Пушкин желание стих анализ
Обновлено: 22.11.2024
Пушкинское стихотворение «Желание» относится к раннему периоду творчества великого поэта.
Оно было написано в 1816 году под влиянием горячего чувства к сестре одного из лицеистов, друга Александра Сергеевича.
Прекрасную девушку звали Екатериной Бакуниной. Она часто посещала лицейские балы, где и привлекла внимание юного писателя.
Пушкин влюбился – горячо, страстно, самоотверженно. Как и всегда, он полностью отдался вспыхнувшему чувству. Все это отразилось в небольшом, но проникновенном стихотворении «Желание.
2. Литературное направление
Произведение относится к романтическому направлению русской литературы.
3. Род
По роду произведение относится к лирике.
4. Жанр
Жанровая принадлежность определяется как элегия, или овеянное грустью стихотворение о любви.
5. Проблематика
Произведение посвящено искреннему чувству, переполняющему душу автора. И хотя, как считают исследователи, ответной страсти не возникло, Пушкин писал эти стихи, чтобы просто высказаться, открыться.
Никаких проблем в нем он не поднимал.
6. Тематика
Основная тема – любовная. Автор раскрывает личные чувства, описывает внутренние переживания.
7. Идея
Идея произведения заключается в том, чтобы высказаться, художественно описать то, что происходит в душе поэта.
Стихотворение можно назвать своеобразным признанием в испытываемом чувстве.
8. Пафос
Произведение переполнено чувствами.
Сначала в нем слышится некое страдание, печаль, грусть из-за «несчастливой любви». Но потом настроение автора улучшается, и читатель понимает, что такие мучения ему приятны, доставляют наслаждение.
Заканчивается стихотворение почти оптимистично:
Мне дорого любви моей мученье —
Пускай умру, но пусть умру любя!
9. Система образов
В произведении ярко представлен образ юноши, на чьи чувства не ответили.
С одной стороны, он страдает, плачет, испытывает душевную боль. Все это автор передает емкими, наполненными смыслом, фразами: «медлительно влекутся дни мои», «все горести несчастливой любви» и т.д.
С другой стороны, человек упивается этим чувством, ведь хоть он и страдает, но любит, а это самое главное!
10. Центральные персонажи
Это ярко выраженное лирическое стихотворение, передающее внутреннее состояние автора. Оно наполнено чувствами, эмоциями.
А вот персонажей как таковых тут не представлено.
11. Лирический герой
Создавая свой бессмертный шедевр, Пушкин опирался на собственные переживания.
Можно уверенно утверждать, что лирическим героем рассматриваемого произведения является художественная проекция личности автора (то есть сам автор).
12. Сюжет
В произведении нет сюжета, потому что оно повествует о внутреннем, душевном состоянии поэта в момент написания.
13. Композиция
Четкой композиции тоже нет. Однако мы можем выделить части, совпадающие с изменениями в настроении автора.
Сначала он печален, страдает, и все вокруг кажется безнадежным. Ткань стихотворения пропитана отчаяньем, тоской. Все это мы видим в первых четырех стихах «Желания».
Однако потом настрой меняется. Автор говорит, что он находит утешение в слезах, и печаль отпускает его. Стихотворение постепенно наполняется умиротворением, безнадежность исчезает. Все это выражено в следующих четырех стихах.
Оставшиеся строки уже наполнены совсем иными настроениями. Автор упивается своим страданием, оно ему становится дорого, появляются светлые, почти радостные нотки. Да, он готов умереть, но только с чувством любви!
14. Художественные особенности произведения
Стихотворение написано простым, бытовым языком.
Однако, создавая необходимый художественный эффект, автор использует высокие формы и слова: «медлительно», «влекутся», «несчастливая» и т.д.
Присутствует много лексики, передающей чувства: «унылом», «горести», «несчастливой», «безумия», «тревожит», «слезы».
Поэт описывает внутреннее состояние, поэтому использует, в основном, прилагательные и существительные. Глаголы тоже есть, но их мало. Таким образом, читатель вместе с автором полностью погружается в описываемое состояние.
15. Строфика, размер, рифма
Стихотворение написано одной строфой в 12 стихов.
Размер – ямб, который оставался любимым Пушкиным на протяжении всего его творческого пути.
Рифмовка смешанная: первые восемь стихов – перекрестная по типу АБАБВГВГ, последние четыре – опоясывающая ДЕЕД.
16. Средства художественной выразительности
Из средств художественной выразительности особенно можно отметить эпитеты. На них буквально построено все произведение: «унылое сердце», «несчастливая любовь», «горькое наслаждение», «пустое привиденье».
Кроме того, ткань стихотворения богата метафорами: «медлительно влекутся дни мои», «каждый миг в унылом сердце множит все горести несчастливой любви», «мечты безумия тревожит» и т.д.
Автор использует обращения, придавая тексту более сакральный смысл: «О, жизни час!».
Также есть восклицания, расставляющие акценты и цепляющие внимание читателя.
Медлительно влекутся дни мои,
И каждый миг в унылом сердце множит
Все горести несчастливой любви…
17. Значение
Стихотворение помогает понять внутреннее состояние поэта в конкретный период его жизни, становление личности Пушкина. В этом заключается значение рассматриваемого произведения.
18. Актуальность
Безответная любовь и переживания, связанные с неразделенным чувством, будут актуальны всегда.
19. Мое отношение
Мне очень нравится это стихотворение своей образность, яркостью и точностью передаваемого состояния.
20. Чему учит
Оно учит правильно относиться к своим чувствам и находить положительное во всем, даже в безответной любви. Ведь это настоящее наслаждение, радость – возможность испытать истинную страсть!
Читайте также: