Природа в стихах блока и есенина
Обновлено: 04.11.2024
Цель: Понять отношение поэтов к родной природе на примере поэзии А.Блока и С. Есенина. Задачи: Изучить биографию поэтов Подобрать стихи о явлениях природы Научиться выразительно читать стихи Ответить на вопрос: Как относились поэты к природе России?
«Летний вечер» Александр Блок Последние лучи заката Лежат на поле сжатой ржи. Дремотой розовой объята Трава некошенной межи. Ни ветерка, ни крика птицы, Над рощей — красный диск луны, И замирает песня жницы Среди вечерней тишины. Забудь заботы и печали, Умчись без цели на коне В туман и в луговые дали, Навстречу ночи и луне! Жанр - элегия (грустное настроение, сентиментальное описание природы и неосуществленное стремление к свободе).
Деревенский пейзаж позднего лета: «сжатая рожь», «некошеная межа», «роща», «песня жницы», «туман», «луговые дали», освещенные закатным солнцем Характер описания спокойный, проникнутый грустью и смутной надеждой ЭПИТЕТЫ:"последние лучи", "луговые дали", "вечерней тишины", "дремотой розовой"); олицетворения ("лучи . лежат", "дремотой . трава объята"); метафоры ("красный диск луны"); Побудительные предложения: «Забудь заботы и печали», «Умчись без цели на коне…» Пейзаж выражает чувства лирического героя. Лирический герой Блока имеет настроение, связанное с тревогой и душевным непокоем. Пейзаж, наблюдаемый им, является поводом для яркого выражения желания устремиться к своей цели, стать свободным от рутинной жизни. Поэт пишет о том, что трудовой день с его заботами подходит к концу. Всё замирает наступает тишина. Лирический герой размышляет, отдаётся чувствам, хочет умчаться от проблем навстречу ночи) 1.Какую картину рисует Блок в этом стихотворении? 2.Какие художественные приемы оживляют картину? 3.Какова особенность пейзажа, изображенного Блоком? Что чувствует лирический герой, каково его состояние?
О, как безумно за окном . * * Вы, бедные, нагие несчастливцы. Лир О, как безумно за окном Ревет, бушует буря злая, Несутся тучи, льют дождем, И ветер воет, замирая! Ужасна ночь! В такую ночь Мне жаль людей, лишенных крова, И сожаленье гонит прочь - В объятья холода сырого. Бороться с мраком и дождем, Страдальцев участь разделяя. О, как безумно за окном Бушует ветер, изнывая! 24 августа 1899
Как соотносится это стихотворение со стихотворением «Летний вечер»? Какие образы наполняют это стихотворение? Каковы особенности лексики и синтаксиса? Стихотворения контрастны по изображенному в них пейзажу: покой летнего вечера противопоставлен реву бушующей злой осенней бури; по настроению: неясная тревога и тоска первого сменяется вихрем, всеобщим разладом, безумием бури. эти пейзажи контрастны: первый - покой летней ночи, второй — ночная осенняя бушующая буря). «Буря злая», «несутся тучи», «ветер воет», «ужасная ночь», «холод сырой», «мрак» и «дождь». Эти образы создают впечатление всеобщей дисгармонии, хаоса. Лексика носит отрицательную, негативную окраску.. Все предложения имеют восклицательную интонацию, которая создает ощущение крика, отчаяния лирического героя. Олицетворение вместе с глаголами, которые носят отрицательную окраску, позволяют ярко увидеть ночную бурю, её ярость — «буря ревёт, бушует», «несутся тучи», «ветер воет, замирая», эпитеты тоже выбраны неслучайно — они усиливают ощущения —ревёт «безумно ., «ужасна ночь>, «бушует, изнывая
Сергей Есенин 1895 -1925
Пороша Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Только серые вороны Расшумелись на лугу. Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Повязалася сосна. Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А под самою макушкой Долбит дятел на суку. Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль. Бесконечная дорога Убегает лентой вдаль.
Пороша-слой мелкого, только что выпавшего снега. Герой наслаждается тишиной и первозданностью красоты зимнего леса, однако ему мешают крики расшумевшихся ворон. Примечательно, что они серые, ведь обычный их цвет – черный. Стихотворение ностальгически изображает простой русский пейзаж, его открывают короткие предложения, создающие впечатление монотонной бесконечной дороги: «Еду.Тихо.Слышны звоны. Общими являются мотивы простора, дали, дороги: «Бесконечная дорога / Убегает лентой вдаль» просторечные формы слов «понагнулась», «повязалася», «оперлася» гармонично сочетаются с образом сосны-старушки, ведь подобная речь характерна не для злобных старух, а для ласковых, приветливых бабушек. Олицетворения: «дремлет лес», «подвязалася сосна» Герой погружен в раздумья, поэтому дорога кажется бесконечной лентой, убегающей вдаль. При этом он успевает заметить, что «валит снег и стелет шаль» (вот и объяснение названию стихотворения!). А простор, которого много, дает простор и мыслям. Что такое ПОРОША? Какую роль играет пейзаж в данном стихотворении? Каковы мотивы данного стихотворения? Какие художественные средства используются в стихотворении? Чем отличается это стихотворение ? Что создает в данном стихотворении живую картину?
Мелколесье. Степь и дали…» Свет луны во все концы. Вот опять вдруг зарыдали Разливные бубенцы. Неприглядная дорога, Да любимая навек, По которой ездил много Всякий русский человек. Эх вы, сани! Что за сани! Звоны мерзлые осин. У меня отец — крестьянин, Ну, а я — крестьянский сын. Наплевать мне на известность И на то, что я поэт. Эту чахленькую местность Не видал я много лет. Тот, кто видел хоть однажды Этот край и эту гладь, Тот почти березке каждой Ножку рад поцеловать. Как же мне не прослезиться, Если с венкой в стынь и звень Будет рядом веселиться Юность русских деревень. Эх, гармошка, смерть-отрава, Знать, с того под этот вой Не одна лихая слава Пропадала трын-травой.
Пейзаж будит воспоминания лирического героя о родине, о юности. Пробуждает в поэте чувства восхищения, умиления. Трогательной нежности «почти березке каждой/ Ножку рад поцеловать». «Как же мне не прослезиться…» Традиционный фольклорный образ березки выразителен благодаря ОЛИЦЕТВОРЕНИЮ Назывные предложения — «Мелколесье. Степь и дали. Свет луны во все концы.», олицетворение «зарыдали. бубенцы», эпитеты «разливные», дорога неприглядная, любимая», местность «чахленькая», по интонации восклицательные предложения «Эх вы, сани! Что за сани» - всё это восхищает героя, заставляет его прослезиться, он с нежностью «. берёзке каждой «ножку рад поцеловать.» Это автобиографический образ: «У меня отец –крестьянин, /Ну ая-крестьянский сын. Наплевать мне на известность/ И на то, что я поэт…. Образ лирического героя дается и обобщенно: поэт любит свою неяркую родину, как всякий «русский человек» Какую роль играет пейзаж в этом стихотворении? Каковы особенности лирического героя? - Какие художественные средства языка использует автор, чтобы описать пейзаж и состояние лирического героя? Какие мотивы можно услышать вы стихотворении?
Какое стихотворение на вас произвело большее впечатление? Какой бы вы выберете цвет, чтобы показать свое отношение к сегодняшней встрече? Красный – «Я еще не раз обращусь к творчеству этих поэтов». Жёлтый – «Оказывается, поэзия это увлекательно». Синий - «Буду знать».
«Остановитесь хотя бы на мгновение, отбросьте суету, посмотрите на окружающий нас мир земной красоты, послушайте шелест луговых трав, песнь ветра, голос речной волны, посмотрите на утреннюю зарю, на звездное ночное небо… Все уходящее - зависть, злоба, деньги – а вечно любовь, красота, поэзия.
Читайте также: