Поэт нефти турция стихи
Обновлено: 05.11.2024
Друзья, предлагаю немного расширить рамки обсуждения, ведь сериал «Великолепный век» дает нам возможность обсуждать не только персонажей с экрана, но и тех, чьи имена там только прозвучали. Ведь не просто так они прозвучали, а что-то должны были нам сказать о самих действующих героях. Если звезды зажигают, значит, это кому-то нужно.
Итак, вспомните эпизод, когда Великий визирь Ибрагим паша навещает кадия Стамбула Эбуссууда эфенди (о кадии, кстати, я уже писала здесь и здесь ). Кадий собирает семена в подарок визирю и читает стихи. Ибрагим паша, спрашивает, как кадий относится к поэту Хафизу Ширази. Эбуссуд Эфенди отвечает, что это хороший поэт.
«Хороший, – соглашается Ибрагим – Но опасно, если эти слова другие услышат. Ведь стихи Хафиза полны богохульства. И многие священнослужители призывают сжечь их».
«Все эти люди, паша хазрет лери, находятся в плену высокомерия и надменности. – ответствовал Эбуссуд эфенди (ну куда ж у Эбуссууда без «высокомерия и надменности»?! - прим. автора) - В стихах Хафиза Ширази я не вижу ничего постыдного».
«А о Юнусе Эмре ты подобное можешь сказать? – спрашивает Ибрагим.
«Нет, не могу. В стихах Юнуса содержится откровенное и страшное богохульство!» - резко ответил Эбуссуд.
И я заинтересовалась. Кто же такой этот Юнус Эмре, раз Эбуссууд наш так изменился в лице?
И вот, что о нем пишут.
Миниатюра персидского художника Мухаммада Али. 1610г. Миниатюра персидского художника Мухаммада Али. 1610г.Оказывается, Юнус Эмре – знаменитый и легендарный турецкий поэт, последователь суфизма, оказавший огромное влияние на всю турецкую литературу! Считается родоначальником турецкого стихосложения, но главное, что он одним из первых посмел использовать разговорный старо-турецкий язык в поэзии. До этого было принято писать стихи лишь на арабском или персидском. Будучи последователем суфизма – возникшего в VII веке исламского эзотерического течения, которое характеризовалось высокой духовностью и аскетизмом - он прекрасно разбирался в суфийской философии, знал ее корни, изучал творчество других суфийских поэтов и, в конце концов, настолько обрел популярность как суфий, что после смерти его почитали как святого. Он настолько важен и популярен в мировой, а не только в исламской культуре, что 1991 год - год его 750-летия – ЮНЕСКО объявило годом Юнуса Эмре… А в 2015 году в Турции был снят одноименный сериал. Вот тебе и богохульник!
Чья-то зарисовка из одноименного сериала про поэта. Взято из открытого доступа в сети Чья-то зарисовка из одноименного сериала про поэта. Взято из открытого доступа в сетиПосмотрим же, кем был и о чем писал Юнус Эмре, что заслужил такой строгий приговор от Эбуссууда нашего эфенди. Родился поэт в 1240 году – то есть задолго до описываемых событий. И сведений о его жизни весьма мало, все больше легенды. Но известно, что он очень много путешествовал, почти всю жизнь провел в странствиях и скитаниях. «Я обошел Рум (Малую Азию) и Сирию, а также все верхние страны (Иран и Азербайджан)», — рассказывает Эмре в одной из своих песен. И хотя он поэтично говорил о себе, что никогда не брал в руки пера и не читал ни одной книги, кроме книги своего сердца, его стихи свидетельствуют о том, что он получил хорошее образование и разбирался во многих науках.
Шедевр персидской миниатюры "Медитация Руми". Руми - суфийский поэт. Шедевр персидской миниатюры "Медитация Руми". Руми - суфийский поэт.Стихи Юнуса Эмре, как и положено настоящему поэту, при всей своей простоте раскрывают и делают понятными сложнейшие суфийские понятия, трудные для понимания простого человека. Но на то она и поэзия, чтобы подчас, минуя разум, через образы попадать в самое сердце. Приведу в пример вот хотя бы это стихотворение (газель, так их называют на Востоке).
Взгляни: возникло море из капли неприметной,
Что - море и что – капля, вот мой вопрос не тщетный.
Таится море в капле, и ты об этой тайне
Спроси себя и вникни в сокрытый смысл ответный.
Ты сам себя изведай, познай свою же сущность
Взгляни, что в мир явилось из тучи беспросветной.
Свет и завеса мрака – все лишь в тебе сокрыто
И ты и я – несметны, мы – жемчуг самоцветный.
Скажи, где путь, ведущий к блаженству Единенья?
Ответь на мое слово – на мой вопрос заветный.
В бессчетные зерцала глядит всегда Единый,
Хоть видимость явлений и кажется несметной.
Возлюбленный, влюбленный – любовь в единой сути.
Хотя и виден взору весь мир тысячецветный.
Зову я всех, кто хочет в глубины погрузиться.
Один Юнус пока что – ныряльщик безответный.
Молитва. Средневековая исламская миниатюра Молитва. Средневековая исламская миниатюраВот, правда, красиво и образно? И сразу западает в сердце, как и надлежит настоящей Поэзии. Настоящая поэзия способна объяснить такие сложные понятия - саму суть божественной любви - любому, даже самому темному и простому человеку. И именно божественной любви и судьбе человека, его скитаниям по миру и посвящены в основном стихи Юнуса, прошедшего собственный непростой путь от шариатского кадия, исправления многих судебных ошибок до суфия и поэта, стихи которого передавались из уст в уста.
Суфий. Средневековая исламская миниатюра Суфий. Средневековая исламская миниатюраКонечно, нам трудно постигнуть суть религиозных взглядов и различия между ними у представителей разных течений ислама XVI века, но время все расставило по местам.
И ходя кадию Эбуссууду эфенди не по душе этот поистине народный поэт, его стихи до сих пор звучат, и семь государств до сих пор спорят, где находится его могила. И не счесть памятников на Востоке, посвященных Юнусу Эмре.
Визит к кадию. Средневекоая исламская миниатюра. Визит к кадию. Средневекоая исламская миниатюра.Почему же Эбуссуд эфенди посчитал суфийского поэта Юнуса Эмре богохульным? Возможно потому, что как шейх-уль-ислама Эбуссууд эфенди был однозначно ортодоксальным суннитом. И сунниты и суфии почитают Аллаха, следуют за Исламом и, в принципе, имеют одни и те же убеждения. Но есть нюанс! Суннитские мусульмане чтут и следуют основным кодексам Ислама – Корану и Сунне – стараясь вести такой мирской образ жизни, чтобы не разгневать Аллаха, и после смерти в качестве награды за их благие дела рассчитывают попасть на небеса. Они боятся Аллаха, поскольку их религиозные кодексы включают обязательный страх перед адом.
Суфии же считают, что миром движет вечная божественная любовь, а вовсе не страх. Целью суфия является достижение духовного просветления через медитации, молитвы, духовные практики и отказ от всего мирского.
Суфий. Средневековая исламская миниатюра. Суфий. Средневековая исламская миниатюра.Суфии, как настоящие подвижники, пытаются почувствовать Бога путем прямого взаимодействия, а тут не так важны религиозные авторитеты, ритуалы и почитание могил. «Суфизму было дано более двух тысяч определений, но суть их сводится к одному — к бескорыстному, искреннему обращению к Аллаху и служению Ему». Столпом суфизма является очищение сердца от земных страстей, опорой его является связь человека с Великим Создателем. А суннит преследует улучшение внешних поступков человека, гарантирование соблюдения общественных норм и юридических положений для вполне конкретной личной цели - выдержать загробный суд и оказаться в раю.
Суфийский шейх Джами и человек. Персдская миниатюра 1625г. Суфийский шейх Джами и человек. Персдская миниатюра 1625г.Из этого как бы само собой вытекает, что суфии более независимы, самостоятельны и свободны в своем религиозном служении, чем могут вызывать недоумение и неприязнь со стороны ортодоксальных суннитов, погруженных в свои мирские дела и воспринимающие веру как строгое следование определенным религиозным ритуалам и догмам. Обычно для ортодоксов всех мастей важно беспрекословное и точное соблюдение всех ритуалов и внешних форм. В принципе, неудивительно, что кадию Эбуссууду эфенди не по душе смелый и внутренне свободный, незапуганный поэт, который смеет задаваться вопросами бытия в попытке самостоятельно познать Бога. Ортодоксу Эбуссууду это кажется самонадеянным и кощунственным, ибо нарушает ритуал и строгую форму веры - сам-то он судит точно по букве закона, по внешней оболочке, не озадачиваясь вникнуть в суть (вспомним торговца тканью, суд на якобы неверной женой, и самое главное - этот формальный, но бессовестный совет Сулейману про казнь во время сна), поэтому его суд всегда скорый и спорый, чему даже французские послы удивляются.
А может, кто-то еще знает, чем Юнус Эмре так не угодил Эбуссуду эфенди?
И почему, как вы думаете, турецкие сценаристы посчитали необходимым включить эту сцену в фильм? Уж турки-то наверное знают что к чему…
Ведь если звезды зажигают, значит, это кому-то нужно.
Читайте также: