Под руководством учителя какого предмета маршак начал переводить стихи древнеримских поэтов

Обновлено: 22.11.2024

Пьеса-сказка – это один из литературных жанров, который объединил в себе народную сказку и уличное представление.

Пьеса – произведение драматургического характера, предназначенное для театральных постановок.

Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.

Пословица – это изречение в виде грамматически законченного предложения, в котором выражена народная мудрость в поучительной форме.

Идиома – это лингвистический термин, обозначающий выражение (оборот речи), употребляющееся как некоторое целое, не подлежащее дальнейшему разложению и обычно не допускающее внутри себя перестановки своих частей.

Список литературы

Обязательная литература:

1. В. Я. Коровина. Литература. 5 класс: в 2-х частях: ч.2 // Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Москва : Просвещение, 2018. 292 с.

Дополнительная литература:

1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: практическая методика: книга для учителя. Москва : Просвещение, 2007.

2. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе: 5-9 классы. Москва : Дрофа, 2007.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Самуил Маршак был мальчиком со взрывным, «вулканическим» характером. А на свет он появился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Его отец варил мыло на частных заводах, а мать занималась домом, где было шестеро детей. Жили они бедно, постоянно переезжали; отцу часто приходилось менять место работы.

Самуил Маршак писал:

«В край далёкий, незнакомый

Едет вся моя семья.

Третьи сутки вместо дома

У неё одна скамья».

В конце концов, обосновались в маленьком Острогожске под Воронежем. Здесь маленький Самуил написал первые свои стихи, а было ему всего четыре года:

«Года четыре был я бессмертен,

Года четыре был я беспечен. »

К одиннадцати годам он написал уже несколько поэм, а под руководством учителя латыни из гимназии перевёл оду древнеримского поэта Квинта Горация Флакка.

Вскоре юный Маршак знакомится с известным критиком и искусствоведом – Владимиром Васильевичем Стасовым.

Критик познакомил юного поэта с Максимом Горьким и Фёдором Шаляпиным.

Стасов привозит мальчика в Петербург и определяет в лучшую гимназию. Но в Петербурге здоровье Маршака ухудшается, и Максим Горький приглашает талантливого мальчика пожить у него в Ялте. Там Маршак живёт два года и возвращается в Санкт-Петербург, когда Горький в начале 1906 года вынужден из-за политических преследований покинуть Россию. Маршак же продолжает учёбу в Санкт-Петербурге, подрабатывает в журналах и газетах.

«В самом начале 1912 года я заручился согласием нескольких редакций газет и журналов печатать мои корреспонденции, и уехал учиться в Англию», – писал Самуил Маршак в своей автобиографии.

В Лондоне Маршак поступает в университет и занимается переводами. В каникулы путешествует по южным графствам Англии, увлекается английским фольклором.

Ещё один важный этап жизни Маршака – связан с работой в питерском журнале для детей «Новый Робинзон». В издание он привлекает талантливых писателей, творивших для маленьких читателей.

Маршак выпускает одну за другой детские книжки.

Они известны и сейчас: это «Сказка о глупом мышонке», «Вот какой рассеянный», «Кошкин дом» и другие.

Сегодня же мы рассмотрим произведения Самуила Яковлевича Маршака «Кошкин дом» и «Старуха, дверь закрой!».

История создания детской пьесы «Кошкин дом» началась в 1922 году (а закончилась в 1948 году) с короткой фольклорной прибаутки:

Загорелся кошкин дом!

Загорелся кошкин дом,

Идёт дым столбом!

Самуил Маршак писал: «Автор с трудом расстаётся со своим сюжетом и героями… Сказка-пьеса «Кошкин дом», которая занимала сначала 5-6 страничек, превратилась в целое большое представление, в бытовую комедию с большим числом действующих лиц».

Кто же эти действующие лица? Это котята-сироты, которые просят приютить их богатую родственницу – тётю Кошку, привратник кот Василий и многочисленные знакомые Кошки.

Сюжет разворачивается вокруг пожара в дому Кошки. Перед этим происшествием Кошка приказала Коту-Василию прогнать со двора своих бедных племянников. Не заботясь об их судьбе, она устроила вечеринку для соседей. От случайного уголька загорается дом. Кошка осталась без крыши над головой. И что же? Все её знакомые отказали ей в помощи, и только котята пустили её в свою убогую хижину.

В итоге все вместе строят новый дом.

Герои пьесы – животные, но их место легко могут занять люди.

Чему нас учит эта сказка? Тому, что человек, находящийся в достатке и благополучии, не должен отворачиваться от того, кому плохо, и кто просит о помощи, потому что жизнь переменчива. И в один миг богач становится бедняком, а владелец роскошного особняка – бездомным погорельцем.

Обратимся к другой пьесе-сказке Самуила Яковлевича Маршака «Старуха, дверь закрой!».

Вы уже поняли, что такое пьеса-сказка?

Пьеса-сказка – это литературный жанр, который объединил в себе народную сказку и уличное представление. К данному жанру можно отнести детские пьесы, которые основываются на сказках и фольклоре разных стран мира.

Историю из английского фольклора про спор старухи и старика записал шотландский поэт Роберт Бёрнс, но мы знаем её в талантливом стихотворном переводе Маршака.

Спор начинается с того, что Старик в приказном тоне говорит Старухе:

− Старуха, дверь закрой!

− Мне только дверь и закрывать.

Другого дела нет.

По мне − пускай она стоит

Открытой сотню лет!

Надо сказать, что в английском оригинале спор проиграл старик, а не его жена, как у Маршака.

В финале старуха не выдерживает критику грабителей, которые ругают её пирог:

А им вослед старуха: – Нет!

Пирог мой не сырой! –

Ей из угла старик в ответ:

– Старуха, дверь закрой!

Чему мы можем научиться на примере этой упрямой пары? Тому, что глупое упрямство до добра не доводит, и что в споре всё-таки должен найтись тот, кто умнее, и пойти на компромисс.

Теоретический материал для углублённого изучения

С. Я. Маршак, по большому счёту, является основателем современной литературы для детей. Он писал, обращаясь к коллегам по писательскому цеху: «Детская литература должна быть делом искусства. Многие из нас ещё не понимают этой простой истины. Удивляться тут нечему. Когда люди говорят о детской литературе, они обычно вспоминают книжки, которые сами держали в руках когда-то в детстве…

…Не только бытовая, но даже, и волшебная сказка требует реальных подробностей. Вспомните пёстрые и шумные восточные базары «Тысячи и одной ночи». Вспомните церемонный императорский двор в андерсеновском «Соловье» и почти такой же церемонный птичий двор в «Гадком утёнке». Вспомните, наконец, любую из былин о кулачных боях на новгородском мосту или о богатырской заставе под Киевом. Везде – быт, живые люди, характеры. Да ещё какие характеры, – сложные, с юмором, с причудой. »

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Множественный выбор.

Выберите произведения, которые создал С. Я. Маршак:

«Сказка о глупом мышонке»

«Вот какой рассеянный»

«Ежели вы вежливы»

«Книжка про книжки»

Обучающийся должен вспомнить изученный материал и из представленных фраз выбрать несколько, в данном случае шесть произведений, которые написал С. Я. Маршак. Задание основывается на материале, пройденном как на этом уроке, так и в предыдущих классах.

Правильные ответы: «Кошкин дом», «Сказка о глупом мышонке», «Вот какой рассеянный», «Разноцветная книга», «Ежели вы вежливы», «Книжка про книжки».

Выделение цветом.

Ещё будучи гимназистом, Самуил Маршак гостил в Петербурге. С кем он познакомился там?

Царь Николай Второй

В этом задании обучающийся должен проанализировать пройденный материал и дать ответ на вопрос. После прочтения списка, ученик вспоминает, что юный Маршак знакомится с известным критиком и искусствоведом – Владимиром Васильевичем Стасовым. Правильный ответ нужно выделить цветом.

Читайте также: