Пионерки читают стишки toxic
Обновлено: 22.11.2024
Д. Поленов. Больная Д. Поленов. Больная
Девочке было 13 лет. Она заболела скарлатиной и умерла в больнице. Рядом с ней находилась мать, которая в отчаянии просила Валю надеть крестик, но та как истинная пионерка не соглашалась. В итоге перед смертью девочка не перекрестилась, а отдала пионерский салют:
В прозелень лужайки
Капли как польют!
Валя в синей майке
Отдает салют.
Тихо подымается,
Призрачно-легка,
Над больничной койкой
Детская рука.
«Я всегда готова!» —
Слышится окрест.
На плетеный коврик
Упадает крест.
У Э. Багрицкого много прекрасных лирических и романтических произведений, но для изучения в школе было выбрано именно это - "Смерть пионерки". Давайте разберемся, почему?
Дух эпохи
Чтобы понять истинный смысл произведения, нужно вспомнить не только обстоятельства, ставшие основой для сюжета, но и время его создания.
30-е годы 20 века. Утверждение духа коллективизма над пошлостью и мещанством. Незадолго до "Смерти пионерки" Багрицкий написал стихотворение "Человек предместья". Биографический материал тот же - в основу положено описание быта семьи Дыко. Поэт осуждает героев за мелкособственническую идеологию, присущую им с дореволюционных времен:
Недаром учили: клади на плечи,
За пазуху суй — к себе таща,
В закут овечий,
В дом человечий,
В капустную благодать борща.
И глядя на мир из дверей амбара,
Из пахнущих крысами недр его,
Не отдавай ни сора, ни пара,
Ни камня, ни дерева — ничего!
Новое время отрицает частную собственность - теперь все общее! Если не отдают добровольно - можно и силой забрать!
Прошедшие с боем леса и воды,
Всем ливням подставившие лицо,
Чекисты, механики, рыбоводы,
Взойдите на струганое крыльцо.
Настала пора — и мы снова вместе!
Опять горизонт в боевом дыму!
Смотри же сюда, человек предместий: —
Мы здесь! Мы пируем в твоем дому!
В союзники поэт призывает и дочь "человека предместья" - пионерку. В его представлении революционное сознание, приверженность новым идеалам выше даже родственных связей:
Лампу погасишь. Рванешься в сени.
Дверь на запоре. И нет ключа.
Как ни ломись — не проломишь — баста!
В горницу? В горницу не войти!
Там дочь твоя, стриженая, в угластом
Пионерском галстуке, на пути.
Стихотворение "Человек предместья" многое объясняет в содержании "Смерти пионерки". Валя, протестующая против попыток матери обратить ее перед смертью к Богу, становится символом юного поколения, отрекающегося от всех идеалов прошлого, которые дороги ее родителям.
Почему Валя не надела крестик?
Вале в 1930 г., когда она умерла, было 13 лет. Это дитя революции в полном смысле слова - получается, она родилась в 1917 году. Идеологическое воспитание в 20-30 годы было поставлено очень хорошо. Пионерское движение сплачивало ребят, придавало им значимости.
В наши дни когда чаще всего дети сбиваются с пути и попадают в различные неформальные группы и движения? В 12-16 лет. Когда они менее критично мыслят и более подвержены чужому влиянию? В этом же возрасте. Наверно, люди старшего поколения согласятся со мной, что в те времена, когда была пионерия, с негативом бороться было проще, да и было его меньше.
В этом смысле новая власть поступила дальновидно, организовав масштабную детскую организацию "юных ленинцев": ребятам с ранней юности внушалось социалистическое мышление, отрицание частной собственности, приверженность политической линии государства.
Какими аргументами оперирует мама Вали?
— Я ль не собирала
Для тебя добро?
Шелковые платья,
Мех да серебро,
Я ли не копила,
Ночи не спала,
Все коров доила,
Птицу стерегла,-
Чтоб было приданое,
Крепкое, недраное,
Чтоб фата к лицу —
Как пойдешь к венцу!
А для пионерки все эти мещанские "ценности" веса не имеют. Да и к венцу 13-летняя девочка вряд ли собирается. Вот он, эгоизм и мелкособственничество старой эпохи! А Валя выше этого - вот что хочет сказать автор.
Кстати, подобный случай отвергания благословения Багрицкий вместе с товарищем видели в деревне Пикозеро Северного края. Двенадцатилетняя Вера Селиванова отказалась перед смертью поцеловать икону, которую ей протягивала мать.
"Национализация" неба?
Захватив власть в стране, национализировав заводы и землю, большевики не могли завладеть лишь одним - верой. Нужно было новое "писание" взамен Святого. Людям нужно было дать идеал, к которому они стремились бы столь же истово, как раньше верили в Бога.
Многие исследователи творчества Багрицкого усматривают в "Смерти пионерки" попытку героизировать бытовую смерть девочки, возвысить ее до уровня жития святых. Как ранее в христианской литературе новая вера утверждалась над язычеством, так теперь новая идеология утверждалась над христианством, объявляя его ложным учением:
Не противься ж, Валенька!
Он тебя не съест,
Золоченый, маленький,
Твой крестильный крест.
Пусть звучат постылые,
Скудные слова —
Не погибла молодость,
Молодость жива!
Характерная символика: гром, молнии, ливень. И в этом хаосе Валя слышит обращенный к ней девиз, на который она успевает ответить:
Валя, Валентина,
Видишь — на юру
Базовое знамя
Вьется по шнуру.
Красное полотнище
Вьется над бугром.
«Валя, будь готова!» —
Восклицает гром.
Валя, отвергающая крест, по замыслу автора, должна была стать новым символом для многих поколений советских людей. Ее образ олицетворял бессмертие:
Чтобы в этом крохотном
Теле — навсегда
Пела наша молодость,
Как весной вода.
Практически сразу стихотворение (некоторые называют его поэмой за эпический размах) стало любимым не только у пионеров.
Мама Вали отрицательно отнеслась к искаженной поэтизации последних минут жизни дочери, но кто же будет принимать во внимание мнение мещанки! А папа девочки Михаил Елисеевич был репрессирован и вместе с братом расстрелян в Крыму. Вот так-то.
Стихотворение "Смерть пионерки" было в программе средней школы до 2010 года. Потом его исключили. Наверно, потому что произошел окончательный возврат к вечным духовным ценностям? Но для понимания эпохи вполне можно было бы читать его на внеклассном чтении, например, в старших классах.
Читайте также: