Пиковая дама опера стихи

Обновлено: 25.12.2024

2004 год.
На канале Культура с появлением нового цветного телевизора Rolsen уже смотрела:

П.Чайковский. "Пиковая дама".
Постановка Metropoliten-opera 1999г.
Лиза- Полина Горчакова
Полина - Ольга Бородина
Герман- Пласидо Доминго
кн. Елецкий - Дмитрий Хворостовкий
дирижер - Валерий Гергиев.

Впечатления:визуально роскошно увидеть, а не только услышать, как я привыкла(радио, грп)оперную постановку в цветном виде. И начать сразу с Metropoliten-opera. Но однако эти впечатления не помешали мне снова убедиться в том, что "не боги горшки обжигают":вокально-драматическое качество спектакля, поставленное прославленным театром Met, Нью-Йорк, да в столь звездном составе, было далеко не высшим и блистательным. Слушать русскую оперу, где половина певцов-русские, а половина-иностранцы, коверкающие, как ни старались, русский, было странно и неуютно. И самый великолепный вокал ничуть не смягчает этого неприятного впечатления.
Это первое. Мода на исполнение всегда и везде опер исключительно на языке оригинала - нелепая и неэстетичная, думаю, она пройдет.

Второе. Звездные составы часто близки к пенсионным по возрасту.

Пласидо Доминго - гениальный тенор 20 века. Но артисту за 70 браться (да еще впервые)за исполнение партии Германа в Пиковой даме не знаю кому как, а мне не очень. Германа возможно сыграть и не очень уже молодым, средних лет певцу-актеру, но Доминго уже в преклонных летах и он не владеет русским произношением. По-моему, это ошибка со стороны певцов такого ранга браться за новый для себя материал на чужом языке. Благо бы на языках, которыми владеет хорошо и чисто, и то впечатление было бы лучше. А тут сразу:и внешнее несоответствие партии Германа. В репертуаре Доминго теперь есть культовые русские партии, он расширил свой репертуар, но при таком подходе страдает качество. Он может прилично спеть, и то уже не очень молодым голосом, но сыграть не сможет эту безумную страсть Германа, гамму его эмоциональных переходов, маниакальный блеск в глазах одержимого страстью к раскрытию тайны и к Лизе. Доминго и не играл:он статично и бесстрастно спел все ноты партии Германа, и не более того. Наблюдать за его Германом было тягостно. Ведь есть целая исполнительская традиция этой роли в исполнении выдающихся русских певцов. Посмотреть хотя бы фильм-оперу "Пиковая дама", Ленфильма. Пласидо Доминго на этом фоне выглядел словно на студенческом капустнике, причем как новичок-иностранный студент, плохо говорящий по русски, случайно получивший главную роль.

Горчакова и Бородина. Хороши. Чего уж тут. Особенно Ольга Бородина с своим неповторимым лирическим меццо. Но я снова убедилась в том, что у обеих наших певиц, эмигрировавших в начале 90-х в США с большим пиаром, все-таки голоса не столь уж сильные и красивые. Сопрано Горчаковой слишком матоовое, без блеска, а меццо О. Бородиной - почти сопрано по плотности, и сила небольшая. Одним словом, ничего особенного, больше рекламы.

Харизматичную и ключевую в драматургии оперы, не зря же опера называется не "Герман и Лиза", а "Пиковая дама", исполнила некая Элизабет? Ведущий Бэлза в предисловии иронично заметил, что "скажем, прямо, ей было за 70, когда ее пригласили и чересчур натурально сыграла" старую графиню. Это бы пусть, в истории исполнений Пиковой дамы было немало певиц до финала исполнявших Графиню, и притом блистательно. Но эта Элизабет-как её испортила самую красивую и волнующую арию оперы - Песенку(Романс)Графини из оперы барочного композитора Гретри "Ричард Львиное сердце". Не в силах петь(голос совсем был престарелым), она проскандировала своим дребезжащим давно не певческим голосом эту чудесную арию, жемчужину репертуара меццо-сопрановых певиц. Альтернатив, стало быть, Метрополитен не нашел. Чем богаты.

Было досадно и неловко за старую певицу, зачем-то решившуюся выступить на прославленной оперной сцене в таком состоянии голоса. И еще более непонятен замысел постановщиков, пригласивших ее окарикатурить большую оперную партию.

И только ДМИТРИЙ ХВОРОСТОВСКИЙ в расцвете голоса, возраста зрелого, но еще молодого певца, таланта сверкал в своей, увы, маленькой, красивой партии Елецкого. Дм. Хворостовский - чудо! Правда, мне показался стесненным, скованным его сценическое воплощение партии. Но какой чудесный баритон.
Значит, везде так, даже в центральных-прецентральных. Настоящее, лучшее, эксклюзивно-единичное - редкость. Тем паче - гениальное.

Илл.:Д.Хворостовский-Елецкий. Мариинский театр. 2003г. Фото Н. Разина. Источник: гугл.
перепечатка 230820

в сл. раз-сл. странички. Далее Концерт Рене Флеминг в Альберт-холле с программой Моцарта, Рихарда Штрауса.

Читайте также: