Проект бал как элемент дворянского быта в романе в стихах а с пушкина евгений онегин
Обновлено: 25.12.2024
Рассмотреть отдельные эпизоды романа «Евгений Онегин», охарактеризовать дворянское общество, увидеть атмосферу эпохи I половины XIX века.
Ассамблея - бал, увеселительный вечер;
Светский раут - большой званный вечер, прием;
Полонез - польский торжественный танец-шествие,
музыка в ритме этого танца;
Менуэт - старинный французский народный танец, музыка
в ритме этого танца;
Мазурка - польский народный сценический и бальный
Котильон - старинный французский танец-игра
Звучит музыка И.Штрауса. Ученик читает стихотворение Боратынского «Бал».
Глухая полночь. Строем длинным.
Осеребренные луной,
Стоят кареты на Тверской
Пред домом пышным и старинным,
Пылает тысячью огней
Обширный зал; с высоких хоров
Ревут смычки; толпа гостей
Гул танца с гулом разговоров.
Кружатся дамы молодые.
Не чувствуют себя самих;
Драгими камнями у них
Горят уборы головные;
По их плечам полунагим
Златые локоны летают;
Одежды легкие, как дым,
Их легкий стан обозначают.
В движеньи все. Горя добиться
Вниманья лестного красы,
Гусар крутит свои усы,
Писатель чопорно острится,
Меле тем и в лентах и в звездах
Порою с картами в руках,
Выходят важные бояры,
Встав из-за ломберных столов,
Взглянуть на мчащиеся пары
Под гул порывистых смычков.
Учитель: Балы в жизни российского дворянства занимали значительное место, являясь не только развлечением, но и формой общения. Там создавалось общественное мнение, добивались признания света, в непринужденной обстановке обсуждались государственные и дипломатические проблемы.
Учитель: Что нам известно из истории создания, организации балов?
Ученик: 28 ноября 1718 г. было опубликовано распоряжение Петра I об организации ассамблей - вольных собраний, открывавшихся по вечерам в знатных домах по установленному порядку. Ассамблея - слово французское. Оно означает некоторое число людей, собравшихся вместе или для своего увеселения, или для рассуждения и разговоров дружеских. На ассамблеи приглашалось избранное общество. Петром I было учреждено приглашать на ассамблеи и женщин. Главным для ассамблей было общение, но основным элементом развлечения считались танцы. После смерти Петра I ассамблеи постепенно исчезли, их место заняли балы и маскарады.
Учитель: Любимым развлечением дворян были танцы. Что вам известно о танцах XIX столетия?
Ученик: Детей в дворянских семьях обучали танцам с 5-6 лет. Приобретенные навыки закрепляли на особых, детских, балах. Со временем приходила ловкость и свобода движений. Тот, кто хорошо танцевал, уверенно чувствовали себя на балах.
В пушкинское время бал открывался полонезом, пришедшем на смену манерному менуэту XVIII столетия. Обычно в первой паре шла хозяйка дома с кем-нибудь из именитых гостей. Вторым танцем объявляли вальс, запрещенный при Павле I как непристойный танец. В разгар веселья исполняли мазурку.
Завершал бал, как правило, котильон - вид кадрили, танец-игра. Первая пара выделывала различные фигуры, подчас забавные и смешные, которые должны были повторять остальные танцующие.
Танцы особенно любила молодежь. Солидная публика предпочитала им игру в карты.
Учитель: Итак, бал XIX столетия пушкинского времени - определенный элемент культуры. Его можно рассматривать как явление социальной жизни общества. Бал - это особая философия жизни, поэтому она не могла не найти свое отражение в литературе.
В каких изученных нами произведениях идет речь о балах? (А.Н.Толстой «После бала» , А.С.Грибоедов «Горе от ума» , А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)
Учитель: В рассказе «После бала» - бал играет существенную роль, но рассказ называется «После бала». Почему?
( Рассказ строится на основе антитезы, т. е. противопоставления бал - чудесный. Зала прекрасная, с хорам, музыканты знаменитые, полковник танцует мазурку со своей дочерью, он очень красивый, статный, ласковая, радостная улыбка, «После бала» - в сцене наказания солдата автор показал, как внешне благополучная действительность соседствует с жестокостью, бесчеловечностью. Бал - внешняя сторона жизни.)
Учитель: т.е. автор срывает маску с внешне благополучной действительности, которая выражена в картине бала. В комедии Грибоедова «Горе от ума» бал в доме Фамусова играет существенную роль с точки зрения сюжета произведения. Какую? Ученик: В сцене бала рождается слух о сумасшествии Чацкого. Учитель: Почему этот слух распространяется очень быстро? Ученик: В сцене бала конфликт Чацкого с Фамусовской Москвой становится очевидным и неизбежным.
Учитель: Если в произведении Л.Н.Толстого и А.С.Пушкина представлено только высшее дворянское общество, то в романе «Евгений Онегин», который недаром назван Белинским «энциклопедией русской жизни», даются сцены бала, где представлено и высшее общество, и поместное дворянство.
Найдем в тексте главы и строфы, где есть упоминание о балах.
1) гл.1. Онегин едет на бал (Петербург)
2) гл. V . Именины Татьяны (деревня)
3) гл. VII . Татьяна на ярмарке невест (Москва)
4) гл. VIII . Встреча Татьяны и Онегина (Петербург)
Учитель: Уже в I главе мы наблюдаем, как главный герой романа Евгений Онегин собирается на бал: «Он три часа, по крайней мере, пред зеркалами проводил», (строфа 25).
Почему Евгений Онегин с такой тщательностью собирался на бал?
Ученик: Евгений Онегин - представитель светского общества, именно на балах диктовалась мода, а Онегин - франт, «мод воспитанник примерный».
Учитель: Онегин приезжает на бал, как и многие светские львы, с опозданием. Почему?
Ученик: Он хочет привлечь внимание к своей персоне.
Учитель: Бал в разгаре. Зачитаем нарисованную Пушкиным
Вошел. Полна народу зала;
Музыка уж греметь устала;
Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум, и теснота;
Бренчат кавалергарда шпоры;
Летают ножки милых дам.
Мелькают профили голов И дам, и модных чудаков.
Перед нами «быстрое введение». Мы видим изумительную по точности и яркости картину. Стремительность, живость в описании.
Такой образец блестящей бытовой живописи, без которого неполно было бы изображение главного героя романа Евгения Онегина.
Если в первых главах романа Пушкин рисовал главного героя в кругу столичного общества, то в V главе он изображает провинциальных дворян. Так же, как и в столице, помещики устраивают праздники.
В V главе мы наблюдаем картину бала поместного дворянства, которая изображена Пушкиным в сатирическом ключе.
Если в I главе Пушкин не называет тех, кто присутствовал на балу, то в V главе не только перечисляет гостей, но и использует классический способ характеристики героев с помощью фамилий, этот прием знаком нам по камеди Фонвизина «Недоросль».
Строфа 26. Называем фамилии, даем характеристику. Ученик:
Приехал толстый Пустяков, Гвоздин, хозяин превосходный. Владелец нищих мужиков;
Уездный франтик Петушков;
Мой брат двоюродный Буянов;
И отставной советник Флянов Тяжелый сплетник, старый плут,
Обжора, взяточник и шут.
Автор использует прием «говорящих фамилий».
Учитель: Пушкин изобразил провинциальных дворян
примитивными, односложными, суть каждого обозначена при
Как отнесся Онегин к этому обществу, ведь он был приглашен на
бал, устроенный в честь именин Татьяны?
Ученик: «Он стал чертить в душе своей карикатуры всех гостей».
Учитель: Рассмотрим изображение бала в 1 и в 5 главах.
С какой целью автор изображает бал?
Ученик: Это только внешняя сторона, на фоне которой рушатся
Учитель: Пушкин, однако, не ограничивается только описанием
бала в деревне и в Петербурге. Вместе с автором мы попадаем «на
ярмарку невест» в Москву. Каков этот мир праздника, куда
Строфа 51: Теснота, волненье, жар, «музыки грохот», «свеч
блистанье», «мельканье, вихорь быстрых пар».
Как чувствует себя главная героиня среди всего этого великолепия?
Ученик: «Смотрит и не видит, волненье света ненавидит», «ей
Учитель: Делаем вывод: Пушкин показал нам, что человек
цельный, несуетный, с богатым внутренним миром чувствует себя
чужим на этом «празднике жизни».
И снова мы видим Татьяну в главе 8 строфе 38. Но какую? «Нетороплива, не холода, не говорлива».
Автор романа называет ее «законодательницей зал». Почему Татьяна так сильно изменилась?
Ученик: Научилась скрывать свои чувства под маской равнодушия.
Приняла правила игры того общества, в котором она стала жить.
Подтверждаем выдержками из текста.
Рассмотрев главы Пушкинского романа «Евгений Онегин», в котором мы увидели описание бала, нравов, характеров, мы делаем вывод:
На балу сатирически показаны образы дворян (как поместного
дворянства, так и высшего светского общества, но в сатире много
любви и «она похожа на одобрение и любование»).
Бал - ярмарка невест.
На балу в непринужденной обстановке решались важные
государственные вопросы (тут был посланник, говоривший о
государственных делах).
Складывалось общественное мнение на основе поверхностных
суждений.
Где «цвет столицы и моды образцы».
Бал - это только одна сторона жизни, на фоне которой
происходят различные взаимоотношения героев, рушатся судьбы
героев, герои вынуждены скрывать свои чувства под маской
равнодушия.
Литература :
Пушкин А . С .
Собрание сочинений в 10 томах . - М .: Правда , 1981. - ( Текст печатается по изданию : А . С . Пушкин , Полное собрание сочинений в десяти томах . Изд - во " Наука ", Ленинград , 1977-1979).
- Т .9/ дневники , воспоминания , письма 1815-1830 г . г ./ Сост . М . П . Ерёмина .
- Т .10/ Письма 1831-1837 г . г ; О Пушкине / Сост . М . П . Ерёмина .
Живые страницы : А . С . Пушкин , Н . В . Гоголь , М . Ю . Лермонтов , В . Г . Белинский - В воспоминаниях , письмах , дневниках , автобиографических произведениях и документах / Сост . и коммент . В . В . Лунина / Научная редакция Д . Д . Благого . - М .: Изд - во " Детская литература ", 1970. - 543 с .
Друзья Пушкина . Переписка ; Воспоминания ; Дневники . В 2- х т ./ Сост . биографические очерки и прим . В . В . Кунина .- М .: Правда , 1985.
Последний год жизни Пушкина / Сост ., вступ . очерки и примеч . В . В . Кунина . - М .: Правда , 1989. - 704 с ., 8 л . ил .
Пущин И . И .
Записки о Пушкине / Предисл . А . Слонимского .- Переизд .- М .: Дет . лит ., 1984.-63 с ., ил .
Керн ( Маркова - Виноградская ) А . П .
Воспоминания о Пушкине / Сост ., вступ . ст . и примеч . А . М . Гордина .- М .: Сов . Россия , 1988.-416 с ., 8 ил .
Русское общество 30- х годов 19 века . Люди и идеи ( Мемуары современников ). - М .: Изд - во МГУ , 1989, 446 с .
Веселовский С . Б .
Род и предки А . С . Пушкина в истории . - М .: Наука , 1990. -336 с ., ил .
Раевский Н . А .
Избранное : Портреты заговорили . Друг Пушкина Павел Воинович Нащокин . - М., "Худож. лит.", 1978.- 492 с.
Читайте также: