Псалом 89 стих 12
Обновлено: 04.11.2024
Этот псалом принадлежит Моисею, известному вождю и законодателю еврейского народа, как видно из присоединения к этому имени эпитета «человека Божия» , преимущественно еще с глубокой древности усвоенного именно Моисею (см. Втор. 33:1 ; Нав. 14:6 ; Дан. 9и др.). В этом псалме Моисей, исповедуя сначала необыкновенное величие Божие, изображает далее ничтожество и греховность человека пред Ним, говорит о заслуженных бедствиях, пережитых евреями и молит Бога быть к ним милостивым. Из содержания псалма можно заключить, что написан он при конце жизни Моисея, после сорокалетнего странствования, пред вступлением евреев в Палестину, когда они уже понесли наказание от Бога за свое неверие к Нему.
Ты, Господи, вечен и неизменяем: Ты существовал раньше образования гор; поколения людей сменяются, тысячи лет пред Тобою, как один день, но Ты один и тот же (1–6). Мы исчезаем от Твоего гнева за грехи свои: жизнь наша сократилась (7–11). Научи нас, Господи, мудрости, умилосердись и излей на нас Твое благоволение (12–17).
Пс.89:2 . Господи! Ты нам прибежище в род и род.
«Прибежище в род и род» – Господь, начиная со времени избрания Авраама, всегда был благосклонен к евреям, а так как один Бог вечен, то прочную и постоянную защиту можно найти только в Нем.
Пс.89:4 . Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: «возвратитесь, сыны человеческие!»
Человек пред Ним – полное ничтожество. Господь "возвращае т человека в тление» – по закону Бога человек со смертью снова возвращается в ту землю, из которой он и взят.
Пс.89:5 . Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
Пс.89:6 . Ты как наводнением уносишь их; они – как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
Господь вечен, пред Ним тысяча лет, как вчерашний день, т. е. бесследно, а потому незаметно исчезнувший момент; как «стража в ночи» (охрана ночная), делившаяся на три части (смены), которые для спящего проходят совершенно незамеченными. Годы человеческой жизни поэтому ничтожны пред вечностью Бога; жизнь человека можно сравнить с травой, которая утром появляется, а к вечеру высыхает. Человеческие поколения уничтожаются, они уносятся как бы от наводнения.
Пс.89:7 . ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
Пс.89:8 . Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
Пс.89:9 . Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
Пс.89:10 . Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
От лица народа Моисей исповедует пред Богом греховность и заслуженность посылаемых на него бедствий и лишений. Народ погибал от божественного гнева (вероятно, разумеется здесь гибель евреев за время сорокалетнего странствования по пустыне); потому что Господь знает как все их поступки ( «беззакония наши пред Тобою» ), так даже и мысли и чувства ( «тайное наше пред светом лица Твоего» – наша жизнь ясна, открыта пред Тобою). Следствием грехов евреев и кары за них от Бога была бедность, непрочность их внешнего благополучия и сокращение продолжительности жизни. Жизнь их обеднела и сократилась; она стала такой же кратковременной сравнительно с жизнью предшествующих поколений, как короток звук. Продолжительность жизни определяется теперь 70-ю годами, до 80-ти доживает более сильный. Но и эта, конечная пора человеческой жизни, которая должна бы быть самым лучшим временем, так как здесь человек должен бы пользоваться спокойно плодами своей предшествующей трудовой жизни, однако, характеризуется полною слабостью, беспомощностью и болезнями ( «труд и болезнь» ).
Пс.89:11 . Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
Пс.89:12 . Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
Народ еврейский вызывал ранее своим поведением Божественный гнев и если он не исправится и теперь, то «кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?» Кто может знать, в чем еще проявится Твой гнев над ним? Кто может предсказать и заранее пересчитать виды бедствий? Чтобы избежать возможных в будущем бедствий, Моисей молит Бога научить «счислять дни» – дорожить днями жизни для приобретения благочестия и укрепления в мудром и достойном следовании Его заповедям.
Пс.89:13 . Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
Пс.89:14 . Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
Пс.89:15 . Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
Теперь Моисей молит Бога услышать молитву народа о милости, чтобы Господь наполнил их последующую жизнь своим благословением взамен тех бедствий, какие они пережили до сего времени.
В богослужении этот псалом употребляется на 1-м часе. Как вступление в Палестину было для евреев началом новой жизни, так восход солнца начинает собою новый день жизни человека: как тогда Моисей молился за слабых евреев перед Богом, так и в православном богослужении Церковь его словами молит Бога за благополучие верующего в наступающем дне, сознавая слабость его сил в деле устроения спасения.
Читайте также: