Поэт и толпа стихи маяковского
Обновлено: 04.11.2024
Актуализация знаний учащихся, знакомство с некоторыми фактами биографии поэта.
Формирование навыка работы составления рассказа о поэте по материалам статьи учебника, «слова» о поэте,
Выявление художественной идеи стихотворения, проявляющейся в ощущении новизны жизни, вернувшегося детства, которое испытывает лирический герой, связывающий с новым временем надежды на неизбежное торжество подлинной человечности; характерных черт лирики В.В.Маяковского.
Формирование навыка выразительного чтения, анализа поэтического текста.
Оборудование: портрет В.В.Маяковского, фонограмма стихотворения, презентация учителя.
Объявление темы урока. Целеполагание. Формулировка целей с помощью опорных глаголов. (Слайд)
Работа над темой.
-Обращение к домашнему заданию. Рассказ о В.В.Маяковском
-Слово учителя. Поэт Н. Асеев так сказал о Маяковском.
И вот он выходит:
Под вылощенным нищетой плащом.
Лишь тюрьма за плечами.
Фонарь к фонарю,
За душой – ни гроша…
Лишь пахнет Москва
Да падает лошадь,
С воодушевлением встретив Октябрьскую революцию, Маяковский определил свою позицию: «Моя революция. Пошёл в Смольный. Работал. Всё, что приходилось». Утверждая величие и героизм простых людей, Маяковский разоблачал творческое бессилие буржуазии, призывал к борьбе с врагами революции. В стихотворении «Хорошее отношение к лошадям» (1918) , проникнутом неподдельным состраданием к чужой боли, он выступал за формирование нового человека, которому должно быть доступно сочувствие всему живому, беззащитному. Революция в конечном счёте означала для Маяковского борьбу за торжество человечности.
-Анализ стихотворения, заполнение таблицы в ходе урока.
Работа в тетрадях. Сегодня в процессе совместного анализа мы заполним таблицу в тетради
Характерные черты лирики Маяковского
«Улица» «ветром опита» и «льдом обута»
Точная живописность деталей
«…за каплей каплица по морде катится…»
«И какая-то общая //звериная тоска// плеща вылилась из меня// и расплылась в шелесте»
Разнообразие звукового и ритмического рисунка
«Опита» - «обута», «копыта»-«будто», «за зевакой зевака»- «зазвенел и зазвякал», «лишь один я»- «лошадиные», «в вой ему»- «по-своему»,
«каплища»- «тоска плеща», «в шерсти»- «в шелесте», «няньке»- «на ноги», «рыжий ребёнок»- «жеребёнок», «стойло» - «стоило».
Выразительное чтение стихотворения в исп. В. Смехова.
-выявление первоначальных впечатлений.
-Какое событие находится в центре сюжетно-композиционной организации произведения?
Малозначительный факт: зеваки, «штаны пришедшие Кузнецким клёшить», смеются над упавшей лошадью. Её ощущает лирический герой. Он видит глаза лошади, её слёзы. Он понимает, что все живые существа – и люди и животные - звенья одной цепи, что всем бывает больно и страшно («все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь») И лошадь вдруг поднимается на ноги. Эта маленькая победа жизни над смертью, добра над злом вселяет оптимизм в душу лирического героя: »И стоило жить, и работать стоило».
-Выпишите из стихотворения слова, при помощи которых можно передать сюжет стихотворения. Определите часть речи. Каков характер картины, изображённой поэтом?
«Грохнулась» - «сгрудились» - «подошёл» - «рванулась» - «пошла» - «пришла» -«встала (в стойло)» Эти глаголы содействуют воссозданию живой и динамичной картины.
- В каком стихотворении, изученном в 6 классе, звучит сочувственное и уважительное отношение к миру живых существ, стремление «очеловечить» образы животных»
(С.Есенин. «Песнь о собаке».)
-В чём различие?
С.Есенин несколько отстранённо описывает горе собаки. У Маяковского на первом плане переживания лирического героя.
-История лошади - это только повод рассказать читателю о самом себе, о своей «звериной тоске» и об умении преодолевать её.
Выр. Чт. От начала до слов «…в шерсти».
-Что передаёт ритмический рисунок первых строк стихотворения?
(Звук цоканья лошадиных копыт по мостовой.)
-Какие приметы будней первых послереволюционных лет слышатся в этом звукоподражательном ряду?
-Кузнецкий - Кузнецкий мост - одна из центральных улиц Москвы. Улицей магазинов, в основном иностранных, она оставалась вплоть до 1918года. Назовите художественно-изобразительные средства, содействующие воссозданию образа улицы. Объясните их назначение.
«Улица» «ветром опита» и «льдом обута»; зеваки, пришедшие «клешить».
Метафора «льдом обута» передаёт восприятие лошади: скользит улица, а не лошадь. Инверсия «штаны пришедшие Кузнецким клёшить» передаёт особенности места действия, реалии времени (торговые ряды Кузнецкого моста, особенно модная манера носить брюки клёш).
-Каждое слово в строфе (гриб, грабь, гроб, груб) выделено графически, записью столбиком, однако ритмическая чёткость первой строфы, передающая бег лошади, резко обрывается. Далее следует перенос: «Лошадь на круп грохнулась…» Почему ритм стиха резко меняется? (Акцентирует внимание на центральном эпизоде.)
Круп - задняя часть тела животного.
Зевака – тот, кто слоняется без дела.
-Какие чувства испытывает лирический герой к толпе зевак?
Лирический герой испытывает чувство одиночества в равнодушной и глухой толпе зевак, сделавшей себе любопытное зрелище из чужого горя.
-В каких словах выражено сочувствие лирического героя к лошади?
И какая-то общая
плеща вылилась на меня
и расплылась в шелесте. (олицетворение)
-Чьими глазами мы видим происходящее на Кузнецком, читая строки: «Улица опрокинулась, течёт по-своему»?
(Так видит окружающее упавшая лошадь. Её взгляд осмыслен. Лирический герой начинает понимать лошадь, видеть мир глазами лошади.
Выразительное чтение фрагмента стихотворения Маяковского «Дешевая распродажа»
-Находит ли герой одно только слово. Ласковое, человечье в окружающем его мире?
Выр.чт. от слов «И какая-то общая звериная тоска» до слов «…по-своему лошадь».
-Какие слова подчёркивают то, что в новых революционных условиях лирический герой не так одинок, как прежде?
«Все мы немножко лошади».
-К кому относится это замечание?
(Это все мы, кто не мыслит жизнь без поиска смысла жизни, без работы, без участия в судьбе других людей.)
3. Подведение итогов урока.
-Выр. Чт. От слов «Может быть, старая…» до конца.
-Какое значение приобретает образ жеребёнка, «рыжего ребёнка» в финальных строчках стихотворения? (9)
Этот образ передаёт ощущение новизны жизни, вернувшегося детства, которое испытывает лирический герой, связывающий с новым временем надежды на неизбежное торжество подлинной человечности после всех неудач и страданий.
-Прослушивание в записи стихотворения «Хорошее отношение к лошадям».
Читайте также: