Повторение в целях благозвучия и выразительности сходных гласных звуков особенно актуальное в стихе

Обновлено: 25.12.2024

При написании прозаического или стихотворного текста очень важно, чтобы слова не затрудняли произношения, не цеплялись друг за друга.
«Цепляние» может быть из-за скопления согласных или гласных или неправильной их расстановки. Как, например, в скороговорке «сыворотка из-под простокваши».
Правило плавной речи довольно-таки просто:
Если слово заканчивается кратким согласным (Д, Т, К, Г, Б, П), то следующее за ним должно начинаться либо гласным (А, О, У, Ы, И, Э, Я, Ё, Ю, Е), либо протяжным согласным (Р, Л, З, М, Н, С, Х, В, Ш, Щ, Ф, Ж, Ч). И наоборот, если второе слово начинается с краткого согласного, то первое должно заканчиваться гласным или согласным протяжным.
Столкновение в конце и начале слов кратких согласных затрудняет произношение. Подчеркнем, что именно кратких. Вполне могут сочетаться протяжные согласные или гласные, или протяжные согласные и гласные.

Примеров можно привести множество. Из того же Вл.Ходасевича:

Весенний лепеТ Не разнежиТ
Сурово стиснутых стихов…

Я Пережил свои желанья …
(А.Пушкин)

Особое благозвучие достигается, когда слова соединяются гласными:

«У бабЫ-вдовЫ Умер ЕЁ Единственный двадцатилетний сын, первый нА селЕ работник.
БарынЯ, помещицА тогО самогО селА, Узнав О горЕ бабЫ, пошлА ЕЁ навестить в самый день похорон.»
(И. Тургенев)

Организованное повторение согласных звуков называется АЛЛИТЕРАЦИЕЙ. Этот прием значительно усиливает речь, придает ей ритм.

Из бледного бокала
Блаженство допивал.
(К.Бальмонт)

«Только слышно, на чинаре листочки от ветерка поворачиваются.»
(Л. Толстой).

Часто аллитерация применяется в соединении с звукоподражанием. Например, звук Ш-ш-ш, часто ассоциируется с тишиной или шуршанием.
Константин Бальмонт в своем стихотворении «Камыши» старается построить звукоряд на букве Ш:

Полночной порою в болотной глуШи
Чуть слыШно, бесШумно ШурШат камыШи.

То же делает Толстой:
«В промеЖутках соверШенной тиШины слыШен был Шорох проШлогодних листьев, ШевеливШихся от таянья земли и от росту трав».

Аллитерация с буквой Р наоборот переводит текст в стремительный даже иногда угрожающий ритм, явно создавая слуховой образ.

МоРду в кРовь Разбила кофейня,
ЗвеРьим кРиком багРима:
«ОтРавим кРовью игРы Рейна,
ГРомами ядеР на мРамоР Рима».
(Вл.Маяковский)

«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.»
(М. Булгаков).

Организованное чередование гласных звуков называется АССОНАНСОМ. Наиболее ярко он проявляется, если гласные стоят под ударением.

Все хорошо под сиянием лУнным,
ВсЮдУ родимУЮ Русь Узнаю…
Быстро лечУ я по рельсам чУгУнным,
ДумаЮ дУмУ своЮ…
(Н.Некрасов).

«Смерть бедного Максима заставила меня призадУматься. Удивительно Умирает рУсский мУжик!»
(И.Тургенев)

Аллитерация не является самоцелью и не стоит подбирать слова, исходя исключительно из благозвучия. Слова должны выражать содержание, а аллитерация или ассонанс являются лишь вспомогательными усиливающими приемами.
Тем не менее, в творчестве Пастернака, Мандельштама, Набокова звукопись играет главенствующую роль.

И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,
Нагой, трепещущий ольшаник
В имбирно-красный лес кладбищенский,
Горевший, как печатный пряник.
(Б. Пастернак).

Читайте также: