Романсы на стихи ратгауза

Обновлено: 04.10.2024

Ратгауз, Даниил Максимович (378x457, 149Kb)



Снова, как прежде, один,
Снова объят я тоской.
Смотрится тополь в окно,
Весь озаренный луной.

Смотрится тополь в окно,
Шепчут о чем-то листы.
В звездах горят небеса.
Где теперь, милая, ты?

Всё, что творится со мной,
Я передать не берусь.
Друг! помолись за меня,
Я за тебя уж молюсь.
<1893>
Ратгауз Даниил Максимович (25 января / 6 февраля 1868, Харьков - 6 июня 1937, Прага) - русский поэт, автор слов нескольких известных романсов.
Сборники стихотворений: «Песни любви и печали», «Мои песни», «О жизни и смерти».

Метки: Поэзия Ратгауз Комментарии (0)КомментироватьВ цитатник или сообщество

Над городом накрапывает дождь.

Среда, 07 Октября 2015 г. 21:30 (ссылка)

Переводы одного стихотворения

Поль Верлен, портрет кисти Курбэ

468px-Courbet_Verlaine1 (468x599, 210Kb)

1.

Портрет Артюра Рембо

Rembo13 (495x589, 210Kb)

2.

"Над городом накрапывает дождь" - это эпиграф к стихотворению Верлена, строка А. Рембо

Сердцу плачется всласть,
Как дождю за стеной.
Что за темная власть
У печали ночной?

О напев дождевой
На пустых мостовых!
Неразлучен с тоской
Твой мотив городской!

Сердце плачет тайком -
О какой из утрат?
Это плач ни о ком,
Это дождь виноват.

Это мука из мук -
Не любя, не скорбя,
Тосковать одному
И не знать, почему.

Geleskul (267x400, 79Kb)

3.

Читать далее

Метки: Верлен Рембо Сологуб Ратгауз Гелескул дождь фото портреты Эренбург Пастернак Комментарии (0)КомментироватьВ цитатник или сообщество

ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ - 6 РОМАНСОВ НА СТИХИ Д.РАТГАУЗА OP. 73

Четверг, 09 Января 2014 г. 18:58 (ссылка)


ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ -РОМАНСЫ


Так случилось, что Чайковский был первым композитором, написавшим романсы на стихи Д.Ратгауза. Такое сочетание стихов начинающего поэта и музыки уже достигшего вершины своей славы Чайковского принесло огромный успех стихам Ратгауза.


После Чайковского к его творчеству обращались многие русские композиторы. Но для Чайковского романсы ор.73 стали не только последними произведениями в его жизни в этом жанре, но и последними автобиографическими признаниями, сделанными композитором в форме вокальных миниатюр - психологических зарисовок разных душевных состояний: светлой грусти ("Мы сидели с тобой"), трагической картины ночного одиночества, олицетворяющего как бы конец жизненного пути человека, сравнимого с догорающей свечой ("Ночь"), страстных признаний с горечью трагической развязки ("В эту лунную ночь", "Закатилось солнце", "Средь мрачных дней") и скорбного прощания - ухода из жизни ("Снова как прежде один"). Примечательно, что в романсе "Ночь" настолько автобиографически точно композитор рисует картину человеческого одиночества, что даже запечатлел в фортепианной партии звук боя каминных часов клинского дома.


1. Мы сидели с тобой

2. Ночь

3. В эту лунную ночь

4. Закатилось солнце

5. Средь мрачных дней


6. Снова, как прежде, один



Можно усмотреть черты сходства между Шестой симфонией, симфонией "жизни и смерти", и романсами ор.73. Искренность, выразительность музыкальных образов, яркость интонаций и интенсивность их развития, богатство фортепианной партии, а, главное, запечатление чувств, владеющих каждым человеком на протяжении всей жизни, делают романсы Чайковского, этот лирический дневник композитора, одной из самых популярных и любимых областей его наследия.



.

Впервые романсы стали звучать уже после смерти Чайковского. Причем первые из них были исполнены в концертах памяти композитора осенью 1893 года. ..

Читайте также: