Сергей мнацаканян поэт стихи

Обновлено: 04.11.2024

У российского поэта, коренного москвича, Сергея Мнацаканяна, есть гражданственные стихи, прочитав которые, не получится остаться равнодушным к судьбе России, вот одно из них:

Проиграли Третью мировую –
мирную холодную войну…
Вечный бой, проигранный вчистую,
потянул Отечество ко дну.
Волею чиновника и вора
чаща скорби выпита до дна,
серым прахом русского позора
рухнула Берлинская стена.
Это освятить бы надо одой:
справедливость – нету ей цены!
Только как платить чужой свободой
за крушенье собственной страны?
Всё тип-топ, тяп-ляп и шито-крыто,
челюсти хрустят на целый свет:
это наспех хавает «элита»:
торопясь с фуршета на фуршет…

Надо отдать должное, за всю долгую творческую жизнь, не было в послужном списке Сергея Миграновича Мнацаканяна – как ни удивительно! – ни «датских» стихов, ни славословий вождям, словом, ничего, за что нынче было бы стыдно сегодня.

Поэт – оставался верен себе, своему поэтическому кредо, выраженному уже в зрелые лета трагически и ёмко, в стихотворении «Пророческое»:

«Поэт – всегда одиночка, поэтому обречён
на жизненное забвенье, на призрак посмертной славы,
особенно если пророчествует, и вдруг за его плечом,
дрожа как мираж в пустыне, разваливаются державы!»

Поэт Сергей Мнацаканян, как правило, пишет о себе – будь то монолог, мольба, лирический дневник. Темы могут быть разные, но суть одна – исповедальные, обжигающие сердце строки.

У Сергея Мнацаканяна – всё вперемешку: лирические откровения, а рядом – горькие размышления о жизни, что наступила в 90-е, потрясениях, что происходили с нами и вокруг нас.

Что тревожит, гнетёт душу поэта, что водит его пером, какие проблемы заботят пишущего стихи?

Да всё одно – Время, утекающее по капли жизнь, горечь о прошедшей молодости, когда властвовало ни безденежье и невозможность печататься, узенький круг друзей и слушателей, - а надежды, что всё образуется, разрешится, жизнь наладится.

Остаётся удивляться – отчего этот замечательный автор не очень известен широкой публике. Вероятно искусством – быть на виду и на слуху обладают не все талантливые поэты, к сожалению.

Мне нравятся стихи Сергея Мнацаканяна – грубоватая, жестковатая, резковатая, и в тоже время нежная лирика, одним словом, - настоящая мужская.

Сергей Мигранович Мнацаканян, российский поэт, писатель, эссеист, критик коренной москвич, родился 4-го августа 1944 года, на улице Мархлевского, в центре Москвы.

Много лет сотрудничает с «Литературной газетой», публиковался в журналах «Новый мир» и «Юность», «Дружба народов», в газетах «Московский комсомолец» и «Комсомольская правда».

После школы много учился, занимался самообразованием. С 18 лет ходил в Литературное объединение руководимое писателем Львом Славиным, писавшим молодёжные повести.

Лев Исаевич Славин (1896-1984) русский советский писатель, сценарист и драматург, военный корреспондент, майор интендантской службы.

Лев Славин – автор сценариев к кинофильмам «Возвращение Максима»-1937 год, «Интервенция»-1967 год. По мотивам рассказа Льва Славина «Кафе «Канава»» была снята лирическая комедия с Мариной Неёловой «Дамы приглашают кавалеров»-1967 год.

Лев Славин, собирал в ЦДЛ (Центральный Дом Литераторов) – молодых одарённых людей, самых разных поэтов, прозаиков. С журналистом и поэтом, Александром Ароновым, из газеты «Московский комсомолец», Сергей сохранил дружбу на всю жизнь.

В 25-ть лет, в 1969 году, Сергей Мнацаканян издал первую книгу стихов, а в 1974-ом, в 30 лет был принят в члены Союза писателей СССР. В те года, это было равно принятию в академики, из-за столь раннего возраста.

Было совещание молодых писателей в 1971 году, по - своему знаменательное, на нём рекомендовали в члены Союза писателей, с целью его обновления, около ста сравнительно молодых литераторов. В список попал и Сергей Мигранович.

Дело в том, что в 1971 году средний возраст членов Союза писателей по Москве был под 70-ть лет.

Сергей Мнацаканян при Союзе писателей нёс общественную нагрузку – комсоргом Союза писателей, как сравнительно молодой поэт.

В своё время её возглавляли: Евгений Евтушенко, после него Инна Кашежева, Пётр Вегин, затем Сергей Мнацаканян, Его сменил, будущий главный редактор «Литературной газеты» - Юрий Поляков.

Сергей Мнацаканян, за свою долгую творческую жизнь, автор двух десятков книг стихов и прозы, эссеистики и пяти книг острой и элегантной прозы, изданной под псевдонимом Сергей Муравин.

Получили популярность книги стихотворений Сергея Мнацаканяна: «Высокогорье»-1981, «Угол зрения»-1986, «Зимняя философия»-2004, «Доверенность»-2014, «Незримые сети»-2015, и другие.

Последние годы, Сергей Мнацаканян пишет мемуары, которые объединил в книге портретов своих литературных собратьев: «Ретроман, или Роман-Ретро: Мемуары поэта».
Эти мемуары, редкий пример вдохновенной памяти и внимания к тем, кого уже нет с нами.

В книге развёртывается панорама литературной жизни, протекающей на фоне Центрального Дома Литераторов (ЦДЛ) и не только в 60-90 годы ХХ века и начального десятилетия двадцать первого.

Переплетения судеб, человеческих отношений, проблемы жизни и творчества создают неповторимый сюжет и воссоздают потрясающую атмосферу советской и российской литературной жизни нескольких десятилетий.

В этом смысле перед нами уникальная книга – подобной современный читатель ещё не раскрывал. Один из разделов книги – это подборка фотоматериалов из архива автора.

Со всеми своими героями Сергей Мнацаканян был знаком: Владимир Соколов, Павел Антокольский, Сергей Наровчатов, Михаил Луконин, Юрий Трифонов, Николай Тарасов, Олег Дмитриев, Александр Межиров, Римма Казакова, Борис Слуцкий, Пётр Вегин, Владимир Шлёнский, Сергей Дрофенко, Виктор Боков, Генрих Сапгир.

Книге мемуаров поэта суждена долгая жизнь в российской словесности.

За эту книгу Сергей Мигранович Мнацаканян удостоен звания лауреата Национальной премии «Лучшая книга года-2011», в жанре мемуарной прозы.

В 2013 году поэт стал лауреатом премии Правительства России в области литературы.

В 2014 году ограниченным тиражом-300 экземпляров, в Алма-Ате, в свет вышло документально-художественное исследование Сергея Мнацаканяна: «Великий Валюн, или Скорбная жизнь Валентина Петровича Катаева. Роман-цитата», посвящённая одному из русских советских гениев ХХ века.

Книга Сергея Мнацаканяна о Валенти
не Катаеве (1897-1986) – это своеобразная панорама истории русской советской литературы.

На страницах издания, около 500страниц, встречаются Корней Чуковский и Борис Пастернак, Сергей Есенин и Владимир Маяковский, знаменитые сатирики Ильф и Петров, (Евгений Петров (1902-1942) –родной брат Валентина Катаева, редактор журнала «Огонёк» с 1938 года, погиб в авиакатастрофе, военный корреспондент), легендарные Исаак Бабель и Михаил Зощенко.

«Роман-цитата» в значительной степени состоит именно из цитат разных авторов, Юрия Олёши, Виктора Шкловского, Василия Аксёнова, Александра Рекемчука и других писателей, посвящённых Катаеву, что позволило Сергею Миграновичу сохранить дух времени, свежесть реальных воспоминаний.

Валентин Петрович Катаев, был основателем и первым главным редактором, любимого молодёжью, журнала «Юность», с 1955по1961 год.

Надо сказать, в школьные годы, я зачитывался автобиографической повестью Валентина Катаева «Белеет парус одинокий» и романом «Хуторок в степи», добрую память о которых сохранил на всю жизнь.

Книги Сергея Мнацаканяна изданы общим тиражом свыше четверти миллиона экземпляров. Жил в Москве. Заведовал отделом литературы в «Литературной газете».
29 июня 2021 года Сергея Миграновича Мнацаканяна не стало, прожил 76 лет.

По случайному совпадению, повествование о нём написал за день до трагической даты, 28 июня, и послал письмо в Москву, уведомить выдающегося поэта о публикации о нём, на адрес "Литературной газеты".

Память о выдающемся поэте и его самобытном творчестве -останется в сердцах благодарных почитателей таланта Сергея Миграновича Мнацаканяна в России.

Из поэтического наследия Сергея Мнацаканяна.

Пошла седина – в бороду, а бес – в ребро,
оказываются, поэты до пенсии доживают,
и в этом виной, наверное, словесное серебро,
за которое почему то сегодня не убивают…
В бессонной душе поэта проходит за веком век,
несутся на меткий выстрел матёрые бандюганы:
Россия, как мясорубка, работает без помех –
всё перемелят начисто телевизорные экраны.
Поэт всегда одиночка, поэтому обречён
на жизненное забвенье, на мизер посмертной славы,
особенно
если пророчествует,
и вдруг за его плечом
дрожа, как мираж в пустыне, разваливаются державы!
2017 год.

Вот и соткался из снов и туманов
Новый две тыщи семнадцатый год –
Новое время глобальных обманов,
Новый предвестник глобальных невзгод.
Снова раздрай на всемирной арене…
С ужасом, словно открылся Аид,*
Позеленевший от времени Ленин
На пьедесталах России стоит…

Аид – в древнегреческой мифологии верховный бог подземного царства мёртвых.

Вовек с тобой расстаться не смогу:
порою встрепенусь – дома в снегу,
подъезд, ступени, из-под двери свет –
из комнаты, тебя в которой нет.
Куда бы не метнулся, ангел мой,
мне чудится, что всюду ты со мной,
твоё дыханье, тихий голос твой,
твоё тепло, шаги по мостовой.
Тебя в толпе узнал я узнавать.
Вот снова предо мною снегопад
стираем белоснежным рукавом
оттенки за автобусным стеклом.
И стоит позабыть тебя на миг,
чтоб тотчас облик твой вдали возник.
Зачем же он – почти не различим,
лицом обертывается чужим?
Не жалуясь, но всё-таки скорбя,
спохватываюсь я. что нет тебя
со мною по утрам и вечерам.
И это горче всех моих утрат…
Так и живу – чуть-чуть не в полусне.
Ты снова не даёшь покоя мне…
Не это ль с сотворения земли,
любовью звали и за нею шли?

Гололёд – ну, такой спотыкач,
что ломаются ребра и пальцы,
и скользят по руинам, хоть плачь,
погорельцы, лишенцы, страдальцы…

Ты подставь под оглоблю плечо,
и подумай при адовом юзе,
что не раз доведётся ещё
пожалеть о Советском Союзе…

Жизнь прошла, и пора оглянуться на
сновиденья, чей алфавит уборист,
нежно вспомнить терпкие имена
юных барышень и молодых любовниц.
И втянуть ноздрями горячий дух
жаркой плоти и сырости из былого –
все они превратились в кривых старух,
ты скажи им спасибо и вспомни снова.
Этот абрис и тонкий овал лица.
Вспомни снова – всё вкрадчивей и дороже
этот нежный запах горячей кожи,
что не скажешь на белых полях листа.
В коридорах редакций и совконтор
я отмерил тысячи километров,
не любил властей, и верил в мэтров,
и ушёл в себя, как в потёмки вор…
Растворилась душа в запредельном мраке,
ниоткуда вырвать небесный свет,
что осталось? – только стопа бумаги
от горячей жизни, которой нет…
… А стихов не датировал – вперемежку
с жизнью, спермой, спиртом судьба текла,
и плевать, если вдруг выпадала решка
вместо задуманного орла.

Так незаметно молодость прошла,
так незаметно старость подступила,
другая жизнь глядит из-за угла –
так пьяница взирает после пира,

на разорённый пиршественный стол,
разбросанные рюмки и объедки,
гранёных стаканов кривой позор,
и прочие вешдоки и заметки…

Пришла пора метаний и надежд,
всё изменилось – разве кроме неба! –
где, выскользнув из облачных одежд,
заря над этим миром кровенела.

Так и живу в кругу полночных сфер,
разбросанных по волчьему веленью,
а за моей стеной эСэСэСэР
стоит бесплотной и трагичной тенью.

Той тенью я навеки защищён
и в той тени навеки уничтожен,
а я живу, собою не прощён,
и мой удел прекрасен и ничтожен…

Я просто жил, как все, в огромном мире,
с улыбкой на лице, в окраинной квартире.

На улицах хмелел от снега и бензина –
и временем ночным мне душу просквозило…

И выветрело всё, что, словно пылью к шелку,
На душу наросло, пристало втихомолку…

Остался лишь каркас, тугой костяк судьбины,
Исполненный как раз из обожжённой глины.

Душа обожжена, сомнением и болью,
душа обнажена, простреляна любовью…

А жизнь вокруг сквозит и, прорываясь в строфы,
щемяще вдруг пронзит предвестьем катастрофы.

И потому в душе ни горечи, ни страха,
что в будущем уже мне выстругана плаха.

"Хорошо посидеть на дворовой скамейке. "

Хорошо посидеть на дворовой скамейке,
просто так - ни куда, ни зачем,
хорошо поседеть, не считая копейки,
как считает скупой казначей.

Хорошо, что душе до скончания века
незнакомы покой и тоска,
хорошо, что над бренной судьбой человека
так бесцельно летят облака.

В мире горя и аварий,
по душевному светла,
Мама тихо напевала
у плиты и у стола…

Мама пела тихо-тихо
у стола и у окна,
но прошло земное лихо,
наступила тишина…

Время остаётся мало,
остаётся ни на грош…
Что сказать?
-Спасибо, Мама,
что из прошлого поёшь…

© Copyright: Лев Баскин, 2021
Свидетельство о публикации №121062802285 Рецензии

Спасибо, дорогой земляк Лев, за столь впечатляющую подборку. Я был мало знаком с творчеством этого поэта. И вот с удовольствием прочёл благодаря тебе, дружище! Кстати, именно Сергей Мнацаканян Петру Вегину взять псевдоним ВЕГИН, так как Пётр Викторович являлся однофамильцем Мнацаканяна. Во, как бывает в жизни!
Удачи и творчески урожайной осени,
Павел

Павел! Благодарю, за добрые слово! Сегодня выложил Александра Егорова, приморский поэт, знаю лично по Владивостоку. В апреле ему было 85-ть! Юбилей. Будет время -прочитай повествование.Надеюсь и хочу, что знакомство с его творчеством тебя,Павел, не разочарует.С уважением! Лев.

На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: