Российский и американский скульптор высоцкий посвятил ему 12 песен и стихов

Обновлено: 04.11.2024

Великий советско-американский скульптор Эрнст Иосифович Неизвестный - одна из самых ярких звёзд в искусстве скульптуры XX века. Они с Высоцким были хорошо знакомы. Их судьбы были схожи в некоторых основополагающих моментах, особенно явно в плане творческого признания на Родине.

Оба были яркими шестидесятниками: Высоцкий - в литературе, Неизвестный - в художественно - изобразительном искусстве. Неизвестный прошёл Великую Отечественную войну, принимал участие во многих боевых операциях 2-го и 3-го Украинских фронтов, в том числе в штурме Будапешта. Владимир Высоцкий не мог идти на фронт, так как был ещё совсем ребёнком. Зато так правдиво "довоёвывал" в своих песнях! 22 апреля 1945 года в Австрии Неизвестный был тяжело ранен (три межпозвоночных диска выбито, семь ушиваний диафрагмы, полное ушивание лёгких, открытый пневмоторакс), по ошибке даже был объявлен погибшим и посмертно награждён орденом Красной Звезды, который был ему вручён через 25 лет (!), и медалью «За отвагу». После ранения три года ходил на костылях, с перебитым позвоночником, кололся морфием, борясь со страшными болями, даже стал заикаться. Владимир Высоцкий посвятил этому событию из жизни скульптора свою замечательную песню "Баллада о гипсе".

Нестандартное искусство Эрнста Неизвестного в советской действительности воспринималось с годами всё сложнее и сложнее. Со временем мастер оказался одним из внегласно запрещённых, исключён из Союза художников России. Глава СССР Никита Хрущёв однажды во всеуслышание даже назвал работы скульптора "дегенеративным искусством". Знаменитый американский художник Энди Уорхол чуть позже, правда, скажет, что Никита Хрущёв - это всего лишь средний политик эпохи Эрнста Неизвестного. По большому счёту, так оно и было.

С именем Высоцкого точно также ассоциируется эпоха 60-х - 70-х годов в Советском Союзе, и к нему отношение на Родине со стороны правящей элиты было ещё сложнее. Его искусство никто открыто не называл "дегенеративным", зато в газете "Советская Россия" заклеймили навсегда с виду "аккуратненькой", но в тоже время нелицеприятной, разгромной статьёй, построенной на искажённой, лживой аргументации. Поэт до конца жизни останется нежелательным и запрещённым.

Эрнст Неизвестный эмигрировал в конце 70-х годов в США. У Владимира Высоцкого тоже была не раз возможность статься за рубежом, но всё же он не покинул Россию.

Неизвестный ушёл из жизни совсем недавно, 9 августа 2016 года. Его заслуги на Родине были признаны достаточно поздно, уже после развала СССР. Лишь в 1995 году Эрнст Неизвестный получил первую награду, причём вначале за свои военные заслуги - медаль за участие в Великой Отечественной войне. Потом уже был награждён и за большой вклад в искусство - орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (1996) и орденом Почёта (2000). Владимир Высоцкий официально был признан чуть пораньше, но тоже слишком поздно, более того, уже посмертно. В 1987 году великий поэт и актёр стал лауреатом Государственной премии СССР.

Известный высоцковед и журналист Марк Цыбульский 16 июня 2005 года взял у Эрнста Иосифовича совершенно эксклюзивное, единственное в своём роде интервью.

Марк Цыбульский Марк Цыбульский

Он впервые поговорил со скульптором не только о его приятельских отношениях с Владимиром Высоцким. Неизвестный рассказал о предпочтениях поэта в изобразительном искусстве, о "беспокойном" приезде Высоцкого к нему в гости в Нью-Йорк, поделился совместными творческими планами двух мастеров, и, наконец, выразил своё мнение о значении Поэта для русской культуры.

М. Ц. – Эрнст Иосифович, когда состоялось Ваше знакомство с Высоцким?

Э. Н. – Мы познакомились при организации Театра на Таганке, потому что я там был бессменным членом общественного совета.

М. Ц. – Значит, можно сказать, что Вы присутствовали при рождении Высоцкого-актёра и Высоцкого-поэта. Какое впечатление он произвёл на Вас в те годы?

Э. Н. – Честно говоря, я уже плохо помню. В начале творчества он не казался мне экстраординарным явлением. Высоцкий относился ко мне, как к старшему, да я и был старше.

. Я не могу сказать, что мы были с ним закадычными друзьями, но мы были очень близки, часто встречались. По-настоящему я оценил его позднее, когда начались его зрелые песни. Ведь в самом начале он пел даже не свои, а чужие вещи.

М. Ц. – А Вам известна история создания каких-нибудь песен Высоцкого?

Э. Н. – Я могу сказать Вам, что песня "Нет острых ощущений – всё старьё, гнильё и хлам. " была посвящена мне. Она была написана после того, как я рассказал Володе о том, как я лежал в госпитале весь загипсованный. Когда гипс с меня сняли, то я, вместо того, чтобы обрадоваться, ощутил себя несчастным, как черепаха без панциря. Володя расхохотался и через некоторое время принёс мне это стихотворение.

М. Ц. – Вы регулярно встречались с Высоцким до Вашего отъезда?

Э. Н. – Ну, в театре мы действительно виделись регулярно, а так. Знаете, я ведь вообще ни с кем регулярно не встречался, в основном, сидел у себя в мастерской. Если кто ко мне приходил – я был рад, а сам редко куда выходил. Володя ко мне захаживал. Не могу сказать, что он был моим ближайшим другом, но разговаривали мы всегда очень откровенно.

М. Ц. – Каковы были пристрастия Высоцкого в изобразительном искусстве? Или он этим не интересовался?

Э. Н. – Ну, почему же? Ярко выраженного интереса я у него, действительно, не замечал, но он дружил с Шемякиным, – вероятно, тот ему нравился и как художник. Это было позднее, когда Высоцкий стал ездить за границу, а в Москве он часто бывал у меня в студии, ему нравилось то, что я делаю. Мне кажется, что его пристрастия в живописи, в принципе, соответствовали шестидесятым годам. Он как бы ощущал себя в едином потоке с художниками-"шестидесятниками".

М. Ц. – После Вашего отъезда из России вы встречались с Высоцким за границей?

Э. Н. – Мы встретились в Нью-Йорке зимой 1979-го года, когда Володя приехал в Америку на гастроли.

Это была наша последняя встреча, и она оказалась трагической. О ней уже можно сейчас рассказать. Понимаете, Высоцкий – величайший человек, и его ничто не унижает.

Я очень не люблю снижающего искусствоведения, когда, например, человек считает себя равным Пушкину, потому что у него гонорея, и у Пушкина была гонорея. Я на это всегда говорю, что у Пушкина, если и была гонорея, то пушкинская, а у тебя – твоя. И это несравнимо. Поэтому мы можем сказать, что недостатки Высоцкого есть продолжения его достоинств. Без этого размаха, широты и, я бы сказал, беспредельности души не было бы всех его качеств, поэтому его ничто не унижает.

А история случилась такая. Высоцкий в то время не пил, был "зашит". Когда он пришёл ко мне в мастерскую, у меня были мои студенты, один из которых покуривал марихуану. В этом не было ничего особенного, в те времена в Америке марихуану курили на каждом углу.

Володя отказался от предложения выпить, и сделал пару затяжек марихуаны. Внезапно он впал в форменное безумие – лез драться, срывал с себя одежду. Мы его еле удерживали, потом посадили под душ. Я просто не знал, что делать. Потом кто-то вызвал знакомого врача, тот Володю увёз. После того случая мы разговаривали по телефону, но больше я Володю не видел.

М. Ц. – Мне рассказывали, что у Высоцкого были планы переезда в Нью-Йорк. Он не говорил Вам об этом?

Э. Н. – Нет, об этом разговора не было. Мы с ним обсуждали одну вещь, которую хотели совместно сделать. Я тогда собирался поставить спектакль "Преступление и наказание" с Нуриевым в главной роли. Когда Володя об этом узнал, он очень ревниво заметил, что мог бы и сам сыграть. Этот план мы очень серьёзно обсуждали тогда. Да, он мог бы сыграть Раскольникова.

М. Ц. – В 1982-м году в интервью для фильма "Пророков нет в Отечестве своём" Вы говорили о большой роли Высоцкого в русской культуре. За истекшие годы не изменилось ли Ваше мнение о значении Высоцкого для России?

Э. Н. – Нет, не изменилось. Более того, я полагаю, что Высоцкий занимает ещё более высокое место в русской культуре, чем я тогда полагал.

Высоцкий – явление очень значительное. Он намного выходит за рамки того круга метафор и определений, которые ему приписывают. Я считаю, что если бы не было науки социологии, то только по Высоцкому можно было бы изучать состояние общества того времени почти во всех социальных средах.

Если понравится материал, не забудьте подписаться на "Фан-группу Владимира Высоцкого" по ссылке:

Читайте также: