Причастный стих русским святым
Обновлено: 22.11.2024
Суточный круг богослужений Православной Церкви венчается Божественной литургией, во время которой совершается Таинство Святого Причащения. Таинство это включено во все употребимые чины литургии: чин литургии святого Иоанна Златоуста, чин литургии святого Василия Великого и чин литургии святого Григория Двоеслова (литургия Преждеосвященных Даров).
В Служебнике, при изложении чина литургии святого Иоанна Златоуста, читаем:
Е̑гда́, же в•идитъ дi•аконъ сtщ•енника простир•ающа р’уц%, hи
прикас•ающася сtт•ому хл%бу, во bэже сотвор•ити свят•ое
вознош•енiе, возглаш•аетъ: В•онмемъ.
Сtщ•енникъ же, вознос)я сtт•ый хл%б, возглаш•аетъ: Сtтkая
сtтkымъ. Л•икъ: KЕд•инъ сtтъ, hэд•инъ гcдь,
сл•аву бtга h0tц)а, hам•инь.
KИ по•ютъ л•ицы кiнwн|къ дн)е, kил)и сtт•агw.
Киноник, за которым в русской богослужебной практике закрепилось русифицированное название «причастен», таким образом, является неотъемлемой частью любой литургии. Устав даёт четкие указания, в какой день какой причастен надлежит исполнять.
С течением времени, однако, жанр этот пришел в упадок. Пожалуй, первую попытку его возрождения и систематизации предпринял в 1998 году Е.Кустовский (см. Е. Кустовский. «Причастный Стихъ». Издательство «Живоносный Источник», Москва, 1998 г.). Его сборник содержит все указанные в Уставе тексты причастнов (кроме причастна из новейшей службы святым царственным страстотерпцам), положенные, в основном, на напевы светильнов, праздничных стихир и «иных ярких песнопений» праздников. Настоящий сборник является своеобразным дополняющим продолжением сборника Е. Кустовского. В отличие от последнего, он ориентирован главным образом на приходские храмы, музыкальная стилистика которых основана на произведениях композиторов XVII–XIX веков. Составитель надеется, что этот сборник поможет регентам, путём введения в репертуар своего хора собранных здесь причастнов, соблюсти формальную полноту и стилистическую целостность музыкальной составляющей Божественной литургии.
Слово об истории жанра
Из предисловия Е. Кустовского и Е. Манаковой к сборнику «Причастный стих»
Даже опытные регенты под словом «Причастен», «Причастное песнопение» подразумевают лишь определённый эпизод службы, во время которого можно исполнить любое песнопение, ориентируясь лишь на собственный вкус и тематическое соответствие службе.
Тем не менее, Устав довольно конкретно обозначает содержание эпизода причащения духовенства и мирян, полагая петь в это время строку Священного Писания (как правило – псалма). Это соблюдалось довольно строго в средневековых формах как греческой, так и русской литургии.
В XVIII–XIX веках «итальянская» композиторская школа включила в чин Божественной литургии своеобразную «музыкальную паузу», избрав для этого время пения причастна. Киноник утратил распев, его стали поскору пропевать на читке, а во время причащения духовенства стал исполняться свободный музыкальный «концертный номер».
После открытия Царских Врат, на причащении мирян, в том же XIX веке стало устойчивой традицией петь киноник Пасхи – «Тело Христово приимите…». Сложилась, мягко говоря, странная ситуация: на саму Пасху, когда пение причастна «Тело Христово приимите…» должно было бы, наконец, звучать на своем месте, традиция также устойчиво заменяет его на тропарь «Христос воскресе из мертвых…».
Можно было бы ожидать от церковных музыкантов рубежа веков возрождения не только величия древних распевов, но и некоторых форм совсем еще недавнего богослужения. К сожалению, этого не случилось. Обиход А. Кастальского излагает (и тем самым, как бы закрепляет) пение причастна поскору, на читке. Соловецкий и Валаамский обиходы, основанные на древних монастырских традициях, – тоже. Этому же следует и издание церковных песнопений А. Касторского.
В ХХ веке причастны публикуются в очень малом количестве нотных сборников. Знаменитый «Лондонский сборник» представил целый букет классических авторских композиций воскресного киноника «Хвалите Господа с небес.», а также будничные причастны в гармонизации М. Ковалевского. В России же композиторское творчество в жанре причастна не имеет сколько-нибудь систематического направления, не опубликовано и рассредоточено по рукописным библиотекам регентов и композиторов.
Мы, разумеется, далеки от мысли, что побороть инерцию существующей традиции можно быстро и легко. Мы, однако, надеемся, что если какому-либо регенту и придёт в голову «смелая» идея систематического пения причастна на каждой Божественной литургии – ему поможет эта публикация.
Читайте также: