Постоянная внутренняя пауза делящая стих на два полустишия

Обновлено: 05.11.2024

Метрика – учение о внутренней соразмерности стихового ряда; представление о горизонтальном ритме стиха лежит в основе той или иной системы стихосложения.
Таким образом, предмет изучения метрики составляет метр как таковой, его частные подразделения – размеры и системы стихосложения.
Ритмика – учение о ритме отдельной строки или и ритмической системе в целом как средоточии всех регулярных, композиционно значимых повторов словесно-звукового материала ( звуков, слогов, слов, словоразделов, синтагм, фраз, периодов, стоп, стихов, строф и пр.).
Строфика – учение об упорядоченном сочетании стихотворных строк, закономерно повторяющихся в тексте.
Фоника – учение о закономерностях звуковой организации стихотворного текста, включающей в себя и рифму.
В самом широком смысле слова ритм есть упорядоченное чередование каких-либо относительно соизмеримых элементов во времени и пространстве.
Метр – наиболее сущностный (стержневой) признак, компонент ритмической системы.
Под метром с древнейших времен понимают правильное чередование идентичных ритмических элементов текста: долгих и кратких слогов в античной метрике, ударных и безударных в силлаботонике, слоговых групп и цезурных пауз – в силлабике и т.д.
Иногда параллельно с термином «метр» употребляют его мнимый синоним «размер». В строгом смысле, однако, они должны дифференцироваться как общее и частное. Например, метр ямб включает в себя размеры: 4-стопный ямб, 5-стопный ямб, 6-стопный ямб и т.д.
Стихообразующая роль метра исключительно велика в классической поэзии; в неклассических ее модификациях она резко понижается и совсем сходит на нет в верлибре.
Поговорим о стихотворных размерах.
Чаще всего они двудольные и трехдольные.
Супердалектическая (многодольная) форма стиха встречается значительно реже.

Стихотворные метры
1. Хорей - двудольная (из двух слогов) стопа с ударением на первом слоге
Например (А. Пушкин)
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

2. Ямб – двудольная (из двух слогов) стопа с ударением на втором слоге.
Например (В. Маяковский)
Я знаю - город будет,
Я знаю – саду цвесть,
Когда такие люди
В стране советской есть.

3. Дактиль – трехдольная (из трех слогов) стопа с ударением на первом слоге.
Например (Н. Некрасов)
Славная осень! Здоровый, ядреный!
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит.

4. Амфибрахий – трехдольная (из трех слогов) стопа с ударением на втором слоге.
Например (Н. Некрасов)
Однажды в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз,
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.

5. Анапест – трехдольная (из трех слогов) стопа с ударением на третьем слоге
Например (А.Фет)
Я тебе ничего не скажу,
Я тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.

Белый стих – название метрически (стопных) стихов без рифм. Белые стихи могут иметь все перечисленные выше размеры. Единственное его различие с обычным стихотворением – это отсутствие какой-либо рифмы.
Например (А. Пушкин )
Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет и выше. Для меня
Так это ясно, как простая гамма.
Родился я с любовию к искусству…

Цезура – в метрическом стопном стихе – словораздел на определенном месте, расчленяющий стих на два полустишия или (реже - на три части.. Цезура может быть только в метрическом стихе, имеющем не менее четырех стоп. Цезура выполняет функцию интонационно-фразовой паузы.

Наряду с этим античная метрика знала метры, составленные из разнородных, неэксиметрических стоп – логаэды. Логаэдические стихи сочетали в определенном порядке 4-и 3-морные стопы (дактиль, анапест + ямб, хорей).
Логаэды использовались античными поэтами главным образом в лирике и в хоровых партиях трагедии.
Античная поэзия сохранила верность метрической системе стихосложения до тех пор, пока древнегреческий язык, а затем и латынь не утратили долготу/краткость. К этому времени центр культурной жизни переместился из Эллады сначала в Рим, а затем в Византию. Через посредничество христианской церкви культурная экспансия античного стихотворства распространилась на все страны Европы. Традиции латинской версификации были усвоены странами католического вероисповедания, традиции, сложившиеся в поэзии Византии, были подхвачены южными и восточными славянами –сторонниками православия.
Древняя Русь – песенный, былинный характер стиха.

Былины, лирические песни, обрядовые песни, исторические песни, духовные стихи, литургические песнопения.

Раешник (раек) – древнейшая форма русского народного дисметрического стиха со смежными рифмами, определяемого интонационно-фразовым и паузным членением.
А вот, господа, разыгрывается лотерея.
Воловий хвост да два филея.
Еще разыгрываются часы о двенадцати камнях
Да на трех кирпичах.
Короче говоря, это рифмованный фразовик.

Фразовик – одна из разновидностей русского свободного стиха, в основе которой лежит свободное членение поэтической речи на стиховые строки, где граница интонационной волны, отмечаемая концевой конструктивной паузой, является определяющим признаком членения.
Что это у нас, братцы,
В Каменной Москве приуныло,
Что это приумолкло?
Заунывно зазвонили
У Ивана Великого в большой колокол,
Язык увивали черным бархатом.

Силлабический (слогочислительный) стих - стих с постоянным (предсказуемым) числом слогов. Такая силлабическая система существовала в России в16-17 в.в., и в первой трети 18 в.
4-сложник
Чисто нравы
Суть приятны
Царю славы.

6-сложник
Услыхали мухи
Медовые духи,
Прилетевши. Сели,
В радости запели.
Егда стали ясти,
Попали в напасти,
Увязли бо ноги.
Ах! – плачут убоги.
Меду полизали,
А сами пропали.

7-сложник
Не любити тяжело
И любити тяжело
А тяжелее всего
Любя любовь не достать.

Все стихи тогда носили общее название виршей. Почти все поэты - виршенники 16-17 в.в. были священнослужителями и писали стихи на славянском языке: в результате образовался разрыв между народной поэзии и языком виршенников.

Диапазон длины русского силлабического стиха колеблется от 4 до 16ислогов.
Классический русский стих –силлабо-тонический. Это самая урегулированная система стихосложения европейского ареала, в которой первичным оказывается метр. Ритмическая инерция в данном случае столь велика. Чтоона сама по себе может служить знаком системы, а малейшее ее нарушение немедленно фикируется воспринимающим сознанием.
В силлабо-тоническом стихе есть закономерное чередование сильных и слабых слогов.
Таким образом, внутренняя структура силлабо-тонического стиха зиждется на его основных метрических определителях:
1) последовательности сильных слогов – иктов;
2) междуиктовых интервалах;
3) анакрузе.
Анакруза – безударные слоги в начале стиха до первого ударного.

Но, оказывается, еще более эффективен по своим художественным последствиям другой определитель на горизонтальной оси ритмической системы. Это – длина стиха. Чем длиннее стиховой ряд. Тем более плавным и спокойным представляется нам его динамический ход. И наоборот. Коротки стиховые ряды дробят течение стихового потока, делают его более эмоциональным, в энергетических перепадах.
В 60-70 г.г. – понятие «дольник». Имитация античных гекзаметров - 6-ударный дольник.
Слог «Одиссеи» веди стопой в Фенелонове слоге:
Я не сравниться хощу прославленным толь стихопевцам:
Слуху российскому тень подобия токмо представлю,
Да громогласных в нас изощрю дотсигать освершенства
(В. Тредиаковский. Тилемахида, 1766)
Дольник – формула тонического тиха.

Тактовик – своеобразная форма русского стиха, структура его выдержана в духе тактометрической системы, допускающей в стихе гармоническое сочетание любых ритмических модификаций краты.
Тактовик трехдольного ритма
Наш отец – завод.
Красная кепка – флаг.
Только завод позовет,
Руку прочь, враг!
(В. Маяковский)

Тактовик четырехдольного ритма
Билет – щелк. Щека – чмок.
Свисток. – и рванулись туда мы,
Куда, как се-ельди в сети чулок,
Плывут кругосветные дамы.
(В. Маяковский)

Ударник или акцентный стих – один из основных видов дисметрического свободного стиха, пластическая структура которого опирается не на количество стоп, как в метрическом стихе, а на равное количество логически сильных слов. В зависимости от этого определяются и стиховые ряды равноударников: двухударник, трехударник, четырехударник, пятиударник, шестиударник. Акцентный стих очень распространен в русской народной поэзии. Различаются рифмованные и нерифмованные равноударники.
Рифмованный четырехударник
Вашу мысль, мечтающую на размягченном мозгу,
Как выжиревший лакей на засаленной кушетке,
Буду дразнить об окровавленный сердца лоскут;
Досыта изыздеваюсь, нахальный и едкий.
(В. Маяковский)

Верлибр – представляет собой дисметрическую систему, не имеющую регулярной рифмы, однако постоянным является признак членения речевого потока на стихи.
Например (А. Фет)
Я люблю многое, близкое сердцу,
Только редко люблю я…
Чаще всего мне приятно скользить по заливу, -
Так, - забываясь
Под звучную меру весла,
Омоченного пеной шипучей, -
Да смотреть, много ль отъехал
И много ль осталось,
Да не видать ли зарницы…

Напрашивается вопрос – Чем не проза?
Именно отличие верлибра от прозаического текста – это внутренние паузы в конце каждой строки, предполагаемые автором. Отсутствие таких пауз приводит уже к совсем прозаическому тексту.

Стихи в прозе – условный термин, введенный в русскую поэтику Тургеневым.
Поэтические произведения в прозаической форме.
Произведение – поэтическое по содержанию и прозаическое по форме.

Ритм прозы.
В свою очередь проза тоже обладает специфическим ритмом, как, впрочем, и любая форма речевой деятельности человека.
В отношении к ритму разные жанры прозы располагаются в иерархической последовательности: от максимальной упорядоченности ритмической организации в эмоциональной, эмфатически напряженной прозе до наименее упорядоченной – в прозе научной.
В 1921 г.В.М. Жирмунский впервые высказал предположение, что ритмическая проза «построена прежде всего на художественном упорядочении синтаксических групп», «на элемента повторения и синтаксического параллелизма».
Основу ритмической организации прозы по Жирмунскому, образуют «различне формы грамматико-синтаксического параллелизма, более свободного или более связанного, поддержанного словесными повторениями (особенно анафорами). Они образуют композиционный остов ритмической прозы, заменяющий метрически регулярные композиционные формы стиха».
Заданность упорядоченного синтаксического членения. Важно подчеркнуть, что это членение должно быть обеспечено и соответствующим содержанием, эмоционально-смысловым напряжением, и лексико-стиллистическим наполнением фразы или совокупности фраз.

© Copyright: Да-Рия, 2013.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 02.07.2013. ***
  • 01.07.2013. Ритм в поэзии и прозе

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Читайте также: