Романсы на стихи поэтов золотого века

Обновлено: 04.05.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Песня – это словесно-музыкальное произведение с поэтическим текстом и музыкальным рядом.

Постойте, скажете вы. Ведь романс – это то же самое. В нём есть и стихи, и музыка. Всё верно, романс – это один из видов песни.

Тематика песен тоже весьма разнообразна. Песни могут быть любовными, колыбельными, патриотическими, шуточными – ограничений попросту не существует.

А как исполняются песни? Да как угодно! Песни петь можно одному – соло, или вдвоём – дуэтом. Есть ещё трио, квартеты и так далее, вплоть до хора.

А что же романс? Как мы уже сказали, это один из видов песни. А значит, у романса есть ряд особенностей и ограничений, которые выделяют его из остальных видов песни. Какие же?

Во-первых, романс не бывает народным. Это не фольклорный жанр. У стихов и музыки всегда есть автор.

Во-вторых, тематика романса не настолько широка. В самом деле, разве бывают патриотические романсы? Нет. Романс – произведение лирическое. В центре внимания эмоции лирического героя.

Часто в романсе есть простой сюжет. В нём поётся о любви, измене, первой встрече, разлуке, одиночестве, гибели возлюбленного.

Из тематики романсов возникает его следующий признак – задушевность и интимность. Романс обращён к чувствительной, эмоциональной стороне слушателя. Настроение романса меланхолическое, печальное. Боль, гнев, отчаяние романс тоже может передать, но веселье или агрессию – никогда.

Кроме того, у романса всегда есть адресат. Романс обращён к определённому лицу и исполняется только сольно, ведь доверительный задушевный разговор или исповедь не терпят многолюдности.

Есть и технические различия. Например, у романса нет припева, как у песен. Музыка и стихи в романсе имеют одинаковое значение. А в песне зачастую текст не важен, упор делается на запоминающийся мотив.

Родиной романса считают Испанию. Романс в своём первоначальном варианте – бытовая песня на испанском языке, который называли романским. Появился романс в Средневековье как альтернатива религиозным песнопениям на латыни. Из Испании романс перекочевал в Англию, Францию, Германию, а потом уже и в Россию. В каждой стране сформировалась своя школа романса. Например, в Германии восемнадцатого века поэтической основой романса стали стихи Генриха Гейне и Гёте.

XIX век называют золотым веком русского романса, а сам романс – элитарным искусством. Неудивительно, ведь романсы XIX века создавались лучшими поэтами и композиторами того времени.

Примером исключительного творческого союза может послужить романс «На холмах Грузии», созданный на стихи Александра Сергеевича Пушкина. Музыку к этим стихам написал знаменитый композитор Михаил Глинка. И создавал он её на основе грузинских мелодий, которые наиграл композитору другой знаменитый поэт – Александр Сергеевич Грибоедов.

Михаил Глинка написал музыку и к другому знаменитому стихотворению Пушкина – «Я помню чудное мгновенье».

Один из самых популярных по сей день романсов «Соловей» принадлежит перу друга Пушкина, барона Антона Дельвига. А музыку к нему создал композитор Александр Алябьев.

Алябьеву принадлежит и ещё один известный хит – романс «Вечерний звон» на стихи Томаса Мура в переводе малоизвестного ныне поэта Ивана Козлова.

Стихи Михаила Юрьевича Лермонтова не раз становились источником вдохновения для композиторов. Романсами стали его стихотворения «Нищий», «Она поёт – и звуки тают», «Молитва» и многие другие. К стихотворению «Нет, не тебя так пылко я люблю» музыку написали более 80 композиторов, а к стихотворению «Сосна» («На севере диком») – более 100. Среди них такие звёзды мировой классической музыки как Николай Римский-Корсаков, Александр Даргомыжский, Сергей Рахманинов и Пётр Ильич Чайковский.

Романсами стали многие стихотворения Фёдора Тютчева, Афанасия Фета, Алексея Константиновича Толстого, Евгения Баратынского.

В XIX веке в русском романсе появляются жанры. Помимо классического романса, о котором мы сейчас говорили, выделяют ещё несколько видов.

Это городской, цыганский, жестокий и казачий романс.

У каждого вида были свои особенности. Например, жестокий романс трагичен. В нём часто речь ведётся от лица уже погибшего героя, либо всё заканчивается смертью. Городской романс опирался на городской фольклор и быт. Именно из этого поджанра появился так называемый русский шансон или попросту «блатная песня». Цыганские и казачьи романсы соответственно стилизовали под цыганские и казачьи фольклорные традиции.

Иногда стилизация выходила настолько удачной, что эти романсы со временем стали считаться народными. Например, романс «Очи чёрные». Стихи к нему написал украинский поэт Евгений Гребёнкин для своей невесты Марии Растенберг, которая тоже цыганкой не была.

Серебряный век русской литературы тоже изрядно обогатил жанр романса. Многие стихи Николая Гумилёва, Анны Ахматовой, Александра Блока, Марины Цветаевой и других поэтов Серебряного века стали романсами.

Некоторые из этих романсов мы можем услышать в кинофильмах. Так, например, в знаменитом новогоднем фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» звучит романс на стихи Марины Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной». На музыку эти строки положил композитор Микаэл Таривердиев.

В фильме «Жестокий романс» по пьесе Александра Островского «Бесприданница» целая россыпь романсов. «Под лаской плюшевого пледа» написан на стихи Марины Цветаевой. А вот строки другого знаменитого романса «А напоследок я скажу» принадлежат перу Беллы Ахмадулиной, которую причисляют к поколению поэтов-шестидесятников. Так что можно сказать, что в этом фильме прошлое сливается с настоящим, Золотой век и Серебряный век литературы встречаются с современностью.

К концу двадцатого века жанр романса утрачивает свою популярность, хотя и не исчезает полностью. Например, романс «Очарована, околдована» на стихотворение Николая Заболоцкого написал бард Александр Лобановский. Пели это многие, причём не только исполнители романсов. Например, бывший участник всемирно известной хэви-металл-команды «Парк Горького» Николай Носков или рок-группа «Санкт-Петербург».

До этого мы говорили только о романсе. А какие песни на стихи поэтов XIX и XX века мы можем вспомнить? Как вообще развивался жанр литературной песни?

В XIX веке существовала целая плеяда поэтов, писавших стихи для исполнения. Они подражали народной песне. Самым известным поэтом из них считается Алексей Кольцов.

У Кольцова есть и песни, и романсы. Надо сказать, что в XIX веке жанр романса главенствовал. Ведь он принадлежал дворянской культуре, которая и задавала моду. А в светских салонах чаще всего пели именно романсы.

Поэты Серебряного века обогатили не только жанр романса, но и жанр песни. Вообще, если говорить о поэтах начала двадцатого века, то безусловным лидером по количеству песен-хитов будет Сергей Есенин. Стихотворения «Белая берёза», «Заиграй, сыграй, тальяночка», «Клён ты мой опавший» и десятки других давно стали основой репертуара многих исполнителей.

Интересно, что песни на стихи Есенина можно услышать не только в исполнении народного хора или артистов, поющих в жанре классической песни. У таких современных рок-групп, как «Монгол Шуудан», «Ва-БанкЪ» и «Кукрыниксы» тоже есть песни на стихи Есенина. Кстати, не только рокеры любят лирику Есенина. Рэп-музыканты тоже охотно работают с ней.

Великая Отечественная война внесла свой вклад в песенную культуру. В этот период на первый план вышли патриотические и военные песни. Чьи же стихи чаще всего превращались в песни? Михаил Исаковский написал «В лесу прифронтовом», «Враги сожгли родную хату». На музыку положено проникновенное стихотворение Константина Симонова «Жди меня», многие стихи Александра Твардовского.

После войны жанр военной песни продолжал развиваться благодаря кинематографу. Для фильмов о войне писали новые песни, которые сейчас воспринимаются как фронтовые. Например, песня «Нам нужна одна Победа» впервые прозвучала в 1970 году в фильме «Белорусский вокзал».

С именем Булата Окуджавы связано и другое культурное явление 60-х годов XX века. В это время начался самый настоящий бум так называемой авторской, или бардовской песни. Барды писали стихи и музыку, исполняя написанные песни под аккомпанемент гитары. Бардами были Александр Галич, Юрий Визбор и, конечно же, Владимир Высоцкий. Кстати, тоже писавший музыку для кинофильмов и военные песни.

В фильме «Стрелы Робин Гуда» звучит несколько баллад в исполнении автора. В том числе, и «Баллада о любви».

За XIX и XX век жанр песни и романса сильно изменился, стал сложнее и богаче. Что же ждёт его в XXI веке? Разумеется, появятся новые поэты, которых потом назовут классиками. И стихи поэтов XIX и XX веков не уйдут в забвение. Об этом можно уже сейчас судить по тому, в каком количестве появляются новые музыкальные версии стихотворений прошлых лет.

А.А.Фет "Я тебе ничего не скажу."

Анализ стихотворения Фета «Я тебе ничего не скажу…»

Поздняя лирика Фета характеризуется образностью и романтичностью, однако имеет одну отличительную особенность – в ней присутствует грусть человека, который, пройдя большой и сложный жизненный путь, переосмысливает ценности. Судьбу поэта сложно назвать счастливой. Являясь сыном дармштадского судьи Иоганна Фета, он родился в России, куда его мать бежала с помещиком Афанасием Шеншиным. Мальчик был усыновлен, однако после смерти отчима выяснилось, что сделано это было незаконно, и подросток лишился не только дворянского титула, но и огромного состояния. Кроме этого, родной отец поэта вычеркнул его из завещания, лишив средств к существованию.

В итоге, когда молодой Афанасий Фет знакомится со своей дальней родственницей Марией Лазич и влюбляется в девушку, их роман заканчивается расставанием. Поэт не хочет жить в нищете, поэтому отказывается жениться на Марии, приданое которой, по его понятиям, весьма скромное. В отместку судьба наносит Фету жестокий удар: через несколько дней после разрыва с возлюбленным Мария Лазич погибает во время пожара.

Долгие годы, посвященные достижению финансового благополучия, Афанасий Фет старается не вспоминать в той, в которую был так безоглядно влюблен. Он даже женится на купеческой дочери Марии Боткиной, чем значительно увеличивает свой капитал. И лишь в последние годы жизни поэт осознает, что ради материального благополучия отказался от самого ценного дара, который только может получить человек от судьбы. Он предал свою возлюбленную и, тем самым, обрек себя до конца дней на страдания и одиночество.

Было бы ошибочно утверждать, что семейная жизнь поэта сложилась несчастливо. Мария Боткина буквально боготворила своего мужа и была ему не только заботливой женой, но и верной помощницей. Афанасий Фет очень ценил преданность супруги, однако не мог с собой ничего поделать – память постоянно рисовала в воображении образ той, другой Марии, с которой он мог быть по-настоящему счастлив. О своих душевных переживаниях поэт никому не рассказывал, лишь время от времени доверял их бумаге. Одним из многочисленных произведений, которые он посвятил одновременно и Марии Лазич, и собственной жене, является стихотворение «Я тебе ничего не скажу», созданное в 1885 году. К этому времени Фет уже смертельно болен, и прекрасно осознает, что жить ему осталось совсем немного. Поэтому в своей лирике он словно бы пытается искупить вину перед погибшей возлюбленной, вновь и вновь признаваясь ей в своих чувствах. Но при этом автор понимает, что его законной супруге совсем необязательно знать о том, что именно происходит в его душе. Эта кроткая и терпеливая женщина не заслуживает того, чтобы страдать. Поэтому поэт уверяет и ее и себя в том, что все хорошо, однако в стихотворении указывает: «Я тебе ничего не скажу, и тебя не встревожу ничуть». Эта фраза означает лишь то, что он не готов раскрыть перед супругой свое сердце, и спустя почти 30 лет совместной жизни признаться ей в том, что все эти годы любил другую.

Автор строго хранит свою тайну и ведет вполне обычный для состоятельного помещика образ жизни. Однако ночью он предается мечтам и воспоминаниям, которые сравнивает с ароматом цветов. «Раскрываются тихо листы, и я слышу, как сердце поет», — делится своими впечатлениями Афанасий Фет. Его любовь – призрачна и эфемерна, однако именно она дает автору ощущение полноты жизни. «И в больную, усталую грудь веет влагой ночной… я дрожу», — отмечает поэт, осознавая, что именно в такие моменты бывает по-настоящему счастлив. Однако свой секрет он намерен унести в могилу, не учтя лишь тот факт, что Мария Боткина давно в курсе неудавшегося юношеского романа своего мужа, она жалеет Афанасия Фета и готова потакать любым его капризам, лишь бы увидеть тень улыбки на лице человека, которого считает литературным гением.

Алексей Александрович Сурков «В земля́нке» («Землянка», «Бьётся в тесной печурке огонь…») — русская советская песня времён Великой Отечественной войны. Музыка Константина Листова , стихи Алексея Суркова.

Читайте также: