Синтетические стихи что это

Обновлено: 25.12.2024

Чем отличается поэзия от стихоплётства? Может ли настоящий поэт скатиться на уровень графоманства? Как распознать фальшивку, выдаваемую за подлинное произведение искусства?
Оказывается, такую экспертизу провести не так-то просто, поскольку в псевдопоэзии есть масса искусственных образов, вычурных метафор, фривольных и надуманных эпитетов, которые выглядят весьма эффектно. Эта синтетическая поэзия, как замечают специалисты, напоминает рождественскую ёлку, в которой много мишурного блеска, но нет озонирующего хвойного аромата, столь целебного для здоровья.
Известно, что рубли, как и доллары, имеет определённые степени защиты, обеспечивающие их отличие от поддельных денег. Но и уровень фальшивомонетничества в поэзии не менее высок: в ней даже используются скопированные литературные приёмы для фальсификации собственных эмоциональных переживаний.
Как же в этом случае отличить литературный бриллиант от стекляшки? Ювелиры говорят об особой структуре кристаллической решётки, обеспечивающей бриллиантам свой изнутри идущий свет, в то время, как стекло отражает свет чужой, заимствованный.
Подлинное поэтическое искусство, безусловно, характеризуется внутренним светом, исходящим из глубинного первоисточника и формируемым образностью, новизной и глубиной мысли, искренностью и правдивостью автора. Разумеется, такое сочинение будет волновать умы и сердца читателей и слушателей.
Настоящая поэзия резонирует с лучшими чувствами души, стимулирует волевые порывы к добродетели, учит без нотаций, расширяет мировоззренческий кругозор и целеустремляет нашу жизнь в направлении преображения её в идеальный образ Богочеловека Иисуса Христа. Богоцентричная поэзия – стереоэффектна, и обладает тремя измерениями – истиной, праведностью и любовью, кстати, сконцентрированными во Христе.
Как известно, врачи могут определить – жив человек или мёртв – по определённым признакам: щупают пульс, проверяют реакцию зрачков на свет, подносят полоску бумаги ко рту на предмет выяснения дыхания. Так и настоящая поэзия – живая. О её жизнеспособности можно судить, во-первых, по своеобразной световой ауре и по энергетическому биополю, свойственному живому стихотворению; во-вторых, по движению высоких чувств, превращающихся на бумаге в энергию слов и, более того, трансформирующихся в энергию добрых действий.
Искусственность – в противовес искусству – подобной энергетикой не обладает. Так называемые, синтетические стихи, как замечают литературоведы, только внешне сфабрикованы “под золото” или “под дерево”. Они не натуральны, как искусственные напитки, частично утоляющие жажду, но не витаминизирующие наш организм. Впрочем, искусственные цветы нам тоже доставляют некоторое эстетическое удовлетворение. В этом смысле и синтетическая поэзия имеет право на существование, и даже может вызывать восхищение своей изящной формой, хотя не несёт питательной пользы для души. Простой хлеб чаще полезней пирожных. Кстати, не всё то золото, что блестит,- гласит народная мудрость. Даже позолота – всё-таки не золото.
Самый лучший эксперт или экзаменатор, помогающий отличить это золото от позолоты или вино подлинной поэзии от суррогата - время. Вкус, запах, питательная ценность поэзии проверяется временем. Как беспощадный цензор, как самый строгий председатель жюри, Время ликвидирует всё надуманное, напускное и фальшивое.
И подчас простое непритязательное стихотворение, в котором, казалось бы, нет внешних эффектов – ни ярких метафор, ни громких эпитетов, написанное, на первый взгляд, сухо и скучно, берёт за душу. Например, лермонтовские строчки:
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.

Внешне – в этом четверостишии нет ничего привлекательного, не впечатляет слабая глагольная рифма, но как эти искренние пейзажные строки раздвигают рамки времени и пространства, какой в них космический масштаб!
Дмитрий Лихачёв заметил, что в зависимости от настроения нам больше нравится тот или другой поэт. К сожалению, многие люди ошибочно считают себя большими знатоками в медицине и в литературе: они бесцеремонно разбрасываются медицинскими советами и столь же безапелляционно раздают оценки поэтам, как поспешно рифмуют строчки. При этом их суждения поверхностны, легкомысленны и категоричны. И это не удивительно, поскольку даже профессионалы – поэты нередко заблуждались в своих суждениях о коллегах по перу. Что мешало писателям объективно оценивать своих товарищей – близорукость, предрассудочная амбициозность, сектантская ограниченность, зависть или инородность их творчества? Наверное, всякое бывало. Однако известно, что Тургенев и Белинский не понимали и уничижали Некрасова, Маяковский отвергал и даже презирал Надсона, Твардовский органически не воспринимал Есенина, Бродский презирал Евтушенко. Некоторая часть маститых поэтов не считала поэтами Бенедиктова, Маяковского, Гумилёва, Асадова, Высоцкого. Но все они, как мы видим, ошибались. Время всё расставило по местам. И даже самые скромные из них (по числу лет жизни) вроде Надсона получили прописку среди классиков. А как сегодня заблуждаются те светские критики и литературоведы, которые не замечают и недооценивают духовную, в частности, христианскую поэзию!
Время показывает, что эта поэзия – самая что ни есть высокая и настоящая. В ней есть всё: и свет, и аромат, и жизнь, и польза! И если светские стихотворения, как правило, сопровождают нас до гробовой доски, то духовные стихи вечны! Как вечны псалмы Давида. Как вечна Библия – Слово Божье и самый лучший сборник стихов. Как вечен Сам Бог и Сын Божий – Иисус Христос, ибо всё от Него, Им и к Нему. А подлинная поэзия выдерживает проверку не только временем, но и вечностью!

© Copyright: Александр Азовский, 2012
Свидетельство о публикации №212092800181 Рецензии

Здравствуйте Александр, а можно у вас выклянчить резюме хотя бы на один мой стих. Узнать. какая она у меня эта кристаллическая решётка. Чувствуется вы в этом много понимаете. :)
Спасибо вам за эту поучительную миниатюру.
С уважением, Надя Хоксуэрт.

Ваша «кристаллическая решетка» формируется любовью, поэтому свет, идущий изнутри, переливается всеми цветами радуги. Живопись мысли, сочетаемая с искренностью чувств, тоже на высоте, и обеспечивает впечатляющий стереоартэффект. К тому же Вам удается успешно совместить тексты с музыкой. Кстати, Михаил Пришвин называл поэзию «предчувствием мысли», поскольку, как правило, поэт создает стихи сердцем, а не разумом. Рождаясь в сердце и исходя оттуда, подстрочный поэтический материал поступает в разум для окончательной огранки. Ваши стихотворения «Ангел» и «Мой художник» поражают искренностью чувств, которые усиливают вопросительные интонации, сочетаемые с удивительной метафоричностью. Вам свойственно глубинное зрение, скорее всего, обусловленное интуицией («Женская логика»). Мне понравился ритмический строй Ваших стихотворений, он уникален. Световая гамма тоже впечатляет: «Ты знаешь, я выстрою мостик на небе, раскрашу в радужный свет». Если Вы хотите, чтобы стихи лучше заучивались (мнемотехнически), можно доработать внутренние рифмы, хотя бы ассонансные, добавить аллитерации. Тогда Ваши стихи будут лучше запоминаться, но могут потерять в точности изложения мысли. Ваша миниатюра «Мой смысл жизни» свидетельствует о воинственной жизненной позиции, созвучной концепции доброго воина апостола Павла: «А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого: и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие» (Еф. 6:16-17). Помните, как в пушкинском «Пророке»:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Чтобы выполнить эту пророческую миссию, поэт должен обладать духовностью: 3D-формат высокой поэзии появляется в том случае, если душа, одушевляющая тело, одухотворяется духом человеческим, который в свою очередь вдохновляется и зажигается Духом Божьим.
Ваше имя «Надежда» ассоциативно напоминает в 12-м году еще один текст апостола Павла 12:12 из его послания к Римлянам: «Утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны». Как ни парадоксально, но надежда, скорбь и молитва форматируют и наш творческий дух. Рецензии я принципиально стараюсь не писать, а, как говорится, «опредисловил» книг немало. Спасибо за доверие и Ваши стихи. С уважением -

Слава Богу за талант, который Он Вам дал и мудрость, с которой Вы им распоряжаетесь. Он - Поэт с большой буквы, не стесняйтесь просить Его о вдохновении свыше. А все остальное - приложится. С уважением -

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: