Правило чк чн в стихах

Обновлено: 25.06.2024

Урок проведён во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века" Тип урока- повторение и закрепление знаний.

ВложениеРазмер
Урок русского языка 2 класс 34.5 КБ
tema.doc 34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Правописание сочетаний ЧК,ЧН.

Цели: помочь детям усвоить правило правописания ЧК, ЧН.; показать на примере, что звук Ч всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать; воспитывать аккуратность при работе в тетрадях.

Учитель. Ребята, мы сегодня на уроке познакомимся с сочетаниями ЧК и ЧН в словах.

Давайте потренируемся в написании таких слов.

У. Начинаем урок с чистописания.

На доске учитель показывает правильное написание букв и соединений:

Чашка часы туча

3.Повторение пройденного материала.

У. Ребята, внимательно посмотрите на доску и в свои тетради. Какая буква чаще других встречалась в чистописании?

У. Правильно. А какое правило обязательно должны помнить при написании слов с этой буквой?

Д. Ча пишется с буквой а.

У. Подчеркните, пожалуйста, это сочетание в ваших словах чашка, часы, туча.

Дети выполняют задание.

4.Обьяснение нового материала.

На доске написаны слова:

У. Прочитайте слова из первого столбика.

Дети читают слова.

-А теперь прочитайте слова из второго столбика.

Дети выполняют задание учителя.

-Произнесите Ч. Какой это звук?

Д. Согласный, мягкий.

У. Есть ли у Ч парный согласный по твердости?

У. Нужно ли обозначать мягкость этого согласного?

Д. Он всегда мягкий.

У. Как написаны сочетания ЧК,ЧН в словах на доске?

Д. Без мягкого знака.

У. Кто может сам вывести правило из наших наблюдений?

Д. Звук Ч всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается. Сочетание ЧК,ЧН пишутся без мягкого знака.

5.Закрепление пройденного материала.

У.А сейчас, ребята, мы попробуем составить и записать сочетания слов , изменив слово в скобках по образцу.

Образец: быстрая (река)- речка;( сказка)- сказочный герой.

Рыжие (белки), хитрая ( лисица), шустрые (синицы), золотое ( яйцо), маленькие ( собаки), (сок) арбуз, ( удача) день, ( речка) трамвай,( елочные) игрушки.

6. Физминутка.: « Хлопай-топай!»

Мы танцуем «Хлопай-топай»

Утром ,днем и вечером!

Когда делать нечего…

7.Упражнения для развития письменной речи.

Учитель рассказывает начало сказки «Лисичка со скалочкой».

Прослушав начало хорошо знакомой сказки, дети записывают ответы на вопросы, употребляя в них слова с сочетаниями ЧК,ЧН.

1.Что нашла лисичка?

2.Где она легла спать?

3. Куда лисичка спрятала скалочку?

Ответы на вопросы дети записывают на доске и в тетрадях, подчеркивают сочетания ЧК, ЧН.

8. Выборочная работа.

У каждого ученика на столе листок со стихотворением.

У. Ребята, из этого стихотворения вам надо выписать слова с сочетанием ЧК, ЧН.

Прилетела к нам синичка.

Села прямо под окном.

Эту маленькую птичку

С нетерпением мы ждем

И чтоб ей полегче стало,

Ведь исчезли червяки,

Для нее кусочек сало

Мы повесим на сучки.

-Какие слова с сочетанием ЧК вы выписали?

Д. Слова: синичка, птичку, червячки, кусочки, сучки.

9.Работа над правильным произношением слов.

У. Очень часто слово конечно, нарочно, скучно люди произносят с чн ,хотя правильное произношение этих слов с шн. Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений.

Дети читают стихотворение вместе с учителем.

Я, конечно, не нарочно

Затолкал кота в буфет.

И, конечно, не нарочно

Съел я килограмм конфет.

И, конечно, не нарочно

Вазу мамину разбил.

И уж точно не нарочно

На ковер кисель пролил…

Просто было очень скучно…

Но теперь- то я послушный!

У.А сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто это? Что это?»

Часть задания написано на доске.

- - -почка, - - почка, - пи- ка.

У. В первой «почке» нить накала.

У. Вторая «почка» из метала.

У. Эта «пика» не остра.

У. Ребята, что нового вы узнали на уроке сегодня?

Д. Сегодня на уроке мы узнали, как правильно писать слова с сочетаниями ЧК, ЧН.

У. Давайте еще раз повторим правило , связанное с этими сочетаниями.

Д. Сочетания ЧК, ЧН пиши без мягкого знака.

У. Не ставьте мягкий знак между ЧК, ЧН, чтобы не обижать чванливое Ч, лишний раз придавая ему мягкость. Это, конечно, не закон природы, но правило и его надо уважать, чтобы стать грамотным человеком.

Предварительный просмотр:

Тема : Правописание сочетаний ЧК,ЧН.

Цели: помочь детям усвоить правило правописания ЧК, ЧН.; показать на примере, что звук Ч всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать; воспитывать аккуратность при работе в тетрадях.

Учитель. Ребята, мы сегодня на уроке познакомимся с сочетаниями ЧК и ЧН в словах.

Давайте потренируемся в написании таких слов.

У. Начинаем урок с чистописания.

На доске учитель показывает правильное написание букв и соединений:

Чашка часы туча

3.Повторение пройденного материала.

У. Ребята, внимательно посмотрите на доску и в свои тетради. Какая буква чаще других встречалась в чистописании?

У. Правильно. А какое правило обязательно должны помнить при написании слов с этой буквой?

Д. Ча пишется с буквой а.

У. Подчеркните, пожалуйста, это сочетание в ваших словах чашка, часы, туча.

Дети выполняют задание.

4.Обьяснение нового материала.

На доске написаны слова:

У. Прочитайте слова из первого столбика.

Дети читают слова.

-А теперь прочитайте слова из второго столбика.

Дети выполняют задание учителя.

-Произнесите Ч. Какой это звук?

Д. Согласный, мягкий.

У. Есть ли у Ч парный согласный по твердости?

У. Нужно ли обозначать мягкость этого согласного?

Д. Он всегда мягкий.

У. Как написаны сочетания ЧК,ЧН в словах на доске?

Д. Без мягкого знака.

У. Кто может сам вывести правило из наших наблюдений?

Д. Звук Ч всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается. Сочетание ЧК,ЧН пишутся без мягкого знака.

5.Закрепление пройденного материала.

У.А сейчас, ребята, мы попробуем составить и записать сочетания слов , изменив слово в скобках по образцу.

Образец: быстрая (река)- речка;( сказка)- сказочный герой.

Рыжие (белки), хитрая ( лисица), шустрые (синицы), золотое ( яйцо), маленькие ( собаки), (сок) арбуз, ( удача) день, ( речка) трамвай,( елочные) игрушки.

6. Физминутка.: « Хлопай-топай!»

Мы танцуем «Хлопай-топай»

Утром ,днем и вечером!

Когда делать нечего…

7.Упражнения для развития письменной речи.

Учитель рассказывает начало сказки «Лисичка со скалочкой».

Прослушав начало хорошо знакомой сказки, дети записывают ответы на вопросы, употребляя в них слова с сочетаниями ЧК,ЧН.

1.Что нашла лисичка?

2.Где она легла спать?

3. Куда лисичка спрятала скалочку?

Ответы на вопросы дети записывают на доске и в тетрадях, подчеркивают сочетания ЧК, ЧН.

8. Выборочная работа.

У каждого ученика на столе листок со стихотворением.

У. Ребята, из этого стихотворения вам надо выписать слова с сочетанием ЧК, ЧН.

Прилетела к нам синичка.

Села прямо под окном.

Эту маленькую птичку

С нетерпением мы ждем

И чтоб ей полегче стало,

Ведь исчезли червяки,

Для нее кусочек сало

Мы повесим на сучки.

-Какие слова с сочетанием ЧК вы выписали?

Д. Слова: синичка, птичку, червячки, кусочки, сучки.

9.Работа над правильным произношением слов.

У. Очень часто слово конечно, нарочно, скучно люди произносят с чн ,хотя правильное произношение этих слов с шн. Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений.

Дети читают стихотворение вместе с учителем.

Я, конечно, не нарочно

Затолкал кота в буфет.

И, конечно, не нарочно

Съел я килограмм конфет.

И, конечно, не нарочно

Вазу мамину разбил.

И уж точно не нарочно

На ковер кисель пролил…

Просто было очень скучно…

Но теперь- то я послушный!

У.А сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто это? Что это?»

Часть задания написано на доске.

- - -почка, - - почка, - пи- ка.

У. В первой «почке» нить накала.

У. Вторая «почка» из метала.

У. Эта «пика» не остра.

У. Ребята, что нового вы узнали на уроке сегодня?

Д. Сегодня на уроке мы узнали, как правильно писать слова с сочетаниями ЧК, ЧН.

У. Давайте еще раз повторим правило , связанное с этими сочетаниями.

Д. Сочетания ЧК, ЧН пиши без мягкого знака.

У. Не ставьте мягкий знак между ЧК, ЧН, чтобы не обижать чванливое Ч, лишний раз придавая ему мягкость. Это, конечно, не закон природы, но правило и его надо уважать, чтобы стать грамотным человеком.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок русского языка по теме: "Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн." 1 класс

УМК: Развивающая система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова Тип урока: постановка проблемыПостановочный, или вводный, – это урок или часть урока, на котором перед детьми став.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме: «Конструирование сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что?»

Основная цель: Сформировать у учащихся умение составлять сочетание слов по схемам. ЗадачиОбразовательные задачи:1) Систематизировать знания учащихся о словах, которые отвечают на вопр.

Урок русского языка по теме: «Правописание сочетаний ЖИ и ШИ»

«Жи-Ши пиши с буквой И!» - любимой школьное правило маленьких первоклашек. Чтобы на уроке им было интересно и запоминание проходило лучше и быстрее, а цель занятия достигалась более эффективно, .

Конспект урока русского языка. 1 класс. Правописание сочетаний жи-, ши-. Описание внешности животного

Конспект урока русского языка по системе учебников "Начальная школа XXI века" по теме: Правописание сочетаний жи-, ши-. Описание внешности животного.


Конспект урока русского языка "Применение правил правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу". 3 класс "Школа России"

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Школа России" "Применение правил сочетаний жи-ши, ча-ща,чу-щу".


Конспект урока русского языка "Применение правил правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу". 3 класс "Школа России"

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Школа России" "Применение правил сочетаний жи-ши, ча-ща,чу-щу".


Конспект урока русского языка по теме: «Правописание сочетаний -жи-, -ши-» 1 класс

Разработка включает в себя определение целей урока и описание планируемых результатов. В ходе урока-путешествия дети продолжают изучать тему "Правописание сочетаний -жи-, -ши-".

Читайте также: