Псалом 84 стих 8

Обновлено: 19.05.2024

Первый стих ясно указывает на время и повод написания псалма. Это – возвращение евреев из плена вавилонского. В какое же время после плена он написан, точно сказать нельзя. Из того, что в Пс.84:5–8 изображается довольно бедственное положение возвратившихся из плена, а в Пс.84:10–14 выражается уверенность в получении от Бога милости, можно предположить, что написан псалом во время служения пророков Аггея и Захарии, когда евреи испытывали неурожаи за свое небрежение к построению храма и когда вдохновенные речи пророков наполнили их энтузиазмом и решимостью отдаться этому делу, а отсюда возникла и уверенность, что Господни милости не отойдут от них. Благодарение Бога за освобождение от плена, молитва об избавлении от настоящих бедствий и уверенность в получении просимого составляют основное содержание этого, полного толкования, псалма.

Ты, Господи, возвратил нас из плена и отвратил лютость гнева (2–4). Восстанови к нам и прежнюю Твою милость и Твое спасение (5–9). На это Господь ответит ниспосланием мира своему народу, если последний «не впадет. в безрассудство» , и тогда «милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются» , тогда благо и правда утвердятся на земле (9–14).

Пс.84:2 . Господи! Ты умилосердился к земле Твоей, возвратил плен Иакова;

Пс.84:3 . простил беззаконие народа Твоего, покрыл все грехи его,

Пс.84:4 . отъял всю ярость Твою, отвратил лютость гнева Твоего.

Еврейский народ полон благодарного чувства к Богу за свое освобождение из тяжелого плена. Самый факт возвращения на родину свидетельствует, что Господь «простил» их грехи, не вменяет ( «покрыл» ) и тех преступлений, какие он делал во время плена. Пребывание евреев в плену, лишение своей земли, их бесправное и необеспеченное экономическое и гражданское состояние свидетельствовали о силе гнева на них со стороны Бога, возвращение же земли и прав самостоятельного народа указывало уже на прекращение этого гнева.

Пс.84:5 . Восстанови нас, Боже спасения нашего, и прекрати негодование Твое на нас.

Пс.84:6 . Неужели вечно будешь гневаться на нас, прострешь гнев Твой от рода в род?

Пс.84:7 . Неужели снова не оживишь нас, чтобы народ Твой возрадовался о Тебе?

Пс.84:8 . Яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твое даруй нам.

Еврейский народ молит Бога о продолжении Его милостей и в данный момент. «Восстанови наше благосостояние и не простирай навсегда гнева Твоего. Дай народу возможность радоваться пред Тобою». «Восстановить» , «снова. оживить» , в согласии с 10–12 ст. указывают на желание возвращения таких милостей от Бога, какими еврейский народ пользовался в лучшие моменты своей допленной жизни, когда на земле царили правда и мир, и когда Господь изливал на народ обильные блага. Такой же цветущей эпохой жизни евреев была эпоха Давидова царствования.

Пс.84:9 . Послушаю, что скажет Господь Бог. Он скажет мир народу Своему и избранным Своим, но да не впадут они снова в безрассудство.

Пс.84:10 . Так, близко к боящимся Его спасение Его, чтобы обитала слава в земле нашей!

Пс.84:11 . Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются;

Пс.84:12 . истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес;

Пс.84:13 . и Господь даст благо, и земля наша даст плод свой;

Пс.84:14 . правда пойдет пред Ним и поставит на путь стопы свои.

Такая искренняя молитва вселяет уверенность, что Господь ответит на нее удовлетворением просьбы народа, Господь изольет милости ( «мир» ) на всех праведных ( «избранным» ) пред Ним, на всех, сердечно обращающихся к Нему. Такими избранниками были все евреи по самому своему происхождению от Авраама, призванного от язычников, и по своему освобождению из плена, чем Господь выделил из ряда всех других народов. «Милость» – вообще милостивое отношение Бога к евреям, имеющее выражением удовлетворение предмета их молитвы; «истина» – истинное, благочестиво-покаянное и деятельное возрождение еврейского народа; (можно понимать под «истиной», как и понимают некоторые, верность Бога своим обетованиям об освобождении евреев из плена); «правда» – оправдание, прощение Богом грехов народа, «мир» – примирение с Богом, а отсюда и покойная, довольная и мирная жизнь. Эта «истина» на земле возникнет, появится среди людей, среди евреев, а «оправдание», очищение от грехов будет дано с неба Богом. Таким объединением «милости и истины» , «правды и мира» обеспечится дарование всяких благ от Бога, обеспечится и плодородие земли. Оправдание ( «правда» ) всегда будет идти пред Богом, т. е. еврейский народ обещается быть верным Богу, почему эта милость Божия будет упрочена за еврейским народом ( «поставит на путь стопы свои» – будет твердо ступать, жить среди народа).

Такая полнота благ может быть дарована еврейскому народу под условием, если он «не впадет снова в безрассудство» , за которое и был наказан пленом, т. е. не будет отвергать Господа, не будет оскорблять Его непослушанием Его заповедям, не будет устроять жизнь по своим только влечениям.

Стихи 11–14 изображают полноту духовных и внешних, материальных благ, которые может получить еврей при соблюдении указанного выше условия – невпадения в безрассудство. Самый факт возвращения из плена и внешнего возрождения евреев указывает, что состояние плена вызвало в евреях сознание своих грехов и исправление своего поведения, при полном же их подчинении и послушании Богу, Господь изольет на них и полноту своих милостей; тогда «истина возникнет из земли» , из среды людей, а «правда приникнет с небес» , т. е. с неба будет дано прощение их грехов и через его – примирение с Ним. Это сжатое, но сильное изображение внутреннего смысла факта возвращения евреев из плена, равно как и ожидание писателем псалма полного примирении с Богом, у св. Отцов (св. Афанасий) применяется ко Христу и Его служению. В Его земной жизни и смерти обнаружилась милость Бога к греховному человеческому роду; через Его смерть всякий человек был оправдан и примирен с Богом; Христос – истина, воссиял от земли, родился на земле от Приснодевы.

Читайте также: