Сапгир стихи подарки весны

Обновлено: 22.11.2024

В этой статье Вы найдете подборку стихотворений про весну для детей по разделам:

  • для самых маленьких (2-4 года),
  • для детей 4-5 лет,
  • для старших дошкольников и младших школьников (стихи про весну для детей старше 5 лет).

А также в статье есть видео со стихами и классической музыкой, картинки и задания. Желаю Вам увлекательного путешествия в мир поэзии вместе с детьми!

Стихи про весну для детей: для самых маленьких(2-4 года)

В.Берестов. Воробушки

О чём поют воробушки
В последний день зимы
Мы выжили!
Мы выжили!
Мы живы!
Живы мы!

И. Токмакова. Весна

К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно, очень тёплые
Ноги у весны.

Э. Мошковская. Зяблик согрелся

А. Барто. Воробей

Воробей по лужице
Прыгает и кружится.
Перышки взъерошил он,
Хвостик распушил.
Погода хорошая!
Чив-чив-чил!

Стихи про весну для детей: 4-5 лет

М. Карим. Прилетай же!

Милый скворушка-скворец,
Прилетай же наконец!
Для тебя я дом построил –
Не скворечник, а дворец!

С. Дрожжин. Ласточка

А. Барто. Скворцы прилетели

А. Майков. Ласточка

Ласточка примчалась
Из-за Бела моря,
Села и запела:
«Как, февраль, не злися,
Как ты, март, не хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик —
Все весною пахнет!»

Г. Сапгир. Подарки весны

Т. Коти. Два букета

Очень хорошо сравнить с ребенком два натюрморта – весенний и осенний и найти разницу. А потом прочитать это стихотворение:

Первые цветы весны
Краше снежной белизны.
Отражают цвет небесный,
Перламутровый, чудесный.
В этом цвете – облака,
Бирюзовая река,
Розоватый, нежный свет –
Из подснежников букет!

На столе букет осенний,
Не похож он на весенний.
Краски осени другие,
Словно солнце, золотые,
Красные, багряные,
Как заря, румяные.

В. Лунин. Весна

Перед чтением стихотворения, попросите ребенка словами нарисовать весеннюю картинку. Что бы он на ней изобразил, если бы был художником? А если представить, что весна – художница? Что она нарисует? После словесного рисования прочитайте ребенку стихотворение В. Лунина о весне – художнице.

Пробудившись ото сна,
Кистью мягкою весна
На ветвях рисует почки,
На полях – грачей цепочки,
Над ожившею листвой –
Первый росчерк грозовой,
А в тени прозрачной сада –
Куст сирени у ограды.

Е. Благинина. Журавушка

Прилетел журавушка
На старые места:
Травушка-муравушка
Густым-густа!
Ивушка над заводью
Грустным-грустна!
А водица в заводи
Чистым-чиста!
А заря над ивушкой
Ясным-ясна!
Весело журавушке:
Весным –весна!

И. Белоусов. Весенняя гостья

Г. Ладонщиков. Весенняя песенка

Еще капели не отпели,
Звенел ручей на мостовой,
Когда из теплых стран летели
Скворцы веселые домой.

Еще Алёнка и Алёшка
От солнца щурились во сне,
Когда скворец над их окошком
Запел вдруг песню о весне.

Он славил ясный день апреля,
Скворечню милую свою
Да так искусно сыпал трели,
Что не суметь и соловью.

Раскрыв тихонечко окошко,
Ребята слушают скворца.
Певца заслушалась и кошка,
С котенком сидя у крыльца.

Г. Ладонщиков. Возвращаются птенцы

Р. Сеф. Лицом к весне

Потихоньку снег сошел,
Почернел
И стаял,
Всем на свете
Хорошо:
В роще – птичьим стаям,
На деревьях –
Лепесткам,
Клейким
И пахучим,
В синем
Небе –
Облакам,
Легким
И летучим.
Лучше всех
На свете мне:
По сырой тропинке
Я бегу
Лицом к весне,
Промочив
Ботинки.

Стихи про весну для детей: 5-7 лет и старше

Весенние вести. О. Беляевская

Г. Ладонщиков. В апрельском лесу

Хорошо в лесу в апреле:
Пахнет лиственною прелью,
Птицы разные поют,
На деревьях гнёзда вьют;
На полянах медуница
Выйти к солнышку стремится,
Между травами сморчки
Поднимают колпачки;
Набухают веток почки,
Пробиваются листочки,
Начинают муравью
Поправлять дворцы свои.

А. Плещеев. Сельская песня

Г. Державин. Соловей

На холме, сквозь зеленой рощи,
При блеске светлого ручья,
Под кровом тихой майской нощи
Вдали я слышу соловья.
По ветрам легким, благовонным
То свист его, то звон летит,
То, шумом заглушаем водным,
Вздыханьем сладостным томит…

А. Фет. Весенний дождь

Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листям барабанит.

Послушайте художественное чтение этого стихотворения:

С. Дрожжин. Всё зазеленело

В. Жуковский. Жаворонок

На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
Здесь так легко мне, так радушно,
Так беспредельно, так воздушно;
Весь божий мир здесь вижу я.
И славит бога песнь моя!

Словесное рисование с детьми по этому стихотворению:

Это очень тонкая работа со словом, и я хочу процитировать, как говорили и писали тогда дети!

Педагоги начала 20 века очень тонко чувствовали природу ребенка. Они подчеркивали, что нельзя сводить обсуждение стихотворения с детьми к его пересказу и тем более к грамматическим упражнениям над предложениями из стиха. Акцент должен быть сделан на эмоциональный художественный образ, его проживание ребенком.

Давайте перенесемся в начало 20 века и услышим, что же говорят педагоги нам – педагогам и родителям начала 21 века:

Из книги Е.И. Тихеевой «Родная речь и пути к ее развитию» начала 20 века (цитирую по изданию 1923 года) – из архивов:

«Особенные услуги оказывают стихотворения при так называемом устном рисовании… Цель… следующая: вызвать в детях тем или другим путем определенный, по возможности яркий зрительный образ и заставить их изобразить этот образ, нарисовать его словами…

Предположим, детям прочитано стихотворение Жуковского – «Жаворонок»: «На солнце темный лес зардел»… Им предлагают сосредоточитья и представить себе ту картину природы, которая могла вдохновить Жуковского написать это стихотворение. При этом обыкновенно ярко выступают особенности воображения того или другого ребенка, преобладание в нем репродуктивного или творческого воображения. Один зарисовывает словом или на бумаге лишь те детали картины, которые отмечены автором, ничего не добавляя своего. Другой вышивает по этой канве собственным творческим воображением, приводя много новых им созданных подробностей. Всякая вольность воображения, не противоречащая действительности, л огике и здравому смыслу, вполне допустима.

Выполненные детьми работы (мое примечание – дети начальной школы):

1) (Преобладание репродуктивного воображения):

«Большое поле. Вдали темнеет лес. Он освещен лучами восходящего солнца, а потому кажется красным. С одной стороны поля, внизу, видна полоса тумана. Небо ясное, голубое, и в нем видна подвижная черная точка: это летящий жаворонок; его крылышки сверкают на солнце».

2) (Воображение творческое):
«Я вышел на заре в поле. Утро было роскошное. Солнце вставало и заливало своими багровыми лучами лес, видневшийся вдали, за полем, дельнее село и дорогу, извивашуюся между зелеными полями и терявшуюся вдали. Направо, в лощине, туман застилал даль и клубами поднимался к небу, которое было нежно – голубое с розовым оттенком. По небу плыли перистые облака, окрашенные в темно-розовый цвет. Я стал смотреть на небо и заметил на его фоне какую-то точку, которая меняла место и сверкала, как коса на солнце. Я догадался, что это жаворонок. Это подтвердила дивная песнь, лившаяся с высоты».

Обратите внимание на сочинения детей начала 20 века. Многие ли современные дети, которых усиленно «развивают» с пеленок – могут такое сочинение написать в свои 6-8 лет? Многие ли умеют так фантазировать? И это не природная данность, а следствие того, что в каждый возрастной период есть главное в развитии. И в дошкольном возрасте – это развитие отнюдь не чтения, или умения считать, а развитие образного мышления, игры, творческого воображения, умения взаимодействовать с людьми.

И еще один момент – взрослый читает стихотворение не потому, что «это надо чтобы развивать ребенка», а потому что ему самому оно интересно, взрослый сам тоже пытается увидеть, вообразить и прочувствовать эту картину и настроение поэта. Этот момент тоже очень важен и часто сейчас нарушается, когда мы пытаемся «впихнуть в ребенка» лингвистические термины вместо того, чтобы раскрыть перед ним Мир Человека и Культуру Человека.

А. Блок. Ворона

А. Фет . Уж верба вся душистая

А. Майков. Уходи, зима седая!

Ф. Тютчев. Зима недаром злится

Видео по стихотворению:

Ф. Тютчев. Весенняя гроза

Ф. Тютчев. Весенние воды

Послушайте вместе с детьми замечательную музыку С. Рахманинова, созвучную этому стихотворению.

Е. Баратынский. Весна, весна! Как воздух чист!

А. Толстой. Журавли

По небесным пространствам спеша голубым,
Где нас видеть едва может око,
Ко знакомым местам мы летим и кричим,
Длинной цепью виясь издалека.
Видим сверху мы праздник веселый земли,
Здесь кончается наша дорога,
И мы кружимся вкруг, журавли, журавли,
Хвалим криками Господа Бога!

А. Майков. Весна

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.

Посмотрите замечательное видео по этому стихотворению

Бушует полая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело, и важно.

Дымятся черные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.

А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу «зайчики» трепещут.

Меж круглых рыхлых облаков
Невинно небо голубеет,
И солнце ласковое греет
В затишье гумен и дворов.

Весна, весна! И все ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.

Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.

Н. Некрасов. Дед Мазай и зайцы.

Надеюсь, что стихи про весну для детей позволили Вам совсем другими глазами посмотреть на те удивительные события, которые сейчас происходят в природе.

Еще о весне Вы можете прочитать на сайте:

Времена года. Весна: познавательные задания, эксперименты и логические задачки для детей, речевые упражнения и игры, физкультминутки, картинки, загадки, пальчиковая гимнастика.

Животные весной: логические задачки для детей, познавательные сказки и рассказы с заданиями для детей.

Сказки про весну: 11 познавательных сказок в картинках и заданиях для детей.

Народный весенний календарь игр и затей с детьми: загадки, подвижные игры, словесные игры, заклички, приметы.

Приглашаю поделиться своими любимыми весенними детскими стихами в комментариях к статье.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

Читайте также: