Сборник стихов подорожник ахматова анализ

Обновлено: 22.11.2024

Внутри раннего периода творчества происходит мировоззренческий рост сознания поэта. Ахматова по-новому воспринимает окружающую ее действительность. От переживаний интимных, чувственных она приходит к решению нравственных глобальных вопросов. Выходят сборники "Подорожник" (1921), "Anno Domini" (1922).

Сборник "Подорожник" содержал всего 38 стихотворений, в основном написанных в 1917 – 1918 годы или даже относящихся к более раннему периоду. Также Ахматова пыталась озаглавить данную книгу "Лихолетье", но потом отказалась. Наверное, это связано с тем, что символ "подорожник" более объемен по своему содержанию. В четвертой книге стихов образ подорожника практически не встречается. Подорожник – "сорная луговая, обычно придорожная, трава с мелкими цветками, собранными в колос"[51]. Трава, выросшая на руинах любимой страны, в контексте стихов Ахматовой приобретает двоякую символику. С одной стороны, запустение таково, что "культурные" цветы не растут, и подорожник – символ гибели культурного уклада. С другой стороны, подорожник – символ нетленных сил земли. Он, несмотря ни на что, пробивается сквозь толщу руин и завалов. Жизнь – вечна. А жизнь для поэта – это его творчество, которое не прекращается, не взирая на смерть, разлуку, потери, предательство, переворошенный быт, безысходноеощущение катастрофы – все то, что только может выпасть на долю человека, застигнутого сменой эпох. Не все представители творческой интеллигенции согласились разделить свою судьбу с участью страны, как это сделала Ахматова. Поток эмигрантов был велик: Ты – отступник: за остров зеленый Отдал, отдал родную страну, Наши песни и наши иконы, И над озером тихим сосну. ( "Ты – отступник: за остров зеленый", 1917, стр.128).Что же остается ей, верной своей голодной и разрушенной стране: только молиться за живых и оплакивать безвременно ушедших: Да не страшны ни море, ни битвы Тем, кто сам потерял благодать. Оттого-то во время молитвы Попросил ты тебя поминать. ( "Ты – отступник: за остров зеленый", 1917, стр.128).То, что Ахматова осталась в России, - это испытание. Советская Россия ее не принимала. Эмиграция ценила в ней главным образом то, что сохранялось, "будучи навечно запечатленным в стихе, от канувшего в Лету незабвенного прошлого"[58]. Эпиграфом к книге "Подорожник" является отрывок из "Посвящения" к поэме "Полтава" А.С.Пушкина. Тема "Подорожника", а именно: человеческая судьба в контексте истории – тесно переплетается с одной из тем поэмы "Полтава" (темой частного человека, раздавленного колесом истории).Интересная история: Ахматова подарила Б. Анрепу черное кольцо. Это кольцо было завещано ей бабушкой. Ахматова всегда носила это кольцо и говорила, что оно обладает таинственной силой. Потом кольцо было утеряно. И эта утрата стала символом разрыва. Ахматова тяжело переживала это. Все первые стихи книги "Подорожник" посвящены теме разлуки с Б.Анрепом. Они образуют своеобразный мини-цикл. Вот отрывок из одного стихотворения этого цикла: Словно ангел, возмутивший воду, Ты взглянул тогда в мое лицо, Возвратил и силу, и свободу, А на память чуда взял кольцо. ( "Словно ангел, возмутивший воду", 1916, стр.130). Таким образом, заглавие "Подорожник" несет в себе обширную символику. "Anno Domini" – пятая книга стихов Ахматовой, завершает первый период творчества поэта (1907 – 1925) и некоторым образом предвещает стихотворения, которые она собиралась написать во второй половине своей жизни. Первоначально книга называлась "Anno Domini MCMXXI", что в переводе с латинского означает "В лето Господне 1921". Почти все стихотворения, входящие в эту книгу, были написаны в 1921 году. Это, мы знаем, год потерь для Ахматовой: она пережила смерти родного брата, своего первого мужа Н. Гумилева, А. Блока, о котором говорила как о "памятнике началустолетия". Мир, в котором обречена жить лирическая героиня, - ненадежный, опасный мир. Следовательно, главным предметом художественного осмысления, поэтических раздумий Ахматовой стала именно судьба сверстников и современников, людей ее круга. Композиция "Anno Domini" трехчастная: 1) "После всего" (в основном стихотворения 1919, 1921 – 1922 годов); 2) "MCM XXI" (1915 – 1916, 1917, 1918, 1921); 3) "Голос памяти" (1915 – 1917, 1919, 1921). В первой части книги Ахматова не просто констатирует результаты перемен, ее переполняют чувства и эмоции, бушующие в душе по поводу случившегося. Поэт не знает, что его ждет, поэтому, может быть, в его сознании тревога, растерянность, метания сознания из настоящего и в прошлое, и в будущее. В первом стихотворении рисуется картина Петрограда 1919 года через то душевное состояние людей, ту атмосферу, царившие в городе: Никто нам не хотел помочь За то, что мы остались дома, За то, что, город свой любя, А не крылатую свободу, Мы сохранили для себя Его дворцы, огонь и воду. ( "Петроград, 1919", стр. 144). Вторая часть стихотворения обращена в будущее. Осознавая всю трудность, непреодолимость нынешней ситуации, Ахматова предвидит будущее: Иная близится пора, Уж ветер смерти сердце студит, Но нам священный град Петра Невольным памятником будет. ( “Петроград, 1919”, стр. 144). Итак, Ахматова «заключена в столице дикой». Свобода потеряна. В некоторых стихах первой части чувствуется преемственность «Anno Domini» с книгой «Белая стая». Образ птицы – символ свободы в «Anno Domini». А ее – то и не хватает лирической героине. И даже небо – свободная стихия –лишено своего естественного состояния, своего света: Веет ветер лебединый, Небо синее в крови. ( «Веет ветер лебединый», 1922, стр. 149) Обращение к Библейскому циклу подтверждает мысль о том, что она жила в «страшном мире», где сознание, чувства расходятся с реальностью, вступают в противоборство со временем и пространством. Из настоящего посредством памяти – в прошлое. Часть с названием «MCM XXI» передает ту атмосферу, которая окутывала Россию в 1921 году: ощущение тоски, потерянности. Это нашло свое отражение в стихах любовной тематики: Путник милый, ты далече, Но с тобою говорю. В небесах зажглися свечи Провожающих зарю. ( «Путник милый, ты далече», 1921, стр. 160). Ахматова считает себя виновницей всех несчастий своих близких, так как, пророчествуя о днях катастрофы, накликала беду: Я гибель накликала милым, И гибли один за другим. О, горе мне! Эти могилы Предсказаны словом моим. ( «Я гибель накликала милым», 1921, стр. 168). Одну из главных мыслей третьей части книги «Anno Domini» «Голос памяти» можно сформулировать так: мир, человек, жизнь вообще существуют лишь тогда, когда в человеческой душе, в сознании сохраняется память о друзьях, когда-то ушедших. Отсутствие памяти – это всеобщая гибель, физическая и духовная. Эта мысль об огромном значении чувства дружбы и духовного родстванашла отражение в эпиграфе к третьему разделу: Мир – лишь луч от лика друга, Все иное тень его. Н. Гумилев. Ничего не остается, как только справлять «тайную тризну» и думать о том, что: Все души милых на высоких звездах. Как хорошо, что некого терять И можно плакать. ( «Царскосельские строки», 2, 1921, стр. 175).Героине некого больше терять – она одна. Рассмотрев три части книги «Anno Domini», мы видим, что главенствующими здесь являются темы времени, памяти, духовного родства со своим поколением.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Читайте также: