Почему пушкин написал стихи о царскосельской статуе

Обновлено: 04.10.2024


Антологическая миниатюра «Царскосельская статуя» Александра Сергеевича Пушкина впервые была опубликована на страницах журнала «Северные цветы».

Стихотворение датируется 1830 годом. Это период знаменитой Болдинской осени и порог важнейшей перемены в личной судьбе поэта – женитьбы. В основе стиха – образ бронзовой девушки работы скульптора П. Соколова. Мастер переосмыслил сюжет басни Лафонтена «Молочница»: его героиня не просто пасторальная крестьянка, расколотившая кувшин молока на продажу, а аллегория горя в античном духе. Считается, что статуе приданы черты супруги императора Александра Первого, а поводом для создания фонтана послужила личная трагедия императрицы: потеря во младенчестве двух дочерей. Собственно, и поэт воспринимает фонтан как памятник скорби. Есть версия, что покойная к тому времени императрица была своеобразной Прекрасной Дамой его юности. В жанровом отношении – описание, надпись, изречение. Это элегический дистих (сочетание гекзаметра и пентаметра). Подражание, стилизация под древнегреческую поэзию. Поэт искусно ритмически передает пластику статуи, воссоздает в четырех строчках ее и зримый, и метафорический образ. Описание и лаконично, и детально одновременно. Читатель любого века с легкостью узнает статую в парке Царского Села. Символы в стихе подчеркнуто возвышенны. Кувшин становится «урной», камень из басни – «утесом». Неподвижность фигуры оживлена динамикой струящейся воды. Миниатюра переполнена повторами, усиливающими меланхолическую интонацию стиха: печально, дева, урну, сидит. Так появляется иллюзия льющейся воды, плавности линий скульптурной композиции. Главный образ стиха, пожалуй, вечность. Одинокая статуя вызывала у поэта смешанные чувства. Она оставалась неизменной, тогда как его жизнь летела, обрастала опытом, заставляла расставаться с иллюзиями. Прекрасный образ также, казалось, был обречен пережить и его самого, и суету этого века. «Чудо!»: в этом восклицании – преклонение перед тайной вечности. Лексика стиха возвышенная, местами устаревшая («сякнет»). Эпитеты: вечной струей, праздный черепок, урны разбитой (это еще и инверсия). Музыкальность лирического высказывания. Стих входит в цикл «Антологических эпиграмм», состоящий из четырех произведений.

Посвящение «Царскосельская статуя» А. Пушкина – образец синтеза искусств, союза линии и слова.

Читайте также: