Почему запретили стихи есенина

Обновлено: 04.11.2024

Хотя Сергея Есенина охотно издавали в Советском Союзе, а многие не столь популярные поэты ему завидовали, ему этого было мало. Он искренне считал себя гением, исконно-русским поэтом и считал, что слава его должна быть безграничной.

Тем более он страдал, что в высших литературных кругах, в том числе эмигрантских, многие критиковали его, не признавали его гения, обесценивали полностью его творчество.

Интересно, что противники Есенина тоже считали характер его личности и поэзии типично русским, но только с противоположным знаком: в свойствах есенинского типа они искали причины провала России в революцию.

“Дело в том, – писала главная обвинительница поэта З. Гиппиус, – что есть в русской душе черта, важная и страшная, для которой трудно подобрать имя: это склонность к особого рода субъективизму, к безмерному в нем самораспусканью.
Нетронутая культурой душа, как есенинская, это молодая степная кобылица. На кобылицу, если хотят ее сохранить, в должное время надевают узду. Но тут-то как раз никаких узд для Есенина и не оказалось. Понять нужду в них, самому искать, найти, в такое время, как он мог? А перед инстинктом – лежало открытое поле. Не диво, что кобылица помчалась вперед, разнесла, растоптала, погубила все, что могла, – вплоть до самой себя”.

Еще резче риторика И. Бунина, вполне согласного с тезисами вроде:

“И какая символическая фигура этот советский хулиган, и сколь многим теперешним “болванам”, возвещающим России “новую эру”, он именно чета”.

Г. Адамович писал в своей статье:

“Я помню появление Есенина десять лет назад, в Петербурге. На него сразу обратили внимание, но в кругах не чисто поэтических. Ни один из подлинных поэтов, живших тогда в Петербурге – я могу не называть эти три-четыре имени, – не заинтересовался им. Его легкие и нарядные стихи не много обещали”.

Адамович вступил в полемику с М. Осоргиным, утверждавшим, что равнодушное отношение к есенинской поэзии недопустимо:

““Не поэт тот, чья поэзия не волнует”. Но ведь одного волнует Девятая симфония, а другого “Очи черные”! Надо различать качество волнения, иначе нет мерила. Не всякое волнение ценно. Но охотно я причислю себя к людям “безнадежно равнодушным и невосприимчивым”: поэзия Есенина не волнует меня нисколько и не волновала никогда”.

Н. Оцуп так высказался о Есенине:

“Редко кому, как ему, в жизни везет. Не по заслугам везет. Дарованьице у него маленькое, на грош, на полушку, а он всероссийскую славу, как жар-птицу, за хвост поймал, женился, пусть на старой, но все-таки мировой знаменитости и отправился в турне по Европе и Америкам”

Учитывая то, насколько стихи поэта талантливы, самобытны, полны чувства, странно читать такую критику. Сразу возникает ощущение, что вся дворянско-эмигрантская литературная верхушка попросту завидовала поэту, причем даже не тому, что их - выгнали, а он - остался, а именно величине его гения, который рождается раз в сто лет, а может и того реже. Каждая его строчка гласила о том, что он художник исключительный, невиданный ранее, и это было для многих невыносимым.

Между тем, Сергей Есенин болезненно воспринимал критику, ему нужно было признание, безоговорочное и безусловное. Л. Кинел вспоминает их беседу о переводе его стихов на английский:

"Однажды я спросила, с чем связано такое его желание перевести стихи на английский.
– Неужели вы не понимаете? – возмутился он, удивленный таким вопросом. – Сколько миллионов людей узнают обо мне, если мои стихи появятся по-английски! Сколько людей прочтут меня по-русски? Двадцать, ну, может быть, тридцать миллионов… У нас все крестьяне неграмотные… А на английском! – он широко расставил руки, и глаза его заблестели. – Каково население Англии?
– Сергей Александрович, – осторожно сказала я <…> – Я бы предпочла, чтобы вас читало меньше людей в оригинале, чем весь мир в переводах. Перевод никогда не будет соответствовать вашим стихам, никогда не будет так красив и звучен. Это будет новое произведение – частично ваше, частично – переводчика.
Лицо его померкло, посерело. И глаза стали тусклыми. Я почувствовала себя убийцей…"

На основе биографии Сергея Есенина (авторы Олег Лекманов, Михаил Свердлов)

А как вы относитесь к творчеству Сергея Есенина? Для вас он тоже один из лучших наших поэтов? Как считаете, почему его творчеству давали такую оценку?

Читайте также: