Ранние стихи жуковского сентиментализм

Обновлено: 22.11.2024

Урок № 3.

Романтический мир В. А. Жуковского.

Его стихов пленительная сладость

Пройдёт веков завистливую даль,

И, внемля им, вздохнёт о славе младость,

Утешится безмолвная печаль,

И резвая задумается радость.

Наиболее крупным представителем консервативного крыла русского романтизма был Василий Андреевич Жуковский.

Жуковский и сентиментализм.

Жуковский начал свою деятельность как ученик Карамзина. В ранних его произведениях мы находим все основные черты сентиментализма: и повышенную чувствительность, и культ природы, и идеализа­цию деревенской жизни.

Первым крупным произведением Жуковского была элегия «Сельское кладбище» (1802). Стихотворение представляло собой перевод сентименталь­ного произведения английского поэта Грея. Но Жуковский не рабски ско­пировал подлинник, а внёс в него много изменений. Автор с глубоким сочув­ствием говорит в нём о трудовой жизни крестьян и об их смиренной судьбе.

Стихотворение начинается так:

Уже бледнеет день, скрываясь за горою;

Шумящие стада толпятся над рекой;

Усталый селянин медлительной стопою

Идёт, задумавшись, в шалаш спокойный свой.

В туманном сумраке окрестность исчезает .

Повсюду тишина, повсюду мёртвый сон;

Лишь изредка, жужжа, вечерний жук мелькает,

Лишь слышится вдали рогов унылый звон.

В «Сельском кладбище» Жуковский не выходит ещё из рамок сентимен­тализма. Ночной пейзаж с тусклым светом луны любили и сентименталисты.

Общий характер поэзии Жуковского.

Однако не сентиментализм характерен для творчества Жуковского. В русской литературе он выполнил роль родоначальника нового направ­ления — романтизма.

Основное содержание поэзии Жуковского — внутренний мир Человека, мир сердечных чувств. Счастье своё он видит не в общественной борьбе, а в мечтах. Сфера его поэзии — интимная, внутренняя жизнь личности. Если сравнивать Жуковского с Карамзиным, то можно сказать, что Карамзин принёс в русскую литературу чувствительность, а Жуковский — чувство.

В произведениях Жуковского глубочайшим образом отразилась жизнь сердца с его интимнейшими чувствами.

Одной из основных том поэзии Жуковского является тема несчастной любви. Особенно много грустных стихотворений вы- звано историей неудачной любви поэта к М. А. Протасовой.

Отказавшись от личного счастья, поэт воспевает «минувших дней очарованье». Прошлое его волнует больше, чем настоящее:

Минувших дней очарованье,

Зачем опять воскресло ты?

Кто разбудил воспоминанья

И замолчавшие мечты?

Шепнул душе привет бывалый,

Душе блеснул знакомый взор;

И зримо ей в минуту стало

Незримое с давнишних пор.

О милый гость, святое прежде,

Зачем в мою теснишься грудь?

Могу ль сказать: живи — надежде?

Скажу ль тому, что было: будь?

Воспоминания для Жуковского — это лучи, освещающие потёмки жизни. Жуковский превратился в певца утрат, в певца прошедшего. Он весь во власти меланхолических воспоминаний. «Воспоминания и я — одно и то же», — заявляет поэт. Для него «прекрасное только то, чего нет». Грусть по, какому-то недо­стижимому идеалу, тоска о прошлом, о милом прежде, недоволь­ство настоящим — вот что наполняет душу поэта.

Но воспоминание — это одно, а реальная действительность, окружающая человека, — это другое.

По своим общественным взглядам Жуковский принадлежал к консервативным слоям русского дворянства. Самодержавие он считал единственной законной формой правления. Всякие про­явления общественной борьбы и протеста он отрицал. Лира его не умела возмущаться и протестовать. Вот почему восстание декабристов ему казалось возмутительным и страшным собы­тием. И вот почему его поэзия полна мотивами примирения и успокоения. _

Взор Жуковского был устремлён не в современность и не в будущую жизнь общества, а в прошлое. И он уходит мечтами в чудесный мир легенд, в поэзию средневекового рыцарства, в жизнь легендарного Востока. Его манит к себе всё далёкое, экзотическое. В его романтическом воображении прошлое высту­пает в тумане веков светлым, красивым призраком с мягкими, поэтическими очертаниями. Идеализация средневековья с его рыцарством и трубадурами составляет одну из главных черт романтизма Жуковского.

Жуковский переводит самые разнообразные баллады, в кото­рых изображается жизнь античных времён и средневековья. К числу их относятся, например, баллады Шиллера «Поликратов перстень», «Кубок», «Перчатка» и др., восточные поэмы «Рустем и Зораб», «Наль и Дамаянти» и др. Многие из этих произведений стали впервые известны русским читателям именно по переводам Жуковского.

Любимой поэтической формой Жуковского становится бал­лада— жанр, занявший в эпоху романтизма такое же место, как ода в эпоху классицизма. Под балладой разумелось в то время небольшое сюжетное стихотворение фантастического, исторического или героического содержания, чаще всего лири­чески окрашенное.

Современники смотрели на Жуковского прежде всего как на автора баллад. В одном своём послании поэт Батюшков прямо называет его «балладником».

Первой балладой Жуковского, обратившей на себя внимание читателей, была «Людмила», переделанная из произведения Бюргера «Ленора».

Особенной популярностью пользовалась баллада Жуковского «Светлана». Действие баллады раскрывается в обстановке рус­ской народной жизни: мы находим в ней и народное гадание на святках, и пение подблюдных песен, и т. п. Содержание баллады фантастическое. Разъясняя счастливый, идиллический конец бал- лады, Жуковский пишет:

Вот баллады толк моей:

Лучший друг нам в жизни сей

Вера в провиденье.

Благ зиждителя закон:

Здесь несчастье — лживый сон,

Этими словами Жуковский хочет сказать, что не следует гадать о будущем, а нужно ввериться судьбе, и всё будет хорошо. Религиозное мировоззрение Жуковского сказалось в данном случае в том, что судьба отождествляется у него с «про­видением», с предвечными законами «зиждителя», т. е. бога.

В балладе «Светлана» отчётливо видны черты романтизма

1) увлечение народной стариной, народными преданиями и

2) интерес ко всему фантастическому, таинственному;

3) использование баллады как одного из романтических

Обрисовка героев баллады дана в духе народного творчест­ва: жених Светланы представлен как «добрый молодец со сладо­стными устами», Светлана — как кроткая русская девушка.

Признать эту балладу выражением подлинного народного творчества мешает, однако, односторонний показ в ней русской действительности, далёкий от историзма. Жуковский часто пере­носит в своё творчество элементы народной поэзии, но исполь­зует мотивы народного творчества для идеализации старины.

Читайте также: