Размер стиха весна плещеева

Обновлено: 25.12.2024

Весна и связанные с ней преображения всегда были излюбленной темой для многих поэтов. Одним из самых ярких литературных произведений на «весеннюю» тематику является стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Весна». Предлагаем краткий анализ «Весна» по плану, с помощью которого можно лучше разобраться в произведении и подготовиться к уроку литературы в 5 классе.

Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.

Краткий анализ

История создания – Стихотворение написано в 1872 году.

Тема стихотворения – Весеннее обновление природы, а также чувств и мечтаний человека.

Композиция – Стихотворение состоит из трёх частей: в первой части описаны первые признаки наступления весны, во второй – радостные переживания, связанные с её приходом, в третьей – торжество единения природы и человека.

Жанр – Лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – Четырёхстопный ямб с перекрестной рифмой.

Метафоры – «пора метелей злых и бурь», «небесная лазурь».

Олицетворения – «бегут ручьи», «лес оденется листвою», «зима унесла».

Инверсия – «тает снег», «засвищут соловьи».

Сравнения – «стучит, как будто ждёт чего-то».

История создания

Произведение «Весна» было написано Алексеем Николаевичем в 1872 году. Тема весеннего пробуждения природы и её преображения была близка многим русским поэтам. Не стал исключением и Плещеев, которому удалось написать одно из самых прекрасных стихотворений, посвящённых этому времени года.

Центральная тема – приход весны и изменения, которые она вызывает в природе и людях. Лирический герой не скрывает своей радости по поводу окончания лютой и безжалостной зимы.

Под первыми лучами весеннего солнца природа будто оживает: тает снег, деревья готовятся примерить зеленый наряд, птицы радуются теплу. Но с весной пробуждается не только природа: душа человека также очищается от накопившихся забот и проблем.

Даже простые крестьяне, вынужденные много и тяжело работать, радуются приходу весны. Что же говорить о птицах и детях, которые встречают долгожданное тепло звонким пением и радостным смехом!

Главная мысль произведения – ощущение счастья, которое дарит весна каждому человеку. С её приходом в душе зарождаются самые смелые надежды, чувствуется прилив сил, все печали и горести забываются, уступая место радости и светлым грёзам.

Композиция

Произведение условно можно разделить на три части. В первой части автор раскрывает всю прелесть природы, пробуждающейся после зимнего сна. Тает снег, бегут ручьи, ещё совсем немного – и деревья наденут своё зелёное убранство, а соловьи будут разливаться звонкими трелями. Весна только вступает в свои владения, но уже понятно, что злые метели и снежные бури позади, впереди – солнце, цветущие луга и пение птиц.

Во второй части лирический герой делится своими переживаниями, которые возникают у него с приходом весны. В каждом человеке, будь то труженик или беззаботный ребёнок, с приходом весны просыпаются надежды и светлые мечты, возникает чувство неподдельной радости и счастья, предвкушение прекрасных перемен. Кажется, будто вместе с зимой ушли все беды и проблемы, и впереди ждёт лишь безоблачное счастье.

В финальной части произведения звучит радостная весть – «Весна!», знаменующая собой слияние природного и человеческого торжества.
Стих состоит из пяти четверостиший. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с использованием перекрестной рифмы.

Произведение написано в жанре лирического стихотворения: ясно видны мысли и чувства лирического героя.

Средства выразительности

Для придания стихотворению образности, лиричности и эмоционального накала поэт мастерски использует самые разнообразные средства художественной выразительности.

Красочные эпитеты (« небесная», «звонкий», «беззаботных ») создают ощущение праздника, которое несёт с собой весна. При описании пробуждающейся природы автор использует олицетворения (« лес оденется листвою», «бегут ручьи», «зима унесла ») и метафоры (« небесная лазурь», «пора метелей злых и бурь» ). Также в произведении встречаются инверсии (« тает снег», «засвищут соловьи ») и сравнения (« стучит, как будто ждёт чего-то »).

Впечатление в значительной мере усиливается благодаря противопоставлению « злых метелей » « небесной лазури » и радостному восклицанию « Весна!».

Читайте также: