Птичья столовая стих мокшин

Обновлено: 04.11.2024

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на русском родном языке» для первой ступени обучения (2-3 классы) составлена на основе нормативных документов:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом от 6 октября 2009 г. N 373

- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2014/2015 учебный год (приказ Минобрнауки от 31.03.2014 №253 с текущими изменениями)

- ООП НОО МБОУ «Смоленская СОШ №1»,утвержденной приказом №162 от 31.08.2018 г.

- Учебного плана МБОУ «Смоленская СОШ №1 имени Ожогина Е.П» на 2020-2021 учебный год,утвержденного приказом №177 от 28.08.2020 г.

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом от 19.12.2014 N 1598

- Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов в МБОУ «Смоленская СОШ №1», утвержденной приказом № 3 от «16» 02 2018г

- Годового календарного графика образовательного процесса в МБОУ «Смоленская СОШ №1 имени Ожогина Е.П» на 2020-2021 уч. год, утвержденного приказом № 177 от 28.08.2020г.

-Авторской программой: Климанова Людмила Фёдоровна, Бойкина Марина Викторовна «Литературное чтение». Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России»1—4 классы. Москва «Просвещение» 2014г.

Целью обучения литературному чтению на русском родном языке в начальной школе является формирование

всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);

потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;

читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения, различными видами чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;

готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе прочитанного.

Главные задачи курса – формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу; совершенствование у детей навыка чтения: сознательного, беглого, выразительного; формирование способности к полноценному восприятию литературного текста; усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста.

Обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач:

1. Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мотивационная сторона читательской деятельности.)

2. Совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности. (Техническая основа процесса чтения.)

3. Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста. (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано.)

4. Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.

5. Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др. (общеучебные умения работы с текстом, позволяющие логически перерабатывать и усваивать познавательную информацию.)

6. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий. (Основы литературного развития.)

7. Овладение детьми умения пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.

Г.Ф Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий

Учебник. Литературное чтение. 3 класс. В 2 ч.

Авторской программой: Климанова Людмила Фёдоровна, Бойкина Марина Викторовна «Литературное чтение». Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России»1—4 классы. Москва «Просвещение» 2014г.

Г.Ф Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий

Учебник. Литературное чтение. 3 класс. В 2 ч.

Место предмета «Литературное чтение на русском родном языке»

в учебном плане

На изучение Литературного чтения на родном языке в 3 классе отводится 17 ч. (0,5 часа в неделю, 34 учебных недели) , что соответствует учебному плану и годовому календарному графику на 2020-2021 учебный год.

Общая характеристика учебного курса и его место в учебном плане

Поскольку речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, литературное чтение на русском родном языке является одним из ведущих учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующим общему развитию, воспитанию и социализации ребенка. Успешность изучения данного курса, входящего в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы. Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей

Планируемые результаты освоения программы

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;

воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

ориентироваться в содержании художественного, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании);

для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:

для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);

передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Выпускник получит возможность научиться:

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;

составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Выпускник научится:

осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;

вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

Выпускник получит возможность научиться:

работать с тематическим каталогом;

работать с детской периодикой;

самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

Выпускник получит возможность научиться:

воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

определять позиции героев художественного текста, позицию автор художественного текста.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;

составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;

составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Выпускник получит возможность научиться:

вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).

Планируемые результаты

формирования универсальных учебных действий средствами предмета «Литературное чтение на русском родном языке»

Личностные качества: положительная мотивация к урокам литературного чтения на русском родном языке и к чтению книг; основы смыслообразования и самоопределения; гражданская идентичность; нравственно-этическая ориентация в читаемом; развитие дружеского отношения к другим детям; базовые эстетические чувства; рефлексия; эмоционально-личностная децентрация; способность к самооценке.

Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу; прогнозировать; использовать определенные учителем ориентиры действия; осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной; осуществлять самоконтроль и элементарный контроль.

Познавательные УУД: понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение); выявлять непонятные слова, интересоваться их значением; выделять главное; составлять план; ориентироваться в одной книге и в группе книг, в Интернете; устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения; выполнять действия анализа, выявляя подтекст и идею произведения; сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений по заданным критериям; выдвигать гипотезы в процессе прогнозирования читаемого; обосновывать свои утверждения; обобщать; классифицировать.

Коммуникативные УУД: уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке; готовность оказать помощь товарищу; планировать учебное сотрудничество; согласовывать действия с партнером; пересказывать прочитанное; создавать текст по образцу, по иллюстрации, по заданной теме (повествование, описание, рассуждение).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Список рекомендуемых произведений для учащихся 3 класса

Квин Лев Израилевич

Мерзликин Леонид Семёнович

Мокшин Михаил Михайлович

Московка (Матушкина) Ольга Сергеевна

Новичихина Валентина Александровна

В бабушкином огороде

Лесной проказник и другие

Ожич (Клишина) Елена Михайловна

Ради любви к искусству

Озолин Вильям Янович

О дворнике, который решил стать… дворником

Как я стал для детей писать

Рождественский Роберт Иванович

Свинцов Владимир Борисович

Усыновление; Сенька растёт (отрывки из повести «Мой друг Сенька»)

Сидоров Виктор Степанович

Тихонов Валерий Евгеньевич

Юдалевич Марк Иосифович

Если б вдруг исчезли книжки

Поурочно-тематическое планирование. 3 класс (17 часов)

М.М. Мокшин «Библиотека»

М.М. Мокшин «Осень», «Причуды осени»

О.С. Московка (Матушкина) «Волшебная книга»

Л.С. Мерзликин «Драчуны»

В.Я. Озолин «О дворнике, который решил стать…дворником»

В.Я. Озолин «Ученик Коровкин»; В.Е. Тихонов «Будущий форвард»

В.Я. Озолин «Как я стал для детей писать», «Чулан»

В.А. Новичихина «В бабушкином огороде», «Лесной проказник» и другие стихотворения

Читайте также: