Размер стиха сжала руки под темной вуалью
Обновлено: 23.11.2024
Анна Ахматова – не только гениальный поэт, но и исследователь взаимоотношений мужчины и женщины. Герои её стихов обладают внутренней силой, как и сама поэтесса. Стихотворение, о котором пойдёт речь, изучается в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Сжала руки под тёмной вуалью» по плану.
Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Сжала руки под тёмной вуалью.
История создания – было написано в 1911 г. (ранний период творчества), когда поэт соединила себя узами брака с Н. Гумилевым.
Тема стихотворения – разрыв отношений влюблённых людей.
Композиция – Произведение условно можно разделить на 2 части: рассказ женщины о том, что она чувствовала, когда наблюдала за уходом любимого и лаконичное воспроизведение последних минут расставания. Формально стихотворение состоит из трёх катренов, которые постепенно раскрывают тему.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – трёхстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «я терпкой печалью напоила его допьяна», «искривился мучительно рот»,
Эпитеты – «тёмная вуаль», «ты сегодня бледна».
История создания
Несмотря на то, что на момент создания стихотворения Анна Ахматова уже год пребывала в браке с Николаем Гумилевым, исследователи считают, что история создания его не была связана с этими отношениями. Стихотворение раскрывает проблему расставания, а супруги прожили вместе почти десять лет. Произведение было написано в 1911 году, поэтому его относят к раннему периоду творчества.
Брак Гумилева и Ахматовой нельзя назвать счастливым, но Анна Андреевна никогда не изменяла своему мужу, поэтому нельзя считать, что за строчками скрывается какой-то конкретный мужчина. Скорее всего, это стихотворение и его герой – плод воображения поэта. Кажется, изливая свои переживания на бумаге, она готовилась к расставанию, чтобы быть при этом гордой и сильной.
В центре стихотворения традиционная для любовной литературы проблема разрыва отношений. Ахматова воспроизводит её с точки зрения брошенной женщины, которая и является лирической героиней. Для раскрытия темы поэтесса подаёт всего несколько сцен из ссоры между возлюбленными. Её внимание устремлено на детали: жесты, мимику героев.
В первой строчке автор рассказывает о сжатых под тёмной вуалью руках. Жест, на первый взгляд, лаконичный, но на самом деле он говорит о многом. Всего пять слов позволяют предположить, что женщина мучается, чувствует эмоциональное напряжение, ей больно. Тем не менее, она не хочет выдать свои переживания, поэтому прячет руки под вуаль. Во второй строке появляется неизвестный собеседник, который интересуется, почему героиня побледнела. Бледность, кстати, тоже говорит о том, что женщина пережила что-то нехорошее. Следующие строки – рассказ лирической героини о своей беде. Написаны они от первого лица.
Женщина признает, что сама виновата в случившемся: «тёрпкой печалью напоила его допьяна» . Видимо, между влюбленными вспыхнула ссора, которая очень ранила мужчину. Об этом говорят его походка и искривленный от мучения рот. Героиня на минутку забыла о своей гордости и быстро побежала к воротам.
В анализируемом произведении реализуется идея о том, что нужно беречь свои чувства, ведь любое неосторожное слово или глупый поступок может разрушить то, что складывалось годами.
Композиция
Произведение А. Ахматовой по смыслу делится на две части: описание «погони» за любимым после ссоры и воспроизведение последнего разговора перед его уходом. Начинается стихотворение с небольшого вступления, которое подводит читателя к дальнейшим событиям. Для передачи всех деталей в тексте используется прямая речь. Также поэтесса вводит второстепенный образ невидимого собеседника.
Данное стихотворение сюжетное: в нём можно выделить все элементы сюжета. Стихотворный размер – трехстопный анапест. А. Ахматова использовала перекрёстную рифмовку АВАВ, мужские и женские рифмы
Жанр произведения можно определить как элегию, так как в нём чувствуется печальное настроение. Есть в произведении и признаки лирического стихотворения, так как в центре – переживания лирической героини. В конце стихотворения темп ускоряется, что не характерно для элегии.
Средства выразительности
Внутреннее состояние лирической героини передаётся при помощи художественных средств. Также они служат для развития сюжета, оригинального раскрытия темы и донесения до читателя идеи. В тексте есть несколько метафор: «тёрпкой печалью напоила его допьяна», «искривился мучительно рот» . Они придают обыденной ссоре художественность. Дополняется картина эпитетами: «тёмная вуаль», «улыбнулся спокойно и жутко». Сравнения поэт не использует.
Психологическое состояние передаётся и через интонацию. Ахматова использует вопросительные предложения, в том числе и риторическое, оборванные синтаксические конструкции. Некоторым строкам выразительности придаёт аллитерация. Например, в первой строфе автор нанизывает слова с согласными «ж», «з», «с», «ш», «ч»: «Как забуду? Он вышел шатаясь, искривился мучительно рот…».
Читайте также: