Саввино сторожевский монастырь стихи

Обновлено: 04.11.2024

Извилистая лента Москвы-реки, живописные холмы и овраги, звонкие родники, стройные как мачты сосны, плакучие березы, буйное разнотравье. И на фоне всего этого на вершине самого высокого холма, как бы дополняя творение Божие работой рук человеческих, — золотые купола и белые стены древней обители — такую картину увидел юный Пушкин, впервые посетив с семьей монастырь преподобного Саввы.

Саввино-Сторожевский монастырь — место удивительное. Место, где земное сплетается с небесным. Сам преподобный Савва, основатель обители, сравнил эти места с раем. Звон монастырских колоколов достигал Захарова — имения бабушки поэта Марии Алексеевны Ганнибал, и по праздникам семья Пушкиных отправлялась в монастырь.

А.С. Пушкин посещал Саввино-Сторожевскую обитель до 12-летнего возраста, то есть до отъезда из Москвы в лицей. Действие первой известной нам юношеской поэмы Пушкина «Монах» происходит в этом монастыре. А через 10 лет, находясь за тысячу верст в Кишиневе, Пушкин начал новую (неосуществленную) поэму, которая открывалась описанием Саввино-Сторожевской обители:

На тихих берегах Москвы
Церквей, венчанные крестами,
Сияют ветхие главы
Над монастырскими стенами.
Кругом простерлись по холмам
Вовек не рубленые рощи,
Издавна почивают там
Угодника святые мощи.

Перед женитьбой, летом 1830 г., Пушкин вновь посетил места своего детства — Перед женитьбой, летом 1830 г., Пушкин вновь посетил места своего детства — Захарово, которое было уже продано, и Саввино-Сторожевский монастырь. В этом же году он перевел с церковно-славянского на русский «Житие преподобного Саввы Сторожевского» из Пролога — первый и единственный опыт подобного рода в творчестве Пушкина.

Размышляя о религии, Пушкин говорил: «Она создала искусство и литературу, без нее не было бы ни философии, ни поэзии, ни нравственности». По его мнению, православная вера навсегда определила духовный облик русского народа. «Мы обязаны монахам нашей историей, следовательно, и просвещением».

«Преподобный Савва Игумен» (перевод А.С. Пушкина)

Из Пролога. «Преподобный Отец наш Савва от юности своей Христа возлюбил, а мир возненавидел и, пришед к преподобному Сергию, принял Ангельский образ и стал подвизаться, угождая Богу постом, бдением, молитвами, смиренномудрием и всеми добродетельми, желая небесная блага приять от Господа. Многие искушения претерпел он от бесов, но победил их помощию Вышнего и над страстями воцарился. Тогда, по наставлению учителя своего, великого Сергия, отошел он от обители Святыя Троицы и поселился в пустыне на горе, называемой Сторожи, в верху Москвы-реки, в расстоянии одного поприща от Звенигорода и сорока от града Москвы.

Там святой иночествовал в безмолвии, терпя ночные морозы и тяготу вара дневного. — Услыша о добродетельном житии его, многие иноки и люди мирские от различных мест начали к нему приходить, дабы жить при нем и от него пользоваться. И принимал он всех с любовию, и был им образец смирения и иноческих трудов, сам черпая и нося воду и другие потребности правя, научая тем братию не лениться и не губить дней своих Праздностию, изобретательницею всего злаго.

Потом некий Христолюбивый Князь, пришед к блаженному Отцу Савве, умолил его построить храм на том месте и сумму, нужную на создание оного, дал святому. И святой прошение Князя исполнил и построил храм честнаго и славного Рождества Пречистой Богоматери и обитель пречудесную и великую для душеспасительного пребывания в ней иноков. Там он добре пас во имя Христа собранное стадо, водя оное на пажить духовную, и быв некогда единожителем Божественному Сергию, сотворил многие добрые дела о Господе.

В поздней старости впал он в болезнь телесную и, недолго пострадав, призвал братию и поучал их Божественным писаниям, наказывающим хранить чистоту телесную, иметь братолюбие, украшаться смирением и прилежать посту и молитве. Тогда поставил им в Игумены одного из учеников своих и всем братиям заповедал пребывать у игумна в послушании и в повиновении. Наконец, дав им всем мир и последнее целование, в добром исповедании предал душу в руце Божии декабря 3-го дня, во всем благоугодив владыке своему Христу.

Услышав о преставлении святого, Князья и Бояре, и окрест живущие, и все Христолюбивые граждане Звенигорода стеклись с великой любовию на погребение Отца, принесши с собою больных своих, и, проводив его псалмопением надгробным, положили его с честию в им построенной церкви Пресвятой Богородицы, на правой стороне. Честные его мощи и до нынешнего дня многие и различные исцеления источают приходящим с верою, во славу Христа, Бога нашего, угодниками своими и по преставлении их преславные чудеса творящего, Ему же слава ныне, и присно, и во веки веков, аминь.
Декабрь 1830 год».

Текст представляет собой выполненный А.С. Пушкиным перевод жития преподобного Саввы Сторожевского с церковнославянского на современный ему русский язык. Очевидно, обращение к житию святого Саввы было вызвано поездкой А.С. Пушкина летом 1830 года в подмосковные места его детства. Вероятно, Пушкин посетил тогда и Саввино-Сторожевский монастырь в 13 верстах от Захарова.

© Copyright: Наталья Лешукова, 2018.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 03.02.2018. Прп. Савва Сторожевский в творчестве А. С. Пушкина

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Читайте также: