План стиха 19 октября пушкин
Обновлено: 22.11.2024
Главной темой стихотворения является тема лицейской дружбы.
В нем автор обращается к самым близким товарищам (Пущин, Горчаков, Дельвиг, Кюхельбекер). К тем, кто находится далеко от родных мест и друзей (моряк Матюшкин). И воздает память тем лицеистам, которых уже нет в живых (Корсаков).
Пушкин возвышает лицейские годы и призывает всех лицеистов не забывать о них.
Тематика
Тематика произведения — это совокупность тем, которую автор рассматривает в том или ином своем произведении.
Лирическим жанром стихотворения является послание.
Пушкин обращается в нем к своим друзьям, на встречу с которыми он не смог попасть.
Композиция
Композиция стихотворения состоит из следующих частей:
- описание своего состояния и настроения,
- обращение ко всем лицеистам,
- личное обращение к некоторым лицеистам,
- восхваление лицейского братства,
- размышление о будущем,
- обращение к последнему живому лицеисту.
Лирический герой
Настроения главного лирического героя на протяжении всего текста меняются от грустных к радостным.
Настроения произведения
Стихотворение также пронизано настроениями грусти и радости, которые поочередно сменяют друг друга.
Поэт печалится о том, что не может встретиться со своими лицейскими друзьями. А после представляет скорую встречу с товарищами и радуется ей в своих мечтах.
Лексика
Лексику стихотворения можно характеризовать как разнообразную.
Метафоры
Олицетворения
Эпитеты
А для создания более ярких образов автор прибегает к эпитетам: багряный убор, увянувшее поле, горьких мук, бурные дни.
Звуковые приемы
«… Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой…»
При прочтении можно почувствовать суровость ситуации, будто звук холодного зимнего ветра присутствует в этих строках.
Рифма
В стихотворении Александра Сергеевича Пушкина «19 октября» 1825 года используется рифма с ударением на второй слог.
То есть когда первый слог в строке остается безударным, второй слог — ударный, третий слог — снова безударный, четвертый слог — снова ударный.
Пример на первых двух строках стихотворения:
ронЯет лЕс багрЯный свОй убОр
сребрИт морОз увЯнувшЕе пОле
Ударные и безударные гласные чередуются.
Стихотворный размер
Стихотворение написано пятистопным ямбом.
ронЯет лЕс багрЯный свОй убОр
сребрИт морОз увЯнувшЕе пОле
Рифмовка
В стихотворении используется 2 способа рифмовки, которые повторяются каждые 8 строк: кольцевая АВВА и перекрестная АВАВ:
- кольцевая (первая строка рифмуется с 4-й, а вторая строка рифмуется с третьей):
«Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор…» - перекрестная (первая строка рифмуется с третьей, а вторая строка рифмуется с 4-й):
«… Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук…»
Место в творчестве поэта
Это стихотворение стало одним из ярчайших произведений поэта, относящихся к периоду вольнолюбивой лирики.
Произведение положило начало небольшому циклу из пяти стихов, посвященных годовщине основания лицея — 19 октября.
Это послание стало ярчайшим стихотворением Пушкина, посвященное теме дружбы.
Читайте также: