Симон дах стихи о настоящей дружбе
Обновлено: 23.11.2024
Валентина Наседкина перейти к странице
Валентина Наседкина запись закреплена
Симон Дах (нем. Simon Dach; 29 июля 1605, Мемель — 15 апреля 1659, Кёнигсберг) — поэт, прежде всего известен как автор слов к песне «Анхен из Тарау», до сих пор популярной в Германии, Австрии и Швейцарии.
***
Детство и юность
Симон Дах родился 29 июля 1605 года в Мемеле (сейчас г. Клайпеда в Литве). Мать поэта – Анна Лепнер – происходит из знатной семьи: ее дед был бургомистром Мемеля. Отец был переводчиком.
В 1619 году отец отправил своего сына в Кёнигсберг, где тот стал жить в доме диакона Иоганна Фоглера, мужа сестры матери поэта, поступив на учебу в Сорбонскую школу. Уехав из Мемеля в возрасте 14 лет, Дах уже больше никогда туда не возвращался.
В возрасте пятнадцати лет Дах был вынужден ненадолго бежать от чумы из Кёнигсберга в Магдебург. Спустя короткое время Дах уже надолго уехал в Виттенберг вместе с молодым теологом Мартином Вольдером. Там он три года учился в городской школе. Потом он отправился в Магдебург, где поступил в очень престижную гимназию. В 1625 году после усердной учебы в гимназии Дах написал на греческом собственную работу и успешно ее защитил.
В 1625 году начинается второй этап Тридцатилетней войны. Убегая от войны и чумы, Дах покидает Магдебург и пробирается на север через Люнебург в Гамбург. Затем морем он направляется в Данциг, а оттуда в Кёнигсберг.
Эта «юношеская беготня» от чумы и войны оказалась единственной зарубежной поездкой в судьбе Даха. После приезда из Магдебурга всю жизнь он провел в Кёнигсберге, не покидая его пределов ни разу.
Свое образование Дах продолжил в Кёнигсбергском университете: 24 августа 1626 года он внесен в список студентов Альбертины под именем «Simon Dachius Memleusis Borussus» = «Симон Дах, мемельский прусс». Начав с теологии, Дах затем перешел на факультет «изящных искусств», что соответствовало в те времена факультету философии, и занялся изучением древних языков, а также риторики и поэзии. Уже в те годы, в свободное от учебы время, он занимается частными уроками и сочинительством стихов на случай. Самые ранние сохранившиеся произведения Даха написаны в 1630 году.
Служба, поэзия, семья
В 1633 году Дах получает свою первую должность: он принят в «Кафедральную школу четвертым Colleg’ой». Через три года Дах повышен до должности Conrector’а.
Начиная с 1630 года количество обращенных к Даху заказов и просьб о стихотворениях на случай непрерывно растет, увеличивается объем его поэтической продукции. Это становится модой, массовым явлением. Более 1500 произведений Даха написаны в большинстве своем по конкретным случаям и адресованы, как правило, представителям дворянства и высокопоставленного бюргерства.
Врожденная музыкальность Даха счастливым образом совпала с подъемом музыкальной культуры и интенсивным развитием музыкальных традиций Кёнигсберга того времени, что способствовало тесному сотворчеству и сотрудничеству поэтов и музыкантов. В творческом и дружеском союзе с музыкантами Иоганном Штобеусом (1580-1646) и особенно с Генрихом Альбертом (1604-1651) родились многие знаменитые произведения Даха. Так, в 1635 году Альберту и Даху было поручено сочинить праздничное музыкальное представление по случаю пребывания в Кёнигсберге польского короля Владислава IV. Именно в этой связи возникла «пасторальная драма», и, соответственно, опера «Клеомед», музыкальная композиция которой считается утерянной.
Представление «Клеомеда» явилось одновременно публичным представлением поэта Симона Даха польскому королевскому двору, а вместе с тем – кёнигсбергскому дворянству и бюргерству. Спустя три года Даху открывается доступ к высшим авторитетам respublica literaria и прусскому правящему дому: в 1638 году в Кёнигсберг приезжает Мартин Опиц, а затем курфюрст Георг Вильгельм со своим двором и семьей. По поводу каждого из этих событий Дах вместе с Альбертом создает приличествующие случаю хвалебные песни.
С 1 ноября 1639 года Симон Дах, заняв должность профессора в Альбертине без защиты диссертации, приступает к исполнению своих новых служебных обязанностей. Магистерскую защищает в 1640 году. Диссертация Даха не имеет большой научной ценности, но отражает определенный этап мировоззренческого становления поэта-профессора.
Будучи профессором поэзии, Дах, согласно должностному предписанию, отвечал за поэтическое оформление всех академических и религиозных праздников в университете. Большинство праздничных произведений было написано на латыни, и объем этой поэтической продукции Даха весьма впечатляет. В числе университетских произведений на немецком языке следует упомянуть: «Радость христианского Рождества», сочиненную в 1648 году, в год наступления мира после подписания Вестфальского мирного договора; «Похвала Иисусу Христу, восставшему из мертвых», состоящую из более чем 1000 «александрин» и другие.
В 1644 году Кёнигсбергский университет праздновал 100-летие со дня основания. По поводу этого праздника профессор поэзии Симон Дах был призван сочинить торжественное представление, приличествующее случаю. Так появилась вторая пьеса поэта под названием «Сорбуиса»: название представляет собой анаграмму латинского имени Пруссия = Боруссия. Пьеса представляет собой аллегорическое изображение и одновременно толкование истории прусского края.
Университетская карьера Даха была в целом блестящей. Он пять раз избирался деканом, а зимой 1656 года без соблюдения формальностей единодушно был избран ректором университета.
Следует отметить, что в глазах общественного мнения Дах, начиная примерно с 1638 года, скорее всего, представал именно как поэт правящего дома курфюршества Бранденбург-Пруссия, поскольку после визита в Кёнигсберг осенью 1638 года Георга Вильгельма его жизнь значительно изменилась к лучшему благодаря протекции со стороны курфюрста. И сам Дах стал активным поэтическим летописцем судьбы правящей семьи: он сочинял многочисленные стихи по разным многочисленным поводам в истории жизни и смерти правящей династии.
Вместе с заслуженной славой к Даху пришло и материальное благополучие: кроме профессорского жалования постоянным и надежным источником дополнительных доходов было возрастающее число заказов. Дах возводит поэтическое творчество в ремесло, в ранг равноправного источника доходов. Дах сочинял за деньги, чем заслужил упреки многих потомков – историков литературы и поэтов, игнорирующих исторические обстоятельства художественного поэсиса XVII века в Германии. Однако сам факт, что поэзия охотно оплачивалась заказчиками, говорит, во-первых, о ее социальной востребованности, а, во-вторых, о безусловной значимости поэтического ремесла в жизни общества.
29 июля 1641 года Дах женился. Его избранницей была Регина Поль, дочь адвоката придворного суда и асессора Замландской консистории. Брак Даха был счастливым, подарив ему семейный покой и богатое потомство – пять сыновей и двух дочек.
Стиль, темы и мотивы поэзии Даха. Анхен из Тарау
Дах удивительно прост и многообразен в своем поэтическом творчестве. Тематическое многообразие более чем 1500 немецких стихов Даха поражает. Основная их масса делится на две большие группы – свадебные и погребальные песни. К этим двум группам примыкают: лирика времен года, стихи о любви, дружбе, лирика на тему мира, стихи-поздравления, лирика прощания, лирика прощания, элегические послания друзьям и т.д.
Самое известное произведение Даха – свадебная песня по случаю бракосочетания Анны Неандер из местечка Тарау с Иоганном Портатиусом, написанная в 1636 году и известная под названием «Анхен из Тарау».
Кёнигсбергский поэтический кружок
Дымили, рассуждали о тыквах-кабачках,
Поэты-музыканты при перьях и смычках.
Хозяин, Генрих Альберт, любезный органист,
В твоем саду мы знали любой, в прожилках, лист,
На тыквах вырезали любовные стихи.
Мой Бог, до поздней ночи засиживались тут –
В пирушках добрых время сворачивалось в жгут.
Чтоб в том тысячелетье не сгинул этот дом,
Его сопровождаю и песней, и стихом.
(Перевёл: Сэм Симкин)
Симон Дах умер 15 апреля 1659 года в Кёнигсберге и был похоронен в профессорском склепе Собора. В 1989 году в Клайпеде состоялось торжественное открытие памятника поэту со скульптурной героиней его популярного стихотворения «Анхен из Тарау». В 1992 году деятели культуры Германии подарили Кёнигсбергскому университету барельеф Симона Даха.
Список использованной литературы:
1. Альбрехт Д. Пути в Сарматию. Десять дней в стране пруссов: места, тексты, знаки. – Москва: Прогресс-Традиция, 2000.
2. Гильманов В.Х. Симон Дах и тайна барокко. – Калининград: Терра Балтика, 2007.
3. Губин А.Б. Песня для Анхен // Запад России. 1992. №4. С.147-151.
Читайте также: