Признаки символизма в стихах
Обновлено: 25.12.2024
Символизм (конец XIX – начало XX веков) – литературное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижения мирового единства через символ. Другими словами, передача через предметы не их буквального значения, а переносного. Так, роза будет означать не всем известный цветок, а станет символом любви.
Немного истории. Символизм возникает в 1870-ые года во Франции, и одним из главных его представителей становится Поль Верн, который участвует в формировании теории символа. Она важна для понимания творчества в том числе Александра Блока.
Итак, теория символа гласила, что «познание и выражение мира идей возможно с помощью символа – многозначного художественного образа, который обладает способностью условно обозначать сущность явления вместо его конкретно-образного выражения» .
В Россию символизм приходит в 1890-ые года и существует вплоть до 1920-ых годов. О гибели этого литературного направления говорят примерно следующее:
«Символизм изжил себя самого, и изживание это пошло по двум направлениям. С одной стороны, требование обязательной “мистики”, “раскрытия тайны”, “постижения” бесконечного в конечном привело к утрате подлинности поэзии; “религиозный и мистический пафос “корифеев символизма оказался подмененным своего рода мистическим трафаретом, шаблоном. С другой — увлечением “музыкальной основой” стиха привело к созданию поэзии, лишенной всякого логического смысла, в которой слово низведено до роли уже не музыкального звука, а жестяной, звенящей побрякушки»
II. Два этапа в развитии символизма
В символизме выделяют два этапа развития.
Первый – «старшие символисты», которые подразделяются на две школы:
· Московская – В.Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт
· Петербургская – Д.И. Мережковский, Ф. Сологуб
В 1891 году Мережковский читает лекцию «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» и издаёт поэтический сборник «Символы». Поэт видел спасение литературы в символизме: обращении искусства к идеалу и духовности вместо материализма.
В 1892 году Валерий Яковлевич Брюсов знакомится с символизмом через статью в «Вестнике Европы». А позже выпускает сборник «Русские символисты», вызвавший бурную реакцию общественности. Стихотворения в сборнике были сумбурны и бессмысленны настолько, что сам Брюсов дал себе обещание несколько лет не писать и не издаваться.
Затем редактором другого литературного журнала «Северный вестник» становится А. Волынский, который охотно печатал символистов, в том числе Константина Дмитриевича Бальмонта.
Таково было «старшее поколение» символистов. Как пример, стихотворение Брюсова:
Свиваются бледные тени,
Видения ночи беззвездной,
И молча над сумрачной бездной
Касаются наши ступени.
Друзья! Мы спустились до края!
Стоим над разверзнутой бездной –
Мы, путники ночи беззвездной,
Искатели смутного рая.
Мы верили нашей дороге,
Мечтались нам отблески рая.
И вот – неподвижны – у края
Стоим мы, в стыде и тревоге.
Неверное только движенье,
Хоть шаг по заветной дороге, –
И нет ни стыда, ни тревоги,
И вечно, и вечно паденье!
Качается лестница тише,
Мерцает звезда на мгновенье,
Послышится ль голос спасенья:
Откуда – из бездны иль свыше?
Второй этап - «младшие» символисты. Расцвет их творчества приходится на 1900-ые года. На сцену выходят Александр Александрович Блок и Андрей Белый.
Начинают издаваться строго «символистские» журналы. В Москве это «Весы» и «Перевал», в Санкт-Петербурге – «Новый путь».
В 1904 году Блок издаёт «Стихи о Прекрасной Даме», а Белый – «Золото в лазури».
К 1910 году символизм стал слишком популярен. Это повлекло за собой упрощение стихотворений, повторение одних и тех же мотивов и как следствие гибель литературного направления.
Читайте также: