Рок опера на стихи вознесенского

Обновлено: 05.11.2024

Уникальные кадры 1980 года, сохранившие первозданную атмосферу работы над альбомом "Юнона и Авось". Анна Рыбникова, Раиса Дмитренко, Геннадий Трофимов. А также Алексей Рыбников со звукорежиссером.

9 декабря 1980 года, ровно сорок лет назад, в московской церкви Покрова в Филях состоялось первое публичное прослушивание записанного произведения композитора А. Рыбникова на стихи А. Вознесенского "Юнона и Авось". Именно с этого дня началась жизнь этого мега-шедевра.

Впрочем сама театральная постановка впервые появилась перед лицом зрителей 9 июля 1981. Это точка отсчёта сценической жизни спектакля. Про саму рок-оперу тогда еще никто не знал, потому что она появилась на пластинке только в 1982 году.

Началось все в 1978 году, когда композитор Алексей Рыбников показал Марку Захарову, главному режиссёру Московского театра Ленкома, свои музыкальные импровизации на темы православных песнопений. М. Захарову музыка понравилась и ему пришла идея постановки "Слова о полку Игореве" под эту музыку. Он пригласил А. Вознесенского для написания либретто по этой теме. Андрей Вознесенский воспротивился этому, честно сказав что не справится с этим материалом, и взамен предложил на эту музыку сделать спектакль по его старой поэме 1970 года "Авось", где рассказывается о любви сорокадвухлетнего графа Резанова к шестнадцатилетней Кончите.

М. Захаров прочитав поэму, согласился что в основу сюжета спектакля на музыку А. Рыбникова, стоит взять "Авось". Дальше закипела работа. Рыбников дописывал музыку, Вознесенский переделывал поэму под постановку.

Жанна Рождественская Жанна Рождественская Алексей Рыбников и Анна Рыбникова Алексей Рыбников и Анна Рыбникова Раиса Дмитренко Раиса Дмитренко

Алексей Рыбников привлёк к записи Геннадия Трофимова и Жанну Рождественскую , с которыми великолепно сделал "Звезду и смерть Хоакина Мурьеты". Уникальный вокалист Трофимов озвучил Рязанова, а не менее уникальная наша закадровая звезда Жанна Рождественская озвучила Богородицу. Но не только - её голос также слышен и в массовых сценах и в финале. Кончиту озвучила совсем юная Анна Рыбникова, дочь композитора. Сольную партию в эпилоге озвучила Раиса Дмитренко.

Также звучит на пластинке голос юной Оли Рождественской, и голос её дяди Олега Рождественского. Оригинально звучит голос Феликса Иванова и мощно потрясает Роман Филиппов в "Прологе" своим громогласным голосом своды.

Среди других артистов запечатлели свои голоса: Константин Кужалиев, Василий Ротарь, Александр Садо, Александр Самойлов и другие.

В записи принял участие государственный академический русский хор СССР под руководством И. Агафонникова. На всех клавишных от синтезатора до клавесина играет Алексей Рыбников.

Для тех кто не слышал запись этого альбома, можете это сделать прямо сейчас.

Эта запись стала настоящим шедевром. Даже тот факт что создатели в итоге не стали это называть рок-оперой, а дали название "современной оперы" не спас. Альбом пробивался невероятно тяжело. Было сделано 11 поправок к материалу. И в итоге так вышло, что из-за цензурных препон альбом из двух стереопластинок был выпущен фирмой "Мелодия" только в 1982 году. Когда уже вовсю гремела слава театральной ленкомовской постановки.

Но и сейчас есть фанаты этой первой записи альбома, которые ценят её намного выше всех театральных действ всех последующих сорока лет.

В последствии в театральную постановку взяли голос Жанны Рождественской, потому что её никто не смог перепеть. Геннадий Трофимов пел в театре Рязанова первые годы. А потом занялся обучением вокалу ленкомовских звёзд. Но в целом то что мы видим в театре и то что мы слышим на альбоме - это разные миры.

Эта душещипательная поэма о любви до сих пор трогает сердца зрителей. Даже после того когда подвергли ревизии факты жизни графа Рязанова. Что не такой он был муж праведный и достойный. И дипломатическую миссию в Японии провалил, и на фрегате "Надежда" так конфликтовал с командой, что его моряки готовы были выбросить в море. Да и его чувства к Кончите многие приписывают больше к дипломатическим побуждениям чем к любовной страсти. Но чихали, мы - зрители, на всю эту реальность.

Здесь стоит закончить цитатой из самого Андрея Вознесенского: "Автор не столь снедаем самомнением и легкомыслием, чтобы изображать лиц реальных по скудным сведениям о них и оскорблять их приблизительностью. Образы их, как и имена, лишь капризное эхо судеб известных…"

Читайте также: