачом Тамарой Николаевной – он познакомился в тувинском совхозе. Выросли две дочки, есть внуки. У Константина Васильевича особый дар – дружить с людьми. У него масса хороших и умных друзей. Несмотря на высокую должность, он не стал чинушей, не заболел «звёздной болезнью», очень прост в общении с людьми.

Скворцов принимает горячее участие в литературных делах области, бывает в Челябинске. Школьники 5--9 классов узнают о нём из хрестоматии по родной литературе, название которой из уважения к нашему краю и нашей литературе дал Константин Васильевич – «Литература России. Южный Урал». Его произведения в литературе России и Южного Урала занимают достойное место и по праву входят в чтение не только взрослых читателей, но и школьников.

Информация о Константине Васильевиче СКВОРЦОВЕ на других сайтах

Причудливая пестрая карусель народных характеров и типов, яркие психологические портреты исторических лиц, динамика и острота сюжета, репризность и музыкальность языка, ощущение театральной природы дают творческий стимул для режиссерской и актерской фантазии, делая пьесы Скворцова желанными гостями на сценических площадках страны.

ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ «ОТКРЫТЫЙ УРОК»

Внеклассное мероприятие по литературе "Я наследую небо" (по творчеству К.Скворцова)

Константин Скворцов: В мой мир можно войти через мои строки
(Эксклюзивное интервью Анатолия Парпара для СГ)

Слова, пропахшие смолой.
Быль про то, как стихами Константина Скворцова заслушивались. глухари

Не хватает не радости нам, а пронзительной боли
Но высшая награда для поэта — плачущий от счастья фронтовик

Читайте также: