Системы стихосложения метрическая тоническая силлабическая силлабо тоническая свободный стих

Обновлено: 22.11.2024

Система стихосложения – это способ организации звукового состава стихотворной речи.

Виды систем стихосложения.

1.Тоническая.

Тоническая (от гр. tonos – ударение) – при такой системе стихосложения в каждой стихотворной строке сохраняется определенное числа ударений при переменном числе безударных слогов (как в строке в целом, так и между ударными слогами). Полная свобода в числе и расположении безударных слогов.
В зависимости от числа ударений в строке и определяется ее ритм: трехударный, четырехударный и т.д.
Запомним основные признаки тонической системы:

  • равное количество ударений;
  • произвольное количество безударных слогов.

Примеры.

Тоническая система с древних времен утвердилась в народной поэзии.

Как во славном | городе | во Киеве,

___ /__ _/__ /_ ___ /___

Не шуми, мати зеленая дубровушка,

Не мешай мне, добру молодцу, думу думати.

Тоническая система стихосложения свойственна многим поэтоам:

  • сказки А. Пушкина,
  • М. Лермонтов («Песня про купца Калашникова»,
  • многие стихотворения Н. Некрасова, А. Кольцова и других поэтов,
  • это основа стиха В. Маяковского.

Если ж с часами плохо,

Мала календарная мера,

Мы говорим — «эпоха»,

Мы говорим — «эра».
(Здесь в каждой строчке по три ударения, но в первой семь слогов, во второй — девять, в третьей — семь, в четвертой — шесть).

2.Силлабическая.

Силлабическая (от гр. syllable – слог) – при такой системе стихосложения число слогов в строке и место некоторых ударений (на конце и в середине строки) фиксировано.

Эта система не получила распространения в русской поэзии, её использовали лишь некоторые поэты XVIII века.
Запомним основные признаки силлабической системы:

Пример.

Главно воспитания || в том состоит дело,

Чтоб сердце, страсти изгнав, || младепчее зрело.

В добрых нравах утвердить, || чтоб чрез то полезен

Сын твой был отечеству, || меж людьми любезен.

3. Силлабо-тоническая.

Силлабо-тоническая – в такой системе фиксированное как число слогов, так и их место в строке. Это придает стихотворным единицам наиболее отчетливую соизмеримость.

В ней ритм создается повторением стоп, состоящих из равного количества ударных и безударных слогов. Стопы бывают двухсложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест).

Запомним основные признаки силлабо-тонической системы:

  • система чередования ударных и безударных слогов;
  • наличие двусложных и трёхсложных размеров.

Пример.

Буря | мглою | небо | кроет|

Иногда в стопах оба слога безударные (U U)- пиррихий или имеют два ударения (/ /) – спондей.

  • «Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог…»

(здесь в слове «занемог» имеется только одно ударение, поэтому третья стопа является пиррихием).

  • Швед, русский — колет, рубит, режет.
    Бой барабанный, клики, скрежет,
    Гром пушек, топот, ржанье, стон,
    И смерть, и ад со всех сторон.

(Это пример спондея, когда два ударных слога идут подряд).

Примечание: готовится статья об античной системе стихосложения.

Читайте также: