Речевые игры и ролевые стихи
Обновлено: 04.11.2024
Статья знакомит педагогов ДОУ с понятием "логоритмика", с основными видами упражнений по логоритмике.
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmicheskie_uprazhneniya_i_ih_ispolzovanie.docx | 31.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Логоритмические упражнения и их использование
Цель : повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе использования логоритмических упражнений с детьми дошкольного возраста в режимных моментах логопедической группы.
Логоритмика. Основные понятия.
С каждым годом растет количество детей с различными речевыми нарушениями. Необходимо искать новые, более эффективные и интересные формы коррекции речи для детей дошкольного возраста.
Одной из таких форм является логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
Логоритмические упражнения включают в себя здоровьесберегающие технологии, способствующие повышению уровня звукопроизношения; овладение структурой слова;
расширению словарного запаса детей дошкольного возраста; укреплению здоровья ребенка (в результате в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной); развитию моторных и сенсорных функций, чувства равновесия, осанки и походки.
Цель логоритмических занятий - преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Логоритмику можно использовать как самостоятельный метод, так и как часть занятия.
На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы:
- постепенное усложнение и повторяемость материала;
- отработка ритмической структуры слова;
- четкое произношение доступных по возрасту звуков;
- обогащение словаря детей.
Музыкально-ритмические упражнения направлены на тренировку высших психических функций, в том числе разных сторон внимания, памяти, наблюдательности, тормозных реакций, координации движения. Особое место занимают упражнения, регулирующие мышечный тонус. Целью этого вида упражнений является устранение напряжённости, скованности, воспитание свободы действий, или, наоборот, повышение тонуса мышц – в зависимости от состояния ребёнка.
Для развития творческого потенциала, эффективной коррекции многообразных речевых нарушений у детей с речевыми нарушениями можно использовать огромное количество упражнений, игр и тренингов, способствующих развитию связной речи детей.
Задачи, направления и варианты логоритмических упражнений и игр.
Логоритмические игры и упражнения позволяют решать разнообразные задачи: развитие слухового и зрительного внимания; развитие фонематического слуха; развитие пространственной организации движений; развитие общей и тонкой моторики, мимики; развитие физиологического и фонационного дыхания; формирование артикуляционной базы звуков; развитие чувства ритма; развитие переключаемости с одного поля деятельности на другое; развитие коммуникативных качеств.
В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми:
1. Совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей;активизация всех видов внимания и памяти.
2.Развитие дыхания, голоса; выработка умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координация речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с ритмической основой: под музыку; под счет; словесное и стихотворное сопровождение.
Формы работы с детьми: групповые; подгрупповые; индивидуальные.
При проведении логоритмических игр и упражнений включаются различные виды деятельности: пальчиковые игры или массаж пальцев; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; стихотворения, сопровождаемые движениями; упражнения, регулирующие мышечный тонус; речевые упражнения без музыкального сопровождения;
чистоговорки; речевые и музыкальные игры; различные виды ходьбы и бега под музыку;
ритмические упражнения, пение; подвижные игры, драматизации; мимические упражнения; упражнения на релаксацию под музыку.
В процессе коррекционно-образовательной работы важно уделять большое внимание речедвигательным играм и упражнениям, в которые входят дыхательно-артикуляционный тренинг, игровой массаж и пальчиковая гимнастика, что предполагает развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизаций.
Речедвигательные игры и упражнения
Виды упражнений и тренингов: дыхательно-артикуляционный тренинг; игровой массаж; пальчиковая гимнастика; театрализованные игры; танцевально - ритмические упражнения; эмоционально-волевой тренинг.
Особенности применения: у пражнения выполняются под счет, с музыкальным сопровождением, с опорой на дирижерский жест и образец педагога ; у пражнения для рук с использованием различных предметов ; соединение ритмичной, выразительной речи с движением
Опираясь на музыкальные впечатления, дети создают графические и словесные образы.
Логоритмические игры и упражнения в режимных моментах
Варианты использования логоритмических упражнений в режимных моментах группы: утренняя гимнастика с речевыми звукоподражаниями; проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов - умывания, одевания на прогулку, подготовки к НОД; динамические паузы между НОД; физкультурные сюжетные формы НОД с использованием речевого материала; логоритмические физкультминутки во время образовательного процесса; бодрящая гимнастика со звукоподражанием; подвижные игры с речетативом и движениями; логоритмические досуги.
Одно из необходимых условий для получения хороших результатов - взаимодействие педагогов и родителей. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы можно предложить родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы. Очень важна логопедическая ритмика для детей, имеющих проблемы становления речевой функции (алалия, задержка речевого развития, нарушение звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства), так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д.
Примеры логоритмических упражнений для дошкольников
Дыхательно – артикуляционный тренинг
Цель: развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха.
Методика проведения: дети имитируют дуновения ветерка в разное время года, используя для этого различные фонемы. У Весны ветер ласковый и нежный, теплый - ф-ф-ф-ф. У Лета - жаркий, согревающий - х-х-х. У Осени - прохладный - с-с-с. У Зимы - холодный, студеный - в-в-в-в. Вдох производится носом, выдох ртом - без напряжения. Для создания образа теплого ветра, дети широко открывают рот и дуют на ладошку (от кисти до кончиков пальцев). Холодный ветер изображается долгим выдохом, через вытянутые губы. Ветер общается с нами: его можно ощутить, услышать, увидеть.
Цель: воспитание плавного, длительного речевого выдоха с помощью заданных педагогом гласных звуков определенной высоты, развитие координации звука и голоса.
Игровой материал: мяч.
Методика проведения : дети сидят по кругу на полу. В руках у педагога мяч. Показывая артикуляцией губ определенную гласную, он направляет мяч к одному из детей, сидящих в кругу. Пока мяч катится, необходимо пропевать звук. Ребенок, получивший мяч, прокатывает его следующему участнику, озвучивая весь путь. Музыкальный руководитель дает интонационную опору для исполнителя.
Игровой массаж и пальчиковая гимнастика
Цель: формирование адекватной самооценки, снятие мышечного напряжения с помощью игрового массажа.
Методика проведения: педагог читает потешку, по ходу чтения выполняет движения обеими руками. Дети повторяют эти движения ( прикрыть ладонями глаза, чтобы свет не проникал; быстро заморгать, затем закрыть и расслабить глаза)
Носик – пуговкой у нас,
Указательный палец поставить на кончик носа, медленно приблизить к нему глаза;
Брови – ниточкой у глаз.
Движения глазами вверх, чтобы «видеть» макушку, подушечкой указательного пальца левой руки поглаживаем правую бровь, а правой рукой левую;
Большими и указательными пальцами теребим мочки ушей
Облизываем губы по часовой стрелке;
Мягкие поглаживания по щекам;
Обнять ладошками шею и медленно вести по шейному отделу позвоночника;
Соединить пальцы рук на середине лба и медленно, слегка надавливая, вести в разные стороны;
Вытягивать рот «трубочкой» и растягивать в улыбке;
И наш пухленький живот!
Поглаживание по часовой стрелке
Речевые игры и ролевые стихи
Цель: развитие памяти, координации речи и согласованных движений пальцев рук.
Методика проведения : педагог читает стихотворение, соединяя пальцы своей руки с пальцами ребенка. Ребенок дополняет фразу педагога звукоподражанием голосам животных.
Повстречались два котенка
Соединяют свой мизинец правой руки с мизинцем правой руки ребенка;
Два щенка - ав - ав!
Соединяют безымянные пальцы;
Два жеребенка - иго-го!
Соединяет средние пальцы;
Два козленка – ме-е!
Соединяют указательные пальцы;
Смотри, какие рога!
Соединяют большие пальцы; двумя пальцами (указательным и мизинцем) делает ребенку «козу».
Цель: развитие быстроты реакции, чувства темпа и ритма, артикуляционной моторики.
Методика проведения: педагог читает текст, дети сопровождают рассказ звучащими жестами, звукоподражанием, договаривают фразы. Для озвучивания фрагментов сказок, стихотворений можно применять и музыкальные инструменты, выбирая их в соответствии с содержанием произведения и характером игрового персонажа.
Пример озвучивания сказки «О непослушном козлике».
Живет у бабушки козлик - остренькие рожки, да быстренькие ножки. По двору бегает, птичек гоняет, бабулю забавляет. Говорила ему бабуля: «Не ходи, козлик, в лес гулять, там волк страшный. Не ходи козлик в лес!». А козлик не послушался и убежал, только и слышно, как зацокал копытами по дороге
дети выполняют поочерёдные хлопки правой и левой руками по коленям
Перепрыгнул через забор
дети поднимают руки вверх, хлопают в ладоши, затем ударяют по коленям
и побежал по мостовой
дети попеременно кулачками стучат по груди
бежит, кричит: «Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь…».
Педагог: «Ой, что это?»
Дети: «Ой, что это?»
Педагог: «Болото! Его не обойти?»
Дети: «Его не обойти!»
Педагог: «Дорога напрямик!»
«чап-чап-чап» – дети ритмично оттягивают одновременно правую и левую щёки
Козлик: «Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь…
дети выполняют поочерёдные хлопки правой и левой руками по коленям
Педагог: «Ой, что это?»
Дети: «Ой, что это?»
Педагог: «Река! Ее не обойти?»
Педагог: «Дорога напрямик!»
Козлик: «Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь…»
Педагог: «Ой, что это?»
Дети: «Ой, что это?»
Педагог: «Лес! Страшный лес».
Педагог: «Дремучий лес».
Испугался козлик и бросился бежать. Бежит через речку
дети: «чап-чап-чап» -оттягивают правую и левую щёки
кулачками поочередно стучат по груди
дети поднимают руки вверх и ударяют по коленям
поочерёдные хлопки правой и левой руками по коленям
«У ребят порядок строгий…»
Цель : развитие умения ориентироваться в пространстве, выполнение коллективных, согласованных действий.
Методика проведения: дети маршируют по залу и произносят слова:
У ребят порядок строгий,
Знают все свои места,
Ну-ка, быстро повторите так,
Как, покажу вам я!
После последней строчки педагог показывает, как нужно построиться: руки перед собой округлые - в круг, руки в стороны на уровне плеч - в шеренгу, две вытянутые перед собой руки - в колонну.
Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.
— Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу.
— Топай правою ногою, топай левою ногою, снова — правою ногою, снова — левою ногою. После — правою ногою, после — левою ногою. И тогда придешь домой.
Цель: развитие способности экспрессивно выражать эмоции с помощью мимических движений.
Методика проведения: педагог: «Мы с вами в лесу. Подул ветерок и разбудил зверей. Медведю это не понравилось, лиса удивилась, ежик испугался, а заяц прислушался, кто там?». Дети выполняют мимический этюд.
Под влиянием регулярного включения логоритмических игр и упражнений у детей прослеживается положительная динамика в различных сферах: перестройка речедвигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной и других систем; улучшается произношение звуков, речь становится более четкой и выразительной;
появляется стойкий интерес и потребность к музыкально-двигательным занятиям; легче происходит осваивание необходимого объема движений танцев; формируются основы культуры движения, правильная осанка; оттачивается умение понимать ориентировку на себе (правая - левая рука, нога) и от себя (направо, налево, вперед, назад); появляются такие личностные качества, как уверенность, активность, целеустремленность, желание показать свои достижения.
Изменяется и протекание психических процессов: отмечается сосредоточенность, устойчивость внимания, улучшение запоминания и проявление творческого воображения.
Таким образом, логоритмические занятия способствуют решению основной задачи развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию всех видов движений, развитию памяти, внимания, мышления. А использование элементов логоритмики на коррекционных занятиях посредством музыкально-эмоционального, двигательного и речевого воздействия способствуют преодолению речевой патологии.
Читайте также: