Пушкин о пушкинских горах стихи
Обновлено: 24.12.2024
Пушкиногорье. Удивительные тут места - воистину уникальная природа. Красота, как любят выражаться единожды побывавшие и посмотревшие, просто неимоверная. Этими волшебными пейзажами можно любоваться и любоваться, бесконечно ими зачаровываясь, подолгу не отрывая свой завороженный взор от дивной и вечной прелести.
Уже в VI-IX веках все эти земли, расположенные по берегам рек Сороти, Луговки и Великой, были заселены людьми. Значительно позднее, в X-XI веках в этих местах появились и первые приграничные древнеславянские крепости Велье, Врев и Воронич. Не только ратным подвигом, но и многосильным крестьянским трудом, даровитым мастерством умелых ремесленников, неповторимым талантом одаренных зодчих, усердной монашеской молитвой создавалось и укреплялось тогдашнее псковское приграничье. Нам не известны эти люди, не известны и их имена, но они, вне всякого сомнения, оставили на земле, как величайшее наследие, как память о себе, удивительно красивые звуки своего родного языка, необыкновенно чистые краски икон и фресок, чудные православные храмы и крепкие крепостные стены. Оставили они и городища, и курганы, и погосты, и деревянные избы с сельскими подворьями.
Датой основания Святогорского Свято-Успенского монастыря считается далекий 1569 год, когда по указу царя Ивана IV Грозного псковский наместник Юрий Токманов построил на красивой пологой горе храм Успения Пресвятой Богородицы. Место для строительства церкви было выбрано совершенно не случайно. Cогласно одному из древних преданий в шестнадцатом веке именно здесь произошло удивительное явление чудотворной иконы Божией Матери «Одигитрия» блаженному пастушку Тимофею.
В начале XIX века, в пушкинские годы, монастырь по-прежнему славился своими чудотворными иконами и был достаточно хорошо известен местному и другому люду. В обители жила братия. За стенами монастыря долгие годы существовала небольшая слобода Тоболенец, в которой насчитывалось в то время всего несколько десятков дворов.
Михайловское
Удивительно, но так уж получилось, что практически весь жизненный путь Александра Сергеевича Пушкина был тесным образом связан, от начала и до конца, с этим отдаленным родовым имением, расположенным в глубинке Псковской губернии, всего в нескольких верстах от Святогорского монастыря.
Так, осенью 1799 года младенца Александра сына Сергеева Пушкина, находящегося в возрасте нескольких месяцев, родители привозят в Михайловское, чтобы показать его деду О. А. Ганнибалу.
Самостоятельно молодой поэт побывал в родительском имении летом 1817 года и был буквально очарован здешними местами. В дневниках сохранилась редкая запись о его первом приезде в Михайловское, о появившихся первых впечатлениях: «Вышед из Лицея, я тотчас почти уехал в псковскую деревню моей матери. Помню, как обрадовался сельской жизни, русской бане, клубнике и проч. ».
Спустя всего два года, будучи уже достаточно известным поэтом, он вновь ненадолго появляется в сельце Михайловском. В это время, в июле 1819 года им будет написана потрясающая пушкинская «Деревня»:
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льётся дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
Я твой - я променял порочный двор Цирцей,
Роскошные пиры, забавы, заблужденья
На мирный шум дубрав, на тишину полей,
На праздность вольную, подругу размышленья.
Я твой - люблю сей тёмный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озёр лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крылаты;
Везде следы довольства и труда.
Родительский сельский дом явно пришелся Пушкину по душе. Мало того, во время второго самостоятельного пребывания он даже стал для него значительно ближе. Молодой поэт словно породнился с родительской обителью, как с чем-то живым, одушевленным:
Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес и дикий садик мой
И скромную семьи моей обитель.
Однако, красота псковской природы не заслоняет от повзрослевшего поэта, к тому времени уже автора известной оды «Вольность» и стихотворения «К Чаадаеву», гнетущей его душу картины крепостнического произвола и, порою, откровенного барского самодурства. С неподдельным отвращением высказывается наблюдательный поэт-свободолюб об увиденной им барщине:
Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде невежества убийственный позор.
Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
В этом произведении поэт смело и открыто высек тяжкие пороки российского крепостного права. Приблизительно через год - как результат - в жизни одаренного молодого человека началась бесконечная череда всевозможных гонений и отдаленных ссылок.
В 1824 году А. С. Пушкина и вовсе отстраняют от службы, и судьба, как это не удивительно, вновь возвращает опального поэта в родительское родовое имение. Одной из причин михайловской ссылки, наряду с традиционно присущим поэту вольнодумством, явились его так называемые «атеистические увлечения» и «поэтическое вольнодумство».
9 августа 1824 года, серым и дождливым днем, Пушкин приезжает в Михайловское. Там, на весьма значительном удалении от пышной и сытой столицы, вдалеке от шумного и разгульного светского общества, в небольшом русском селе он проведет два года своей человеческой и поэтической жизни, вплоть до самой осени 1826 года.
Как ни странно, но уединение в пределах замкнутой среды деревенского обитания не стало губительным для поэта. Наоборот, несмотря на печаль и скуку, глубокую душевную грусть, невзирая на постоянные тяжёлые переживания, первая михайловская осень оказалась для него достаточно плодотворной. Он много читал, пользуясь местной библиотекой, подолгу размышлял, работал в тишине своего кабинета, встречался с людьми.
Благодаря почтовой переписке с петербургскими и московскими друзьями, Пушкин и в ссылке продолжал вести достаточно активную и деятельную жизнь. Он старался об издании своих рукописных сочинений, делился новыми творческими замыслами, писал критические статьи. Одним словом, постоянно находился в курсе событий, тесно связанных с российским общественно-литературным процессом.
Краткие встречи с друзьями-лицеистами, знакомство с Анной Керн, «гением чистой красоты», гостившей в то время в соседнем селе Тригорском - все это поддерживало, вдохновляло и наилучшим образом скрашивало жизнь двадцатипятилетнего поэта.
Два года, проведенные в окружении удивительно интересных людей и на лоне сказочных природных пейзажей, словно преобразили начинающего, но даровитого творца, еще глубже раскрыли его яркий талант. Михайловский период стал особенно плодотворным в поэтической биографии Пушкина. Именно здесь, на раздольных берегах голубой Сороти, среди зеленых нив и дубрав, произошел его стремительный творческий взлет.
В общей сложности в Михайловском было написано около ста пушкинских произведений. В том числе таких крупных и ныне широко известных, как трагедия «Борис Годунов», отдельные главы романа «Евгений Онегин», поэма «Граф Нулин». В Михайловском была окончена поэма «Цыганы» и задуманы новые пьесы, позже вошедшие в цикл «Маленькие трагедии». В эти годы и в этих местах были написаны стихотворения «Деревня», «Пророк», «Я помню чудное мгновенье», «Вновь я посетил» и многие-многие другие.
Спустя десять лет, вспоминая о михайловском периоде своей жизни, Пушкин благодарственно написал:
Здесь меня таинственным щитом
Святое провиденье осенило,
Поэзия, как Ангел-утешитель, спасла меня,
И я воскрес душой.
В последующие годы А. С. Пушкин неоднократно возвращался в Михайловское. Его всегда каким-то неимоверным образом тянуло поближе к дорогим его сердцу приделам.
Святые Горы
Значимым и особенно дорогим для Александра Сергеевича Пушкина было реальное соприкосновение с внутренним миром Святогорского монастыря, находившегося совсем недалеко от родительского имения, живой контакт с верным и надежным храмом-хранителем истоков высокой духовной культуры и заветов доброго русского благочестия.
Во время своего пребывания в Михайловском Пушкин часто бывал в Святых Горах, регулярно посещал при этом местный Свято-Успенский монастырь, поклоняясь могилам своих предков, памятью которых он свято дорожил. В стенах этой древней монашеской обители молодой поэт, равно как и простые прихожане местной округи, безотказно получал доброе божественное окормление, впитывая в себя, словно живительную воду, смысловые наставления исцеляющих и оберегающих духовных проповедей и святых молитв.
Пушкин часто работал в монастырской библиотеке, располагавшейся в светелке братского корпуса. Он особенно испытывал огромный интерес ко всевозможным монастырским древностям, бережно сохраненным и донесенным до современника - этот материал, ко всему прочему, был необходим поэту для литературной работы над трагедией «Борис Годунов».
Много интересных этнографических, фольклорных и культурологических наблюдений, выражаясь современным языком, было сделано на многолюдных святогорских ярмарках, где Пушкин бывал частым гостем. Общаясь с монахами, крестьянами, нищими, он мог воочию увидеть и услышать значимые для него «преданья старины глубокой».
Наблюдая естественную связь народа с местным монастырем и постоянно углубляясь в изучение древних летописей, Пушкин, со свойственной ему добросовестностью литературного исследователя, не мог не оценить величину огромного нравственного влияния, которое оказала на русский народ и русское государство православная церковь.
Отношения тогдашнего настоятеля монастыря игумена Ионы и А. С. Пушкина, по мнению очевидцев того времени, были самыми доброжелательными и сердечными. Они встречались в храме практически каждую неделю, много беседовали. Иногда и сам отец Иона прибывал в гости к молодому поэту в сельцо Михайловское. По свидетельству святогорских обитателей, Пушкин часто приходил в монастырь, поднимался по крутым ступенькам и по долгу прогуливался на верщине Святой Горы около вековых стен монастырского храма. У невольных очевидцев иногда создавалось такое впечатление, что Александра Сергеевича буквально тянет сюда.
Как выяснится позже, в те годы ему действительно были присущи откровенные духовные размышления о вопросах вечного бытия, в том числе и «о смерти неизбежной», и даже о месте своего последнего упокоения.
Так, в 1829 году поэт, словно пророческое завещание, напишет в одном из своих произведений:
И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне все б хотелось почивать.
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
Весной 1936 года, менее чем за год до своей трагической гибели, Александр Сергеевич привез из Санкт-Петербурга в Святогорский монастырь тело своей умершей матери и похоронил Надежду Осиповну Пушкину возле стен Свято-Успенского монастырского храма на родовом кладбище Ганнибалов-Пушкиных. Сын очень тяжело переносил эту невосполнимую утрату, сильно страдал. Следует отметить и то, что это был его последний визит в Михайловское.
29 января (10 февраля) 1837 года не стало и самого поэта - он скончался в своей петербургской квартире на Мойке, от серьезных осложнений, возникших в результате пулевого ранения, полученного двумя днями ранее на дуэли.
Вознесение на вершину
Чин отпевания усопшего был произведен 1 февраля в церкви Спаса Нерукотворного на Конюшенной площади Санкт-Петербурга, а вечером 5 февраля гроб с телом Пушкина был доставлен в Святогорский монастырь в сопровождении его старого друга Александра Ивановича Тургенева, известного русского историка и государственного деятеля, а также в сопровождении верного помощника Никиты Тимофеевича Козлова, или дядьки, как тогда его называли в доме поэта.
Из Санкт-Петербурга тайно выехали на санях в ночь с 3 на 4 февраля, ехали более суток по заснеженной зимней дороге, усиленно пробиваясь сквозь разыгравшуюся вьюгу, на отдельных участках преодолевая большие снежные заносы. Останавливались в Пскове. После прибытия, в ночь с 5 на 6 февраля гроб с телом А. С. Пушкина находился в южном приделе монастырского храма, а с утра настоятелем Свято-Успенской обители архимандритом Геннадием была отслужена заупокойная обедня. Погребение состоялось утром 6 февраля у алтарной стены Успенского собора, рядом с захоронениями близких родственников. На могиле поэта был установлен деревянный крест.
Незадолго до своей трагической гибели, в августе 1836 года, Пушкин написал удивительно провидческие строфы:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не заростет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Позднее, в августе 1841 года бывшим управляющим Михайловского Михаилом Ивановичем Калашниковым на могиле Пушкина был установлен мраморный памятник, выполненный петербургским мастером А. М. Пермагоровым по заказу Натальи Николаевны Пушкиной, вдовы поэта.
Пушкинское наследие
Пушкинская поэзия - это чистый и неисчерпаемый литературный кладезь, и по сей день сполна подпитывающий умы и души наших современников. Пушкин, а вместе с ним и его уникальное поэтическое творчество, равно как и его природный стихотворный гений, вне всякого сомнения, есть неоценимое национальное наследие и сокровенное достояние.
Жизнь не стоит на месте, стремительно меняются общественные нравы, вкусы и правила. Меняется все вокруг в этом мире, в том числе и сам человек, но, несмотря ни на что, Пушкин по-прежнему нужен - все это многократно доказано и проверено временем. Великий поэт до сих пор необычайно актуален и востребован. Его стихотворения и поэмы являются оригинальным и необычайно емким литературным, историческим и духовным ресурсом, доступным в настоящее время каждому заинтересованному читателю и верному почитателю. Пушкинские поэтические труды до сих пор, почти два столетия спустя после его трагической гибели, скрупулезно и увлеченно изучают и дети, и учащаяся молодежь, и маститые профессионалы - авторитетнейшие специалисты различных научных направлений, школ и творческих областей. Среди них филологи и лингвисты, историки и философы, культурологи и краеведы, социологи и обществоведы, фольклористы и этнографы, педагоги и литературоведы. За несколько последних десятилетий сформировалась даже целая плеяда отечественных и зарубежных пушкинистов. Сборники произведений А. С. Пушкина, и это следует выделить особо, совершенно открыты для современного человека.
Сотни тысяч паломников ежегодно приезжают в Пушкинские Горы, посещают Государственный Музей-заповедник А. С. Пушкина. Люди приезжают со всего мира, со всех уголков России, чтобы еще раз насладиться природными красотами этих мест, чтобы снова посетить Музей-усадьбы Михайловское, Тригорское, Петровское, Бугрово, чтобы в который раз побывать в Святогорском монастыре, и, поднявшись по древним каменным монастырским ступенькам на самую вершину дивной Святой горы, благодарно поклониться Пушкину.
Андрей Александрович Лукьянчиков, доктор инженерных наук,
Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».
Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит».
Читайте также: