Проект бал как элемент дворянского быта в романе в стихах а с пушкина евгений онегин

Обновлено: 05.10.2024

Рассмотреть отдельные эпизоды романа «Евгений Онегин», охарактеризовать дворянское общество, увидеть атмосферу эпохи I половины XIX века.

Ассамблея - бал, увеселительный вечер;

Светский раут - большой званный вечер, прием;

Полонез - польский торжественный танец-шествие,

музыка в ритме этого танца;

Менуэт - старинный французский народный танец, музыка

в ритме этого танца;

Мазурка - польский народный сценический и бальный

Котильон - старинный французский танец-игра

Звучит музыка И.Штрауса. Ученик читает стихотворение Боратынского «Бал».

Глухая полночь. Строем длинным.

Осеребренные луной,

Стоят кареты на Тверской

Пред домом пышным и старинным,

Пылает тысячью огней

Обширный зал; с высоких хоров

Ревут смычки; толпа гостей

Гул танца с гулом разговоров.

Кружатся дамы молодые.

Не чувствуют себя самих;

Драгими камнями у них

Горят уборы головные;

По их плечам полунагим

Златые локоны летают;

Одежды легкие, как дым,

Их легкий стан обозначают.

В движеньи все. Горя добиться

Вниманья лестного красы,

Гусар крутит свои усы,

Писатель чопорно острится,

Меле тем и в лентах и в звездах

Порою с картами в руках,

Выходят важные бояры,

Встав из-за ломберных столов,

Взглянуть на мчащиеся пары

Под гул порывистых смычков.

Учитель: Балы в жизни российского дворянства занимали значительное место, являясь не только развлечением, но и формой общения. Там создавалось общественное мнение, добивались признания света, в непринужденной обстановке обсуждались государственные и дипломатические проблемы.

Учитель: Что нам известно из истории создания, организации балов?

Ученик: 28 ноября 1718 г. было опубликовано распоряжение Петра I об организации ассамблей - вольных собраний, открывавшихся по вечерам в знатных домах по установленному порядку. Ассамблея - слово французское. Оно означает некоторое число людей, собравшихся вместе или для своего увеселения, или для рассуждения и разговоров дружеских. На ассамблеи приглашалось избранное общество. Петром I было учреждено приглашать на ассамблеи и женщин. Главным для ассамблей было общение, но основным элементом развлечения считались танцы. После смерти Петра I ассамблеи постепенно исчезли, их место заняли балы и маскарады.

Учитель: Любимым развлечением дворян были танцы. Что вам известно о танцах XIX столетия?

Ученик: Детей в дворянских семьях обучали танцам с 5-6 лет. Приобретенные навыки закрепляли на особых, детских, балах. Со временем приходила ловкость и свобода движений. Тот, кто хорошо танцевал, уверенно чувствовали себя на балах.

В пушкинское время бал открывался полонезом, пришедшем на смену манерному менуэту XVIII столетия. Обычно в первой паре шла хозяйка дома с кем-нибудь из именитых гостей. Вторым танцем объявляли вальс, запрещенный при Павле I как непристойный танец. В разгар веселья исполняли мазурку.

Завершал бал, как правило, котильон - вид кадрили, танец-игра. Первая пара выделывала различные фигуры, подчас забавные и смешные, которые должны были повторять остальные танцующие.

Танцы особенно любила молодежь. Солидная публика предпочитала им игру в карты.

Учитель: Итак, бал XIX столетия пушкинского времени - определенный элемент культуры. Его можно рассматривать как явление социальной жизни общества. Бал - это особая философия жизни, поэтому она не могла не найти свое отражение в литературе.

В каких изученных нами произведениях идет речь о балах? (А.Н.Толстой «После бала» , А.С.Грибоедов «Горе от ума» , А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

Учитель: В рассказе «После бала» - бал играет существенную роль, но рассказ называется «После бала». Почему?

( Рассказ строится на основе антитезы, т. е. противопоставления бал - чудесный. Зала прекрасная, с хорам, музыканты знаменитые, полковник танцует мазурку со своей дочерью, он очень красивый, статный, ласковая, радостная улыбка, «После бала» - в сцене наказания солдата автор показал, как внешне благополучная действительность соседствует с жестокостью, бесчеловечностью. Бал - внешняя сторона жизни.)

Учитель: т.е. автор срывает маску с внешне благополучной действительности, которая выражена в картине бала. В комедии Грибоедова «Горе от ума» бал в доме Фамусова играет существенную роль с точки зрения сюжета произведения. Какую? Ученик: В сцене бала рождается слух о сумасшествии Чацкого. Учитель: Почему этот слух распространяется очень быстро? Ученик: В сцене бала конфликт Чацкого с Фамусовской Москвой становится очевидным и неизбежным.

Учитель: Если в произведении Л.Н.Толстого и А.С.Пушкина представлено только высшее дворянское общество, то в романе «Евгений Онегин», который недаром назван Белинским «энциклопедией русской жизни», даются сцены бала, где представлено и высшее общество, и поместное дворянство.

Найдем в тексте главы и строфы, где есть упоминание о балах.

1) гл.1. Онегин едет на бал (Петербург)

2) гл. V . Именины Татьяны (деревня)

3) гл. VII . Татьяна на ярмарке невест (Москва)

4) гл. VIII . Встреча Татьяны и Онегина (Петербург)

Учитель: Уже в I главе мы наблюдаем, как главный герой романа Евгений Онегин собирается на бал: «Он три часа, по крайней мере, пред зеркалами проводил», (строфа 25).

Почему Евгений Онегин с такой тщательностью собирался на бал?

Ученик: Евгений Онегин - представитель светского общества, именно на балах диктовалась мода, а Онегин - франт, «мод воспитанник примерный».

Учитель: Онегин приезжает на бал, как и многие светские львы, с опозданием. Почему?

Ученик: Он хочет привлечь внимание к своей персоне.

Учитель: Бал в разгаре. Зачитаем нарисованную Пушкиным

Вошел. Полна народу зала;

Музыка уж греметь устала;

Толпа мазуркой занята;

Кругом и шум, и теснота;

Бренчат кавалергарда шпоры;

Летают ножки милых дам.

Мелькают профили голов И дам, и модных чудаков.

Перед нами «быстрое введение». Мы видим изумительную по точности и яркости картину. Стремительность, живость в описании.

Такой образец блестящей бытовой живописи, без которого неполно было бы изображение главного героя романа Евгения Онегина.

Если в первых главах романа Пушкин рисовал главного героя в кругу столичного общества, то в V главе он изображает провинциальных дворян. Так же, как и в столице, помещики устраивают праздники.

В V главе мы наблюдаем картину бала поместного дворянства, которая изображена Пушкиным в сатирическом ключе.

Если в I главе Пушкин не называет тех, кто присутствовал на балу, то в V главе не только перечисляет гостей, но и использует классический способ характеристики героев с помощью фамилий, этот прием знаком нам по камеди Фонвизина «Недоросль».

Строфа 26. Называем фамилии, даем характеристику. Ученик:

Приехал толстый Пустяков, Гвоздин, хозяин превосходный. Владелец нищих мужиков;

Уездный франтик Петушков;

Мой брат двоюродный Буянов;

И отставной советник Флянов Тяжелый сплетник, старый плут,

Обжора, взяточник и шут.

Автор использует прием «говорящих фамилий».

Учитель: Пушкин изобразил провинциальных дворян

примитивными, односложными, суть каждого обозначена при

Как отнесся Онегин к этому обществу, ведь он был приглашен на

бал, устроенный в честь именин Татьяны?

Ученик: «Он стал чертить в душе своей карикатуры всех гостей».

Учитель: Рассмотрим изображение бала в 1 и в 5 главах.

С какой целью автор изображает бал?

Ученик: Это только внешняя сторона, на фоне которой рушатся

Учитель: Пушкин, однако, не ограничивается только описанием

бала в деревне и в Петербурге. Вместе с автором мы попадаем «на

ярмарку невест» в Москву. Каков этот мир праздника, куда

Строфа 51: Теснота, волненье, жар, «музыки грохот», «свеч

блистанье», «мельканье, вихорь быстрых пар».

Как чувствует себя главная героиня среди всего этого великолепия?

Ученик: «Смотрит и не видит, волненье света ненавидит», «ей

Учитель: Делаем вывод: Пушкин показал нам, что человек

цельный, несуетный, с богатым внутренним миром чувствует себя

чужим на этом «празднике жизни».

И снова мы видим Татьяну в главе 8 строфе 38. Но какую? «Нетороплива, не холода, не говорлива».

Автор романа называет ее «законодательницей зал». Почему Татьяна так сильно изменилась?

Ученик: Научилась скрывать свои чувства под маской равнодушия.

Приняла правила игры того общества, в котором она стала жить.

Подтверждаем выдержками из текста.

Рассмотрев главы Пушкинского романа «Евгений Онегин», в котором мы увидели описание бала, нравов, характеров, мы делаем вывод:

На балу сатирически показаны образы дворян (как поместного
дворянства, так и высшего светского общества, но в сатире много
любви и «она похожа на одобрение и любование»).

Бал - ярмарка невест.

На балу в непринужденной обстановке решались важные
государственные вопросы (тут был посланник, говоривший о
государственных делах).

Складывалось общественное мнение на основе поверхностных
суждений.

Где «цвет столицы и моды образцы».

Бал - это только одна сторона жизни, на фоне которой
происходят различные взаимоотношения героев, рушатся судьбы
героев, герои вынуждены скрывать свои чувства под маской
равнодушия.

Литература :

Пушкин А . С .
Собрание сочинений в 10 томах . - М .: Правда , 1981. - ( Текст печатается по изданию : А . С . Пушкин , Полное собрание сочинений в десяти томах . Изд - во " Наука ", Ленинград , 1977-1979).
- Т .9/ дневники , воспоминания , письма 1815-1830 г . г ./ Сост . М . П . Ерёмина .
- Т .10/ Письма 1831-1837 г . г ; О Пушкине / Сост . М . П . Ерёмина .

Живые страницы : А . С . Пушкин , Н . В . Гоголь , М . Ю . Лермонтов , В . Г . Белинский - В воспоминаниях , письмах , дневниках , автобиографических произведениях и документах / Сост . и коммент . В . В . Лунина / Научная редакция Д . Д . Благого . - М .: Изд - во " Детская литература ", 1970. - 543 с .


Друзья Пушкина . Переписка ; Воспоминания ; Дневники . В 2- х т ./ Сост . биографические очерки и прим . В . В . Кунина .- М .: Правда , 1985.


Последний год жизни Пушкина / Сост ., вступ . очерки и примеч . В . В . Кунина . - М .: Правда , 1989. - 704 с ., 8 л . ил .


Пущин И . И .
Записки о Пушкине / Предисл . А . Слонимского .- Переизд .- М .: Дет . лит ., 1984.-63 с ., ил .


Керн ( Маркова - Виноградская ) А . П .
Воспоминания о Пушкине / Сост ., вступ . ст . и примеч . А . М . Гордина .- М .: Сов . Россия , 1988.-416 с ., 8 ил .

Русское общество 30- х годов 19 века . Люди и идеи ( Мемуары современников ). - М .: Изд - во МГУ , 1989, 446 с .


Веселовский С . Б .
Род и предки А . С . Пушкина в истории . - М .: Наука , 1990. -336 с ., ил .


Раевский Н . А .
Избранное : Портреты заговорили . Друг Пушкина Павел Воинович Нащокин . - М., "Худож. лит.", 1978.- 492 с.

Читайте также: