Р бойко стихи и михайловой скрипка
Обновлено: 04.11.2024
Проблема урока. Какие инструменты называются струнными смычковыми?
Урок посвящён закреплению знаний о струнных смычковых инструментах: скрипке, альте, виолончели и контрабасе. Общие и отличительные особенности струнных смычковых (тембр звучания, особенности строения
и внешний вид). Их сольное и ансамблевое звучание.
Музыкальный материал : Н. Римский-Корсаков. «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»;
А. Дворжак. «Мелодия»; Е. Дога. «Вальс» из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»; Р. Бойко, стихи И. Михайловой. «Скрипка», «Песенка про оркестр» муз. С.Важова, сл. М.Яснова, Н.А.Римский-Корсаков «Полёт шмеля». Из оперы «Сказка о царе Салтане», «Мелодия» А.Дворжак.
Тема: Струнные смычковые инструменты
Конспект урока
I . Организационный момент.
А). Музыкальное приветствие «Прозвенел для нас звонок»;
Б). Рефлексия: проверка готовности и настроения обучающихся к уроку.
У. «Ребята, мы продолжаем разговор о музыке. О чём расскажет нам музыка сегодня?»
II . Актуализация знаний
Слушание: песня «Песенка про оркестр» муз. С.Важова, сл. М.Яснова (1.00.)
У. - Ребята, что вы сейчас послушали?
Д. - Мы послушали песню.
У. - О чём была эта песня?
Д. - В этой песне говорилось о музыкальных инструментах скрипке, виолончели и контрабасе, а ещё об оркестре.
У. - С помощью чего звучат эти инструменты?
Д. - Эти инструменты звучат с помощью струн и палочки, которой проводят по струнам.
У. - А для того, чтобы узнать как называется палочка, которой извлекают звук, надо послушать стихотворение.
«Да, инструментов большая бригада
Я вам открою секрет:
Не смогут звучать инструменты,
как надо, если…( смычка)… рядом нет».(смычка)
У. «Эта палочка называется смычок».
- Как же можно назвать эту группу инструментов, если у них есть струны и смычок? Если мы ответим на это вопрос, то узнаем тему урока.
Д. - Это струнные смычковые инструменты и тема нашего урока «Струнные смычковые инструменты».
У. - Где, в каком коллективе музыкантов мы можем услышать струнные смычковые инструменты?
Д. - Эти инструменты можно услышать в симфоническом оркестре.
У. - Что нам необходимо сделать для того, чтобы раскрыть тему урока?
Д. - Мы должны узнать как выглядят струнные смычковые инструменты и как на них играют;
- Какие инструменты и сколько их входят в группу струнных смычковых;
- Как звучат инструменты этой группы и какими выразительными особенностями обладают;
- Послушать звучание этих инструментов и почувствовать их выразительные особенности.
3. Введение нового знания
Слушание: « Вальс» из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» композитора Е.Доги. 3.56
У. - Ребята, сейчас вы послушаете очень красивое произведение композитора Евгения Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»
- Какие чувства выражает эта музыка?
Д ети слушают и отвечают на вопрос.
Д. - Эта музыка выражает чувства нежности, счастья, тревоги, грусти.
У. - Мы можем определить в чьём исполнении послушали произведение?
Д. - Эта музыка исполнялась симфоническим оркестром.
У. - Какие инструменты звучали? (Дети перечисляют услышанные инструменты.)
У. - «Симфонический оркестр – это очень большой ансамбль , большая группа исполнителей, которые объединяются для совместного исполнения музыкальных произведений. В составе оркестра может быть около 100 исполнителей, играющих на разных музыкальных инструментах».
«В Древней Греции оркестром называлось место перед сценой, на которой во время спектакля помещался хор. Позднее оркестром стали называть большие ансамбли музыкантов, совместно исполняющие музыкальные произведения. Самый полный и совершенный по звучанию – симфонический оркестр».
- Какие оркестры вы еще знаете?
Д .- Оркестр народных инструментов.
У. - Какой, по вашему мнению, самый главный инструмент в оркестре?
Д . - Самый главный инструмент в оркестре – скрипка.
У . - Из какого материала она изготовлена?
Д. - Скрипку делают из дерева.
У. - С помощью чего извлекается звук?
Д. - Звук извлекают с помощью смычка, которым проводят по струнам.
У. - Как играют на скрипке?
(Дети показываю, имитируют игру на скрипке)
У. - На что похожа скрипка?
Д. - Скрипка похожа на девушку.
У. - А вы знаете, как называются детали скрипки?
У. Учитель проговаривает названия частей скрипки (дека, эфы, гриф, колки, корпус), Дети повторяют название деталей скрипки.
Инструментов знаем много музыкальных,
Голос каждого – особый, уникальный
Музыканты долго думали: «Как быть»
И решили всех по группам разделить,
Чтоб не путались в оркестре никогда
И садились сразу на свои места».
У. - «Все музыкальные инструменты симфонического оркестра можно разделить на несколько групп: деревянные духовые , медные духовые, клавишные и ударные;
- Как вы думаете, о какой группе инструментов я ещё не сказала?
Д. - О группе струнных смычковых инструментов.
У. - А к какой группе музыкальных инструментов мы можем отнести скрипку, если у неё есть струны и звук извлекается с помощью смычка?
Д. - Скрипку мы отнесём к группе струнных смычковых инструментов.
У. - Верно, ребята. А что мы знаем про группу струнных смычковых инструментов? Давайте откроем учебник на стр.34.
Работа с учебником Стр. 34 - 35
У. - О чём мы сможем узнать из представленного текста?
Д. - Мы можем узнать о группе струнных смычковых инструментов, как они выглядят, как называются.
У . - Теперь мы знаем, какие инструменты входят в группу струнных смычковых инструментов?
- Из какого материала сделаны эти инструменты?
У. - Подумайте, как правильно назвать такую группу исполнителей? (выбрать карточку с правильным названием) оркестр или ансамбль.
Работа с учебником Стр. 36 (иллюстрация)
У. - Сколько инструментов входит в этот ансамбль?
Д. - В этом ансамбле 4 инструмента.
У. - Какой из этих инструментов самый маленький по размеру, а какой большой?
Д. - Самая маленькая по размеру скрипка, а самый большой - контрабас.
У. - Что общего у этих инструментов?
Д. - Эти инструменты имеют одинаковую форму и имеют одинаковый способ извлечения звука – смычком.
У. - Чем они между собой отличаются?
Д. - А отличаются эти инструменты друг от друга, размером и звуком, т.е. тембром.
У. - Что такое «тембр»?
Д. - Тембр – это окраска звука или голоса.
У. - Наделили великолепным голосом эти инструменты знаменитые скрипичные мастера прошлого: Амати, Гварнери, Страдивари, Гваданини, Вильом.
- А теперь пришла пора отдохнуть.
Физминутка: Танец-песня «Буги-вуги»
IV . Воспроизведение нового знания.
Слушание: Н.А.Римский-Корсаков «Полёт шмеля». Из оперы «Сказка о царе Салтане» (1.20)
У. - Послушайте звучание одного из инструментов, назовите его и представьте, что изображает музыка, в каком темпе и в каком регистре звучит, какое настроение в этом произведении?
Д. - Это прозвучала скрипка, мелодия летела стремительно и очень быстро в верхнем регистре.
У. - Выберите и покажите скрипку на карточке.
(дети показывают карточку, на которой изображена скрипка)
У. - Скрипка вела главную партию или второстепенную?
Д. - Скрипка вела главную партию.
У . - «Это обозначает, что скрипка вела соло» .
- В каком регистре звучала мелодия?
Д. - Мелодия звучала в верхнем регистре
У. - В каком темпе звучала мелодия?
Д. - Темп очень быстрый
У. - В каком ладу звучала мелодия?
Д . - Переменный лад
У. - Какова динамика этого произведения?
Д . - То громче, то тише.
У. - Какое настроение произведения?
Д. - Настроение взволнованное, тревожное.
У. - Как вы думаете, кого изображала эта мелодия?
«Такая виртуозная техника игры, т.е сложная техника игры изображает звук полёта шмеля. Эта мелодия столь стремительна, что у слушателя воссоздаётся впечатление грозного шмелиного звучания.
- В какой сказке рассерженный шмель готовясь ужалить Бабу – Бабариху, совершает свой знаменитый полёт?
Д . - В «Сказке о царе Салтане», которую написал А.С.Пушкин.
У. - «Но мы с вами в музыкальной сказке, т.е. мы в опере, а музыку к опере «Сказка о царе Салтане» написал русский композитор Н.А. Римский-Корсаков, которого называли музыкальным сказочником. И эта музыка, которую исполняла скрипка, изобразившая полёт шмеля так и называется «Полёт шмеля».
- Почему, по-твоему, Н.А.Римский – Корсаков выбрал тембр скрипки для передачи полёта шмеля?
Д. - Надо было изобразить полёт насекомого, а скрипка обладает гибкостью и подвижностью. (Ответы детей.)
Рефлексия: Просмотр мультфильма «Полёт шмеля» ( 1.48)
У. - А вот как изобразили полёт шмеля мультипликаторы. Давайте ещё раз послушаем великолепное виртуозное звучание скрипки.
Разучивание: Р. Бойко, стихи И. Михайловой. «Скрипка», (ВХР)
Хоровые ответы:
« Движенья плавные смычка приводят в трепет струны.
Мотив поет издалека, поет про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив!
В них – радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив, ее названье… (скрипка)
«Я больше скрипочки размером.
Мой голос ниже – но знай меру!
Меня ты на плечо кладешь
И по струне смычком ведешь… (альт)
«А теперь отгадайте, ребята, о каком инструменте пойдёт речь?
« Представьте себе великана такого:
Доброго, толстого, очень большого,
Звучит его голос солидно и плавно,
Так густо, насыщенно – право же, славно!
Назвать его имя – заданье для вас.
Зовут музыканты его… (контрабас)
У. - Найдите карточку на которой изображён контрабас.
У . - Какой это инструмент, расскажите о нём.
В) (звучание контрабаса в музыкальной энциклопедии)
У. - Как играют на контрабасе?
У . - В каком регистре звучит контрабас?
« Он огромный, словно шкаф,
Он стоит не на ногах,
Он имеет мощный бас.
Это важный… (Контрабас)
У. - Подумай, можно было бы исполнить «Полёт шмеля» на контрабасе?
Д. - На контрабасе эту мелодию сыграть нельзя, т.к. у него очень низкое звучание.
Слушание: «Мелодия» А.Дворжак ( 2.38)
Это произведение написал Антонин Дворжак, чешский композитор 19 века. (08.09.1841 – 01.05.1904)
- Как вы считаете, какой музыкальный инструмент сейчас прозвучал?
« Звук напряженный, сочный, певучий,
Сладко-таинственный, плавно-тягучий.
Ножкою острой стоит на полу.
Место в оркестре ей – в правом углу.
Имя приятное – как карамель.
И называется… (виолончель)
У .- Покажите карточку, на которой изображена виолончель.
- Как играют на виолончели? (дети показывают способ игры на инструменте)
- Как звучит виолончель в этой пьесе?
Д. - Виолончель относится к низким струнным смычковым инструментам. Её звучание насыщенное, глубокое, «бархатное».
У. - Какое настроение, темп, динамика, лад, звуковедение, в каком регистре звучит мелодия?
Д. - Настроение мелодии нежное, печальное.
- Динамик не очень громкая.
- Звуковедение плавное, в среднем регистре.
У. - Почему А.Дворжак дал пьесе название «Мелодия»?
V . Первичное закрепление
1). «В музыкальный магазин завезли партию музыкальных инструментов – только что с фабрики, все в коробках и ящиках. Но во время пути этикетки с названиями инструментов были порваны Ребята, нужно помочь работникам музыкального магазина разобраться. Давайте сложим названия инструментов, поставив буквы в нужном порядке. Детям даются наборы букв, из которых надо составить названия инструментов, например: (Ирксапк, тьал, нолоивечьл, ртноксба) – работа в группах закрепляют слова на доске. (работают в парах)
У. - Перед вами карточки, найдите третьего лишнего (самостоятельная работа)
- Скрипка, контрабас, баян
- Кларнет, виолончель, альт
- Контрабас, барабан, виолончель
- Тромбон, виолончель, скрипка
(Дети заполняют карточку).
Домашнее задание: Работа в рабочей тетради. Стр.78 - 79. Написать названия музыкальных произведений, в которых струнные смычковые инструменты играют важную роль.
VI . Рефлексия деятельности на уроке
работал на уроке
Я понял тему урока
Я запомнил звучание инструментов в ансамбле и оркестре
Я запомнил названия музыкальных инструментов
Я запомнил фамилии великих музыкантов
Общее количество баллов
Проблемное слово учителя:
« Каждый предмет, так же как музыкальные инструменты имеют своего автора-мастера. Самых известных скрипичных мастеров прошлого всего пять: Страдивари, Гварнери, Амати, Гваданини и Вильом… Только при произнесении этих имен сердца меломанов наполняются вполне понятным трепетом. Теперь этот «струнный квинтет» – 5 уникальных скрипок, вышедших из-под рук знаменитых «художников от музыки», – стал достоянием России. До сих пор скрипичных дел мастера стремятся создать более совершенные музыкальные инструменты. Чего же они хотят добиться в своей работе?»
Читайте также: