Почему детям нужно читать стихи
Обновлено: 04.11.2024
В школе дети учат стихи, потому что «учитель сказал». Но стихи — это нечто большее, чем школьная программа. О красоте и пользе стихов, о том, как с помощью рифмы открывать мир, запоминать школьные правила, решать конфликты и просто веселиться, рассказывает Надежда Подколзина, автор методики по развитию фантазии (@korol_kontrastov).
Давным-давно умение читать и писать считалось тайным искусством и было доступно лишь избранным. Это была такая особенная привилегия и даже немножечко магия. В древности очень верили в слова и их волшебную силу.
Сегодня это искусство доступно каждому, и к «магии» приобщают всех. Но чаще всего упор делается на приобретение самого навыка, а не на прилагающиеся к нему волшебные возможности.
А они действительно есть!
И стихи в этом смысле настоящая находка. Зарифмованные строки намного лучше запоминаются, воспринимаются и доносят информацию. Они тренируют память, воображение, развивают фантазию и метафоричность мышления. Но самое главное — помогают научиться лучше формулировать мысли.
Тренировка мозга
У многих родителей вызывает тревогу тот факт, что тексты упростились, дети привыкают получать информацию в более лаконичной форме — через посты, картинки и залипательные видео, они перестают читать и узнают меньше.
Родители опасаются за будущее своих детей, ведь им предстоит конкурировать с искусственным интеллектом! А он, между прочим, не ленится, совершенствуется каждый день и даже занимает рабочие места. В некоторых МФЦ, например, нас уже встречают самые настоящие говорящие роботы.
Стихи — это отличный способ тренировки мозга.В небольшом объеме содержится ценная информация. Стихи легко читаются и быстро запоминаются.
Именно поэтому поэтические произведения — важный элемент школьной программы. Но их можно не только читать, разбирать и учить. Стихи — это не только занятно и весело, они еще здорово помогают в насыщенной детской жизни.
Как? Давайте разбираться.
Разрешать конфликты
Благодаря стихам можно обыграть какую-то острую ситуацию и сделать ее смешной.
Например, ребенок не хочет надевать шапку. Прочитайте ему стих, например такой.
Положу в рюкзак конфет и флягу,
Пусть в ней будет бабушкин компот,
И уеду в сказочный Сантьяго —
Он меня давным-давно зовёт.
Здесь такая жизнь, на самом деле!
Можно плавать и ловить тунца,
И не надо в солнечном апреле
Шапку надвигать на пол-лица.
Стану спать ложиться поздно-поздно,
Щедро лить в пломбир себе сироп
И кричать чего-нибудь про звёзды
Даже громче океана чтоб.
Решено!
Бросаю в угол тапки —
Улетел уже одной ногой.
Если мама разрешит без шапки,
Так и быть, возьму ее с собой.
Развиваться
С рифмой намного легче запоминать какие-то факты, события, правила или новые слова. Прозвучавшие в стихотворении необычные термины, названия и обозначения вызывают интерес и застревают в памяти. А потом неожиданно пригождаются!
Раз сегодня День театра,
Значит, публика, держись!
Будет плюшевой ондатры
И медведя бенефис.
Будут зайцы в первом акте
И машинки во втором,
Чай с конфетами в антракте
И суфлеры под столом.
Бенефис, антракт, суфлер — наверняка вызовут вопросы, а после приживутся в лексиконе.
Или вот четверостишие, которое поможет запомнить правило «жи, ши пиши с И»:
Пускай класс сегодня загружен,
Приснятся во сне буквари,
Зато мы узнали, что лужи
Кончаются буквами «и»!
А еще стихи помогают открывать новые горизонты. Допустим, мы много где не были, но очень хотели бы узнать о мире больше, пережить новый опыт и приключения.
Можем пить его где хочешь,
Тыкай в карту наугад
В Антарктиду или в Сочи
Или даже в Тринидад.
У какбудтошнего чая
Вкус немножечко другой.
Обещай, что подрастая
Будешь пить его со мной!
От Новой Гвинеи за полтыщи миль
(Скажу по секрету и дружбе)
Таинственный есть регион Бугенвиль,
Туда-то нам с вами и нужно.
Скучать не придется, там жизнь как в кино:
Есть змеи и райские птицы.
Мы будем рыбачить, кормить кабанов
И в школе, конечно, учиться.
Сомнения нет, в бугенвильский их класс
Захочется всем записаться.
Там учат ребята язык ротокас
И букв в нем всего лишь 12!
Со следующим стихотворением легко изучить, какие бывают дожди.
Дождь бывает проливной,
Ситный, моросящий,
Дождь окатный и грибной,
Спорый, словно ящер.
Дождь слепой и дождь косой,
Даже полосами!
А ещё есть грозовой —
Он почти цунами.
За окошком дождь пошёл,
Лужи по колено.
Это очень хорошо,
Даже обалденно.
Мне промокнуть не впервой,
Только есть вопросы:
Стану я теперь грибной
Или же в полоску?
Источник
Как сказал великий философ и большой знаток стихов Герман Гессе, «кое-как состряпанный вами плохой стишок приносит куда больше радости, чем чтение самых прекрасных чужих. Попробуйте, и вы увидите».
Давайте попробуем и убедимся на собственном опыте, прав он или нет.
Как самому сочинять стихи
Самое простое упражнение — заканчивать двустишие. С этого стоит начинать все тренировки и разминки.
Впоследствии ребенок может сочинять начало самостоятельно, а родителям или одноклассникам предлагать дополнить стих.
Имена
Самый любимый вариант у детей — с именами. Даже мультяшные персонажи не имеют такого оглушительного успеха. Все просят: «А придумайте про мое имя!»
Эффект вас порадует, главное — использовать знакомые имена.
Метод «Чепуха»
И это тоже очень интересное занятие — чепухой заниматься. Само название, на мой взгляд, уже подкупает. И ведь оно вполне официальное.
Суть в том, чтобы в одном стихотворении нагромоздить все, что в принципе между собой никак не вяжется. Что угодно, из головы. Главное, чтобы был выдержан ритм и присутствовали рифмы.
Раз в кармане у кита
Отыскали мыши,
Две собаки, три моста
И кусочек крыши.
С виду чепуха не несет в себе особенной смысловой нагрузки, но это хороший тренажер для фантазии, возможность сочинить стих самостоятельно и получить первый успешный в этом направлении опыт. Придумывать ее легче, чем подбирать подходящие выверенные смыслы, поэтому с таким упражнением ребята справляются достаточно легко.
Макаронические стихи
Чуть более сложный, но очень интересный игровой вариант. В них смешной эффект достигается путем коверкания иностранных слов и смешения их с формами основного языка.
Свое название они получили действительно в честь макарон. Паста — одно из самых любимых в Италии блюд, в которое добавляют разные ингредиенты и получается какая-нибудь вкусная смесь. Если бы эти стихи придумали у нас, наверное, они бы получили название винегретных.
Знаменитый драматург и создатель классической комедии Мольер любил в них поиграть и даже вставлял в свои произведения.
Сочинять такие будет не просто весело, но еще и полезно — можно разбираться в иностранных словах и быстрее их запомнить.
Дайте ребенку несколько слов на выбор или предложите самому покопаться в памяти и найти подходящее. Вот примеры.
Кошке скажем мы «гудбай»
И скорее на трамвай.
Ветра свист и рельсов гул
С мамой мы спешим ту скул.
Время мчится словно скейт,
Как бы ни было ту лэйт!
Приходить после звонка
Шеймфул для ученика.
Акростихи
В самом произведении заключена загадка, которую ребенок должен отыскать. Чаще всего ответ находится в первых буквах каждой строки, но некоторым удается спрятать его и посредине.
Надо мною яркий щит,
Его каждый разглядит.
Белый, синий, голубой —
Он один над всей землей.
Источник
Звукоподражание
Можно придумать самому или выискивать в стихах уже готовых.
К вам к вам к вам
Прискачет на опушку —
Сам сам сам
Великий принц-лягушка
Кто валяется плашмя у меня в кровати?
Кто там скачет и гремя укрощает бантик?
Какие-то вещи, на первый взгляд, кажутся сложными для восприятия, но дети удивительно быстро втягиваются в процесс и показывают неплохие результаты.
Первоклассники мгновенно находят по нескольку рифм и даже на ходу выдают целые двустишия.
Ребята постарше придумывают процессы для бесконечных стихов, предлагают идеи для макаронических, разгадывают акростихи и сочиняют сами.
Если заниматься регулярно, вполне может получиться целое произведение. Но самое главное, все это придает уверенности в себе и своих силах, развивает альтернативное мышление и фокусирует воображение.
«Если вы можете это вообразить, вы можете это сделать», — говорил Уолт Дисней и собственным примером доказал, что все это самая настоящая правда.
Права на приведенные в статье стихи и упражнения принадлежат автору публикации
Читайте также: