Приметы времени и быта в романе в стихах евгений онегин а с пушкина
Обновлено: 24.12.2024
Следует отметить, что к вопросу определения жанра «Евгений Онегина», Александр Сергеевич подходил с особым вниманием. Звучало такое определение, как «роман в стихах». Но этого определения недостаточно для того, чтобы проанализировать жанровое своеобразие романа.
Несмотря на то, что о «Евгении Онегине» говорили, как о собрании пестрых глав, оно остается полноценным произведением, в котором Пушкин синтезировал и элементы жанра эпоса, и элементы лирических произведений. Черты, которые присущи эпическому жанру – это две сюжетные линии, большой объем и акцент повествования на жизненном пути определенной личности, включая процесс ее развития и окончательного становления.
«Евгений Онегин» включается в себя объективное изображение жизни, описание предметов и быта, которые окружали людей в то время. Это тоже относится к такому жанру, как эпос. Лирический жанр «Евгения Онегина» проявляется в описании внутреннего мира главного героя. Онегин осмысляет те события, которые с ним произошли, и мы знаем о его чувствах и переживаниях. Именно такие элементы помогли Пушкину раскрыть главную проблематику произведения с иной стороны, создать другую жизненную позицию, которая бы отличалась от других героев.
Но это придало противоречивости главному лирическому герою, особенно ввиду многообразия функций его образа. Позиция лирического героя встречается в каждой главе, и словно выступает в роли друга главного героя. И его позиция довольно неопределенная, именно она рождает главные противоречия в произведении, но Пушкин в конечном итоге решил ничего не менять.
Реализм и романтизм в романе Пушкина «Евгений Онегин»
Прежде чем рассмотреть, в чем проявляются романтизм и реализм в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», надо определить значение этих понятий.
Есть две короткие формулы.
Романтизм – это исключительный герой в исключительных обстоятельствах.
А реализм – это типический герой в типических обстоятельствах.
Возьмем их за основу.
В своем творчестве А.С. Пушкин использовал разные художественные методы. Если говорить о написанных в 1820-1824 гг. южных поэмах, то нет сомнений, что это романтизм.
Герои и героини «Кавказского пленника», «Бахчисарайского фонтана» и сами отличаются от обычных людей, и поставлены автором в такие обстоятельства, которые нельзя назвать заурядными.
Работу над «Евгением Онегиным» поэт начал тогда же, в 1823 году в период южной ссылки, поэтому в романе наверняка присутствуют романтические черты. Но закончен труд был 1830 году, когда А.С. Пушкин уже сформировался как писатель-реалист.
Итак, что же в романе мы отнесем к романтизму, а что к реализму?
В.Г. Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни». И действительно, здесь мы видим подробное описание реалий петербургского общества и быта русской деревни. Такое воссоздание обстоятельств, в которых действуют персонажи, вполне позволяет назвать их типическими.
А что же с персонажами? Типический ли герой сам Онегин?
С одной стороны, он яркий представитель петербургского дворянства. Его образ жизни мало отличается от типичного времяпрепровождения молодого человека того времени. Недаром, по словам автора «Свет решил, что он умен и очень мил».
Однако герою невыносимо скучно: «русская хандра им овладела понемногу».
А.С. Пушкин сравнивает недуг с английским сплином, и читатель вспоминает героя Байрона, Чайльд-Гарольда. Сходство Евгения с персонажем с туманного Альбиона поэт подчеркивает не раз. А еще он замечает «неподражательную странность», которую мы тоже отнесем к чертам романтического характера.
И хотя действительно исключительных обстоятельств Пушкин для своего героя не создает, эпизод с дуэлью придает судьбе Онегина необходимый для романтического произведения трагизм.
Романтические черты видны и в образе Ленского, а подчеркивают это его литературные пристрастия: Шиллер и Гете.
Есть налет романтизма и в образе Татьяны – автору нравится ее самобытность, ее отличие от типичной девушки того времени. А трагизм судьбы, ведь Татьяна вынуждена прожить жизнь с нелюбимым, становится еще одним аргументом, который дает нам право назвать ее романтической героиней.
Таким образом, хотя «Евгений Онегин» и считается первым реалистическим романом в русской литературе, в созданных А.С. Пушкиным образах мы можем найти и черты романтизма.
Но и назвать произведение в целом романтическим мы не можем, ведь картина русской жизни начала XIX века показана здесь масштабно и правдоподобно.
Литературоведы говорят о «синкретическом» реализме, имея в виду, что в два метода – романтизм и реализм – в романе слились в единое целое. И проанализировав образы главных героев и обстоятельства, в которых они оказались, мы не можем с ними не согласиться.
Переход от романтизма к реализму
Лирический герой в роли автора исполняет роль хроникера жизни Онегина, и постоянно дает оценки его поступкам и выражает свое отношение к его поступкам и мыслям. Пушкин создает иллюзию диалога с читателем, он поднимает философские вопросы и вопросы литературного характера, тем самым создавая переход от романтического мотива в «Евгении Онегине» к реалистическому.
Также иллюзия беседы с читателями делает повествование более легким и дружелюбным. Пушкин ввел лирические отступления, чтобы подчеркнуть эволюцию взглядов повествования: от романтических до реалистичных. И своеобразный, открытый финал свидетельствует о том, что поэт хотел придать реалистическое качество своему роману.
Жанровая особенность «Евгения Онегина» заключается и в этом – несмотря на такой финал, Пушкину удается создать целостное и полноценное законченно произведение. Новаторство Пушкина заключается и не только в жанровом многообразии произведения, но и в композиции произведения.
Именно с помощью измененной композиции ему удалось совместить эти два разных литературных пласта – мир эпических героев и мир автора, который отображается в лирических отступлениях.
«Евгений Онегин» и реализм.«Евгений Онегин» был первым русским романом, в котором реалистические принципы были громко оглашены. В нем действительность не разделена на две враждебные и несовместимые сферы – реальную и идеальную, как в романтизме, а предстает единой, рождающей самые высокие и отдаленные от свершения помыслы и содержащей непримиримые противоречия. Она достойна восхищения и подлежит критике. Герои Пушкина мыслят, чувствуют и поступают в соответствии со своими характерами, которые обусловлены национальной и европейской исторической жизнью. Их образ жизни и поведение обставлены множеством подробных мотивировок, благодаря которым они прочно вписываются в реальность. Общее, свойственное людям одной среды, проявляется через индивидуальное, особенное. Наконец, в романе воплощено одно из самых удивительных качеств реализма – саморазвитие характеров, литературных типов. Созданный автором образ отделяется от автора и живет самостоятельной жизнью. Пушкин, например, в начале романа не предполагал, что его Татьяна выйдет замуж, а Онегин напишет ей письмо. Однако логика развития этих характеров оказалась такова, что Пушкин был «вынужден» отдать Татьяну замуж и написать письмо Онегина к ней. Герои стали поступать так, как предписывалось логикой их характеров. Автор, чтобы сохранить психологическую правду выведенного им типа, должен был следовать за душевными движениями персонажей.
“Евгений Онегин” — это произведение, в котором “отразился век и современный человек”. А.С. Пушкин в своем романе пытается изобразить своих героев в реальной жизни, без особых преувеличений. Роман по праву был назван В.Г. Белинским “энциклопедией русской жизни”. Прочитав его, как и в энциклопедии, можно было узнать почти все о той эпохе, в которой жили и творили многие известные поэты и писатели: о том, как одевались люди, что было в моде, меню престижных ресторанов, что шло в театрах той эпохи, как проводили свое время, как общались в светском обществе и многое другое. Читая произведение, мы знакомимся и со всеми слоями русского общества того времени: и с высшим светом Петербурга, и с дворянской Москвой, и с жизнью крестьян, то есть со всем русским народом. Это еще раз свидетельствует о том, что Пушкин смог отразить в своем романе окружающее его в повседневной жизни общество со всех сторон. С особым впечатлением автор повествует о жизни и судьбе декабристов, многие из которых были его близкими друзьями. Ему нравятся черты своего Онегина, в которых, по его мнению, дана правдивая характеристика декабристского общества, что позволило нам более глубоко познакомиться с русским народом начала девятнадцатого века.
Изображая дворянское общество 1820-х годов, Пушкин поднимает вопросы бытового уровня, пишет о духовной, нравственной жизни дворянского высшего света. Широкий реалистический охват действительности происходит и за счет изображения поместного дворянства. Деревенские главы насыщены подробностями быта и привычек помещиков. Так, дядя Онегина усердно читал «календарь осьмого года» и не держал у себя «ни капель чернил». Мать Ларина, хотя и зачитывалась в юности Ричардсоном, теперь с удовольствием занималась домашним хозяйством. И их духовный мир общения — разговоры «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне». Эпическая часть романа насыщена также картинами из народной жизни. Пушкин рассказывает о тяжелом крестьянском труде, об очень редких минутах отдыха. Эти картины дополняются сказочными поэтическими образами, восходящими к устному народному творчеству: это и сон Татьяны, напоминающий русскую сказку, и гадания.
Определить проблематику «Евгения Онегина» весьма сложно. Поэт создал, по выражению В. Г. Белинского, «энциклопедию русской жизни». Название по имени главного героя не сужает его тематический план, не сводит все действие к изображению судьбы Евгения Онегина. Сердцевину сюжета, конечно, составляет любовная тема, что традиционно для данного жанра, но решается она Пушкиным новаторски: Он не просто показывает несостоявшееся счастье между Онегиным и Татьяной, но углубляется в причины этого. В романе поэт, утверждает новый реалистический метод, изображая влияние среды на формирование личности и ее мироощущение. Так возникают в романе главы о детстве, юности, образовании, времяпрепровождении героев. Пушкин убежден, что судьба не просто определяет круг внешних обстоятельств человека, но и формирует его психологию.
Характеры героев построены Пушкиным, поэтом действительности, как он сам себя называл[171], не по литературным схемам и нормам, хотя часто они сопоставлены с другими литературными героями, а по законам реальной жизни. Так как живые люди обладают разнообразными многосторонними характерами, то характеры героев сложны и не укладываются в однозначные и узкие формулы. В простых и сложных ситуациях «обстоятельства развивают» характеры с разных сторон. Многогранность и сложность характеров учитывается автором, который изображает их то сатирически, с горькой усмешкой, то иронически, с легкой улыбкой, то лирически, с очевидным сочувствием. Пушкинские герои, исключая лишь упоминаемых третьестепенных персонажей, не делятся на положительных и отрицательных. Но даже второстепенные лица, участвующие в сюжете, в романе многогранны. Например, о Зарецком Онегин и автор отзываются либо сатирически, либо иронически. Однако сатира и ирония не мешают Онегину и автору признать и достоинства Зарецкого:
Читайте также: