Правила монтессори группы в стихах
Обновлено: 04.11.2024
Система Монтессори известна как свободная методика воспитания. Многие родители недоумевают и даже категорически не согласны с тем, что детям можно давать абсолютную свободу. Но их волнения напрасны, правила в Монтессори-педагогике есть. Их не так много, но эти правила должны соблюдаться обязательно, причём как детьми, так родителями и педагогами.
Далее мы расскажем вам, какие именно три основные правила обязательно выполняются в Монтессори-группах. Иногда педагоги дают детям эти правила в небольших стишках: так дети их запоминают легко и весело, и старшие учат малышей.
Уважительное отношение к другим людям
Все мы очень твёрдо знаем:
Мы друзей не обижаем!
Самое важное правило в Монтессори-группе: можно общаться с кем хочется и как хочется, но нельзя обижать других людей.
Если вы видите, что ребёнок обижает товарища, подойдите к обидчику, присядьте, посмотрите в глаза и скажите твёрдо и решительно: «Так делать нельзя. Мы не кусаемся (толкаемся, дерёмся, не отбираем вещи и т. п.). Не стоит объяснять ребёнку, почему этого делать нельзя, или читать нравоучения. Если ребёнок продолжает, вы можете отвести его в другую часть комнаты и посадить на кресло, чтобы он «отдохнул и понаблюдал за работой других детей».
Позднее на кругу можно обсудить и разыграть сложившуюся между детьми ситуацию. Однако представить её следует как абстрактную, а не касающуюся конкретных детей.
Уважительное отношение к чужой работе
Мы друг другу не мешаем,
Если просят – помогаем.
Другое правило, также касающееся общения, состоит в том, чтобы не мешать друг другу.
Существует мнение, что дети в Монтессори-группах занимаются больше в индивидуальном порядке, однако это не так. Дети часто объединяются в пары или небольшие группы, чтобы заниматься с материалами, общаются, помогают друг другу. За счёт того, что в группе занимаются дети разных возрастов, старшие очень любят помогать младшим. Однако младшие дети не всегда хотят, чтобы им помогали.
Научите ребёнка всегда спрашивать разрешения помочь: «Тебе нужна помощь? Хочешь поработать вместе?».
Это очень важное правило не только для детей, но и для педагогов и родителей. Точно так же родителю, заметившему трудность ребёнка с чем-либо, всегда стоит спросить, требуется ли его помощь.
Также постоянно показывайте пример взаимопомощи, предлагайте ребёнку помочь товарищу: «Спроси у Саши, не нужна ли ему твоя помощь?».
Уважительное отношение к окружающей среде
Материалы мы берём,
Поиграем — уберём.
Если коврик на пути —
Коврик надо обойти.
Третье правило касается отношения ребёнка к окружающей среде. Часто это правило сводится только к уборке материалов на место. Однако уборка – только небольшая его часть.
Необходимо рассказывать детям про то, что в каждый предмет вложен труд людей; предметы не ломают, не кидают, используют по назначению и кладут на место после использования. Если ребёнок небрежно обращается с материалами, стоит показать ему, как именно стоит действовать («Смотри, как мы переносим стул. Мы опускаем его аккуратно, тихо»). Если ребёнок продолжает обращаться с вещью небрежно, стоит сделать предупреждение, а после забрать вещь на некоторое время.
Если же ребёнок не убирает материал на место, лучший способ действия – положительный пример. Иногда дети просто забывают отнести вещь на место, тогда взрослый может подсказать ребёнку: «Ты забыл убрать материал на место. Тебе нужна помощь? Помнишь, где он лежал?».
Если же ребёнок отказывается убирать материал, стоит проявить спокойствие и уверенность в том, что в следующий раз все получится: «Давай я уберу материал в этот раз. Он лежал вот тут. Запомни, и в следующий раз ты можешь убрать его сам». Никогда не заставляйте ребёнка убирать материал угрозами и тем более силой. Помните, что привычки лучше всего закрепляются с помощью положительного примера.
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома
Мини-курсы для родителей за 199 рублей
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов. Каждую неделю — новая тема.
Читайте также: