Пушкин стихи о балерине
Обновлено: 04.11.2024
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина. Она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола,
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.
Пожалуй, эти строки видел или слышал каждый, кто интересуется балетом (либо творчеством А. С. Пушкина). Но задумывался ли кто-нибудь, о чем писал великий поэт?
С одной стороны, мы знаем: речь идет о балерине первой половины 19 века Авдотье Истоминой, о чем говорится в самом тексте романа в стихах. Но о чем вот эти строки: «И быстрой ножкой ножку бьет»? Какие конкретно балетные движения описывал великий поэт? Попробуем разобраться.
Давайте, однако, прежде вернемся чуть назад, а именно вот к этим строкам:
«Онегин полетел к театру,
Где каждый, вольностью дыша,
Готов охлопать антраша…»
Возможно, многие знают, что такое антраша, однако на всякий случай.
Само слово является искажением итальянского capriola intrecciata - "скрещенный прыжок". Словом этим обозначается прыжок, когда во время зависания в воздухе артист быстро скрещивает вытянутые ноги. Отметим лишь, что есть несколько видов антраша. Например тот, который вы сейчас увидите, является достаточно узнаваемым, виртуозным и зрелищным, и называется антраша сис (шесть). Во время этого вида антраша ноги в воздухе успевают поменяться 3 раза (сначала правая бьет по левой сзади, затем спереди). Отталкивание идет из положения "деми-плие" (т.е., ноги слегка согнуты), из 5-й позиции, приземление также в 5-ую, но уже другая нога впереди.
Антраша сис исполняет "древнеримский бог танца" Роберто Болле (балет "Жизель", Альберт). Здесь он одной рукой обращается к Мирте (повелительнице вилис), другую прикладывает к сердцу, показывая, что пришел заслужить прощение. Однако Мирта не удовлетворена его антраша и приказывает ему затем танцевать дальше.
Читайте также: