Пуская в свет мои мечты фет анализ стиха

Обновлено: 25.12.2024

Цель: познакомить с жизнью поэта, связывая с особенностью стиля; углубить представления о соотношении лирического героя и автора.

Оборудование: мультимедийная доска, где представлена презентация «Жизненный путь А.Фета», романс «На заре ты ее не буди», стихи поэта.

I.Актуализация опорных знаний. Вопросы, на которые мы должны найти ответы на уроке.

Почему А.Фет в жизни был одним, а в стихах совершенно другим?

Почему он стал таким?

Что скрывается за внешней холодностью?

Почему прожил 72 года в страданиях, обидах, борьбе за место под солнцем?

II. Проверка самостоятельной работы учащихся.

Слово группе литературоведов, приготовивших презентацию.

[Картинка 143 из 965]

1-ый. Будущий поэт родился в семье орловского помещика Афанасия Неофитовича Шеншина и в детстве носил его фамилию. Все было определенно и надежно: достойное дворянское имя, высокое

Это рухнуло в один день. Мальчик, учившийся

в немецком пансионе, получил от отца письмо, в котором сообщалась его настоящая фамилия – Фет.

Это было связано с тем, что много лет назад Шеншин привез из Германии жену – Шарлотту

Фет – и, как считалось, заключил с ней брак после рождения сына. Ребенок считался незаконнорожденным. Более того, Шеншин вообще сомневался в том, что Афанасий был его сыном. Эти подозрения лишили юношу и фамилии, и наследства, и дворянского звания. С тех пор под любым документом он должен был подписываться: « К сему иностранец Афанасий Фет руку приложил».

В 1838 году Фет поступил в Московский университет на словесное отделение философского факультета. Там возникла дружба с Аполлоном Григорьевым, поэтом, а впоследствии – известным критиком. Он ввел его в кружок талантливой московской молодежи, где и проявился интерес Фета к поэзии и поэтическому творчеству.

В 1840 году литературные опыты оформились в первый сборник «Лирический пантеон». Свои творческие намерения он выразил в поэтической формуле:

[Картинка 6 из 38] Пуская в свет мои мечты,

Я предаюсь надежде сладкой,

Что, может быть, на них украдкой

Блеснет улыбка красоты.

Иль раб мучительных страстей,

Читая скромные созданья,

Разделит тайные страданья

С душой взволнованной моей.

Литературные заработки были скудными, поэтому в 1845 году Фет идет на военную службу. Она давала возможность быстро продвинуться по службе и главное – получить дворянство. Долгие годы унижений вырастали в страсть вернуть утраченный почет и наследство. Однако и здесь Фета подстерегала неудача. Николаевский манифест определял присвоение звания дворянина тем, кто дослужился до чина майора, а указ Александра II и вовсе разрушил фетовский «воздушный замок», обозначив точку отсчета чином полковника. Достичь последнего Фет уже не надеялся, и в 1858 году вышел в отставку.

Много жертв принес Фет, стремясь к своей цели, и самой тяжелой из них была потеря любимой девушки, Марии Лазич, дочери бедного херсонского помещика.

[Картинка 1 из 17]

Сценка Фет и Мария Лазич.

Музыкальный фон (Мария сидит, на коленях листки со стихами, в руке цветок)

Ты раз явилась мне, как дивное виденье,

Среди бесчисленных, бесчувственных людей,-

Но быстры молодость, любовь и наслажденье,

И слава, и мечты, а ты еще быстрей.

Мария. Ваши стихи звучат, как музыка, читая, я грущу и радуюсь.

Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет,

Раскрываются тихо листы,

И я слышу, как сердце цветет.

[Картинка 1 из 16435]

Как хорошо сказано: «сердце цветет», словно цветок,

который у меня. Сегодня я получила ноты на ваши стихи,

хочу разучить романс «На заре ты ее не буди».

Фет. Александр Егорович Варламов прославил меня,

но многие думают, что это народная песня, я не хочу

их разочаровывать. Я принес вам свою «Фантазию»

Мы одни; из сада в стекла окон

Светит месяц… тусклы наши встречи;

Твой душистый, твой послушный локон,

Развиваясь, падает на плечи.

Что ж молчим мы? Или самовластно

Царство тихой, светлой ночи мая?

Иль поет и ярко так и страстно

Соловей, над розой изнывая?

Иль проснулись птички за кустами,

Там, где ветер колыхал их гнезды,

И, дрожа, ревнивыми лучами,

ближе, ближе к нам нисходят звезды? (Подает руку и, обняв за талию, они уходят)

III. Работа над анализом стихотворения.

Учитель. Жемчужиной любовной лирики этого периода является стихотворение

«Шепот, робкое дыханье…», написанное в 1850 году.

(Звучит лирическая мелодия, учитель читает наизусть.)

[Картинка 389 из 2005] Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы -
И заря, заря.

О чем это стихотворение? Каким чувством проникнуто стихотворение и почему? Можно сказать, кому оно посвящено? (Главное - раскрыть состояние радости и восторга от любви. Любовь в жизни человека играет большую роль. Друг Фета Л.Н.Толстой «талантом любви» проверял человека. «Самое умное, что достиг человек, - писал он, - это умение любить женщину, поклоняться ее красоте: от любви к женщине родилось все прекрасное на земле». Любовь к женщине располагает человека и к любви к человечеству, к родине, делает его тонким и поэтичным.)

Какова композиция? Какие два плана изображения мы увидели? (Построено на параллелизме: мир природы и мир человека. Картины ночной природы и напряженность человеческого чувства, ощущение органического единства душевной и природной жизни. Причем, характер детали из мира человека соответствует характеру детали из мира природы)

[Картинка 5 из 21] Три строфы о любовном свидании. Где завязка? (Сцена свидания, робость первой встречи сопровождается неброскими деталями ночного света. Первое четверостишие - описание вечера мелкими мазками -
существительными (шепот, дыханье, серебро, колыханье ручья), но
в соединении с эпитетами эти существительные передают ощущение
от встречи влюбленных.)

О чем основная часть? Выделите тропы. (Мир человека таинственный, детали изображения туманны и расплывчаты. Второе четверостишие - описание ночи, проведенной вдвоем
в упоении любви. В первой строке эпитет «ночной» усиливает магию
ночи, волшебно изменившей черты лица возлюбленной.
Строка «тени без конца» делает ночь бесконечно длинной.)

Кульминация? Художественные средства? (Утро, слезы счастья и расставания.

Здесь использован прием психологического параллелизма. Картины
природы в легких красках зари соответствуют душевному состоянию
влюбленных: «и лобзания, и слезы; и заря, заря. » Многоточие не
заканчивает ночь любви.)

Внутреннему состоянию соответствует и цветовая симфония. Найдите эти цветовые изменения? (От холодного «серебро ручья», до темно-желтого отблеска янтаря и завершается предрассветным пурпурно-оранжевым цветом зари. От приглушенных красок – к ярким, контрастным тонам. Живописные средства выражают течение времени: от ночи к заре. Параллельно развивается и чувство, настроение поэта.)

Выделите звуковые ассоциации (шепот, дыханье, трели, колыханье, лобзанья)

Вы обратили внимание на грамматическую конструкцию предложения? (Нет ни одного глагола, все предложения назывные, нет нигде точки и только в конце восклицательный знак) И хотя нет глаголов, мы почувствовали движение как в природе, так и в состоянии чувств человека. Стихотворение напоминает внутренний монолог, и как всякая внутренняя речь, она характеризуется эмоциональным воздействием. Отсутствует индивидуализация образа, он тяготеет к «вечности», к идеалам красоты и женственности. Фет опередил свое время и предвосхитил поэзию русского символизма.

Звучит тревожная музыка

(Фет за столом, пишет письмо)

«Я встретил существо, которое люблю, - и что еще, глубоко уважаю. Но у нее ничего и у меня ничего – вот тема, которую я развиваю и вследствие которой я ни с места…Расчету нет, любви нет, и благородства сделать несчастие того и другой я особенно не вижу».

Куда ни взгляну я, встречаю везде неудачу,

И тягостно сердцу, что лгать я обязан всечасно;

Тебе улыбаюсь, а внутренно горько я плачу,

Мария Лазич глубоко переживала разрыв с любимым человеком. Спустя некоторое время произошла трагедия, о которой с ужасом говорили во всех родовых имениях херсонской губернии. Это была весна 1850 года. Уже под утро Мария, измученная бессонницей, наконец, уснула, но забыла потушить свечу, стоящую на столике у кровати. Начался пожар. Сначала загорелась подушка, на которой лежала голова Марии с разметанными длинными косами. Потом вспыхнула одежда. Те, кто знал о ее душевной драме, считали, что это самоубийство. Эта же мысль не давала покоя и Фету. И любовь, которую он заточил в глубинах своего холодного сердца, вырвалась на свободу, но навсегда осталась несчастной и безысходной. Теперь этот образ до последних дней его жизни был источником вдохновенных строк, исполненных раскаяния, грусти и любви.

Ты отстрадала, я еще страдаю,

Сомнением мне суждено дышать,

И трепещу, и сердцем избегаю

Искать того, чего нельзя понять.

А был рассвет! Я помню, вспоминаю

Язык любви, цветов, ночных лучей.

Как не цвести всевидящему маю

При отблеске родном таких очей!

Очей тех нет – и мне не страшны гробы,

Завидно мне безмолвие твое.

И, не судя ни тупости, ни злобы,

Скорей, скорей в твое небытие! (1878г.)

Образ Марии Лазич в ореоле трогательного чистого чувства и мученической смерти приковал поэтический талант Фета навсегда.

Поэтому тема любви часто имеет трагический характер, так как обращена к женщине, уже умершей. На протяжении 36 лет пишет о неудавшейся любви. Это прослеживается в названиях стихотворений, которые вы прочитаете на слайде:

«Не избегай, я не молю»1862г.

.«Нет, я не изменил. До старости глубокой…» 1887

«Ты отстрадала, я еще страдаю»1878г.

«Долго снились мне вопли рыданий твоих» 1886г.

«Когда читала ты мучительные строки»1887

«Сияла ночь. Луной был полон сад…» 1877г.

Ученик читает наизусть:

Долго снились мне вопли рыданий твоих,-

То был голос обиды, бессилия плач;

Долго, долго мне снился тот радостный миг,

Как тебя умолил я – несчастный палач.

Проходили года, мы умели любить,

Расцветала улыбка, грустила печаль;

Проносились года,- и пришлось уходить:

Уносило меня в неизвестную даль.

Подала ты мне руку, спросила «Идешь?»

Чуть в глазах я заметил две капельки слез;

Эти искры в глазах и холодную дрожь

Я в бессонные ночи навек перенес.

А Фет в 1857 году получил перевод под Петербург и женился на богатой. Женой его стала дочь чаеторговца Мария Петровна Боткина – сестра известного литературного критика В.П.Боткина.

Это был вдвойне практичный поступок: поэт приобретал не только немалые деньги, но и постоянного союзника среди виднейших критиков. Через год уходит в отставку, через два приобретает в Орловской губернии хутор Степановка и становится настоящим помещиком. Позже становится владельцем поместья и в Курской губернии; в Мценском уезде избирается мировым судьей. Исполнилась заветная мечта: получил долгожданное дворянство и право носить фамилию Шеншин. Современники знали его как человека делового и расчетливого, а кроме того, как крайнего консерватора. Он не одобрял освобождение крестьян и постоянно защищал старые порядки.

Духовная жизнь хозяина Степановки известна нам по переписке со Львом Николаевичем Толстым, ближайшим другом с 1860 года. Фет пишет в Ясную Поляну: «Жена набренькивает чудные мелодии Мендельсона, а мне хочется плакать. Эх, Лев Николаевич, постарайтесь, если сможете, приоткрыть форточку в мир искусства». На что Толстой ответил другу: «Я от вас все жду, как от двадцатилетнего поэта, и не верю, чтобы вы закончили с поэзией. Я свежее и сильнее вас не знаю человека»

Почему А.Фет в жизни был одним, а в стихах совершенно другим?

Почему он стал таким?

Что скрывается за внешней холодностью?

Почему прожил 72 года в страданиях, обидах, борьбе за место под солнцем?

IV. Хотелось бы отметить очень важную особенность лирики Фета – музыкальность. Прослушаем романс А. Варламова «На заре ты ее не буди». (Слова на сайте)

Какие выразительные средства придают мелодичность, музыкальность? (Ритм, аллитерация, ассонанс, повторы, анафора, эпифора)

Что поразило? (Надежда Крыгина, заслуженная артистка России, пишет, что она всегда наслаждается, слушая этот волшебный романс. Но почему-то, казалось бы, спокойный и светлый, рождает в душе скрытую печаль, тревогу, даже ожидание беды.)

В чем оно, как вы думаете? (Поэт, сам того не желая, предсказал надвигающийся на него рок. Совпадения в жизни и строках поразительны. Предполагал ли Фет, что его любимая погибнет? Вряд ли, но вспомним, как Мария Лазич восприняла отказ поэта. Впала в тягостную депрессию, граничащую с безумием. Сама не своя металась по дому, днем и ночью не отходила от окон, а вот в романсе:

И чем ярче играла луна,

И чем громче свистал соловей,

Все бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней.

А вот здесь: И подушка ее горяча, И горяч упоительный сон…)

V. Подведение итога урока.

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение «Шепот, робкое дыхание».

Читайте также: