Рефрен примеры в стихах
Обновлено: 04.11.2024
Чтобы разнообразить и украсить художественную речь, авторы применяют различные средства. В их числе стилистические фигуры прибавления – различного рода повторы. Среди них выделяется рефрен.
Исследователи дают различные определения термину «рефрен» (происходит от французского слова «refrain», которое переводится как «припев»). В литературной энциклопедии под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого и др. содержится такое описание: «повтор (иногда припев) одного или нескольких слов или строк». Примером такого рефрена могут служить строки из стихотворения А. Белого «Путь»:
Чтоб бранью сухой не встречали,
Жилье огибаю, как трус, –
И дале – и дале – и дале –
Вдоль пыльной дороги влекусь.
Аналогично можно воспринимать двойной повтор в строках А. А. Фета:
Сомнений нет, неясной нет печали,
Всё высказать во сне умею я,
И мчит да мчит всё далее и далее
С тобою нас воздушная ладья.«Во сне».
Но чаще под рефреном понимают повторение строки или ряда строк, иногда целой строфы, на определённом отрезке речи. В песнях этот приём именуется припевом. Основная функция рефрена – акцентировать внимание читателя на определённой мысли, подчеркнуть значение повторяемых слов. В поэтическом тексте рефрен формирует особый ритм, придаёт строкам динамичность.
Также следует отметить, что в различных произведениях повтор играет особую роль, зависящую от контекста использования. Рассмотрим это на примере некоторых произведений русской поэзии.
Вот фрагмент стихотворения И. Анненского:
Не могу понять, не знаю…
Это сон или Верлен?…
Я люблю иль умираю?
Это чары или плен?
…
Перед светом идеала,
Пусть мечта не угадала,
Это сон или Верлен?
Это чары или плен?«Не могу понять, не знаю…», И. Анненский.
Здесь рефрен объединён с риторическим вопросом. С помощью этих приёмов поэт усиливает степень смятения лирического героя и показывает, что это чувство не покидает его со временем.
В следующем отрывке повторяющиеся строки в сочетании с особым языком, имитирующим разговорную речь («подёрнулися»), и сюжетом, напоминают заунывную народную песнь.
Что шумит-звенит перед зарёю:
Что колышет ветер в тёмном поле,
Холодеет ночь перед зарёю,
Смутно травы шепчутся сухие, –
…
Что шумит-звенит перед зарёю?
Что колышет ветер в тёмном поле?
Холодеет ночь перед зарёю,
Серой мглой подёрнулися балки…«Ковыль», И. А. Бунин.
Буря на небе вечернем
Моря сердитого шум –
Буря на море и думы,
Много мучительных дум –
Буря на море и думы,
Хор возрастающих дум –
Черная туча за тучей,
Моря сердитого шум.«Буря на небе вечернем», А. А. Фет.
Данное стихотворение буквально построено на повторах и обогащено аллитерацией и ассонансом. Думается, что автор преследовал цель передать с помощью слов звуки, порождаемые стихиями. Рефрены здесь призваны показать ритмичность, последовательность накатывающихся на берег волн.
В стихотворении А. А. Асадова «Они студентами были…» видим, как с помощью рефрена автор подчёркивает главную мысль своего произведения:
И хоть за любовь стояли,
Но вряд ли они понимали,
Что, может, такой и бывает истинная любовь!
…
А он не простил – слыхали?»
Мещане! Они и не знали,
Что, может, такой и бывает истинная любовь!
В следующем фрагменте содержится неполный рефрен. Изменяя слова, автор указывает на усиление чувств лирического героя.
Мой свет скользит, мой свет змеится,
Но я тебе не изменю,
Когда отдашься ты огню,
Тому огню, что не дымится,
Что в тесной комнате томится,
И все сильней гореть стремится –
Наперекор немому дню.
Тебе, в чьем сердце страсть томится;
Я никогда не изменю.«Лунный луч», К. Д. Бальмонт.
Аналогично поступает советская поэтесса Юлия Друнина в стихотворении «Парад в сорок первом»:
То батальоны шли с передовой,
Шли на парад окопные солдаты.
В тревожных небесах аэростаты
Качали удлиненной головой.
Терзали тело Подмосковья рвы,
Убитых хоронил снежок пушистый,
Сжимали горло фронтовой Москвы
Траншеи наступающих фашистов.
А батальоны шли с передовой,
Шли на парад окопные солдаты!
Недаром в небесах аэростаты
Качали удивленно головой!
Автор использует здесь ту же конструкцию, но меняет слова, чтобы показать, как изменилась жизнь после победы в войне.
Вот пример рефрена, который применяется, чтобы передать восторженное состояние лирического героя, его оптимизм и радостное настроение:
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо и остро!
Весь я в чём-то норвежском! Весь я в чём-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!
Ветропросвист экспрессов! Крылолёт буеров!
Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!
Ананасы в шампанском – это пульс вечеров!В группе девушек нервных, в остром обществе дамском
Я трагедию жизни претворю в грезофарс…
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Из Москвы – в Нагасаки! Из Нью-Йорка – на Марс!«Увертюра», И. Северянин.
Случается, что в стихотворении повторяются начальные и конечные строки. Такой рефрен называется кольцом и нередко встречается в русской поэзии. Примером кольца являются следующие стихотворения:
Я шёл к блаженству. Путь блестел
Росы вечерней красным светом,
А в сердце, замирая, пел
Далёкий голос песнь рассвета.
Рассвета песнь, когда заря
Стремилась гаснуть, звезды рдели,
И неба вышние моря
Вечерним пурпуром горели.
Душа горела, голос пел,
В вечерний час звуча рассветом.
Я шёл к блаженству. Путь блестел
Росы вечерней красным светом.«Я шёл к блаженству. Путь блестел», А. А. Блок.
Сядь у моря – жди погоды.
Отчего ж не ждать?
Будто воды, наши годы
Станут прибывать.Поразвеет пыл горячий,
Проминет беда,
И под камень под лежачий
Потечет вода.И отступится кручина,
Что свекровь стара;
Накидает мне пучина
Всякого добра.Будто воды, наши годы
Станут прибывать.
Сядь у моря, жди погоды.
Отчего ж не ждать?«Сядь у моря, жди погоды…», А. А. Фет.
В таких произведениях сюжет как бы замыкается сам на себе, напоминая о бесконечном жизненном цикле.
Можно согласиться с тем, что рефрен делает речь более эффектной. Действительно, повторяющиеся строки добавляют стихотворениям ритмичность, сходство с песне, а также усиливают впечатление от прочитанного. С помощью рефрена автору легче акцентировать внимание читателя на важно мысли, а читателю в свою очередь легче запомнить её. Таким образом, рефрен становится важным средством усиления выразительности и мелодичности.
Читайте также: