Песняры на стихи янки купалы

Обновлено: 04.10.2024

01 Вступление 02 Край 03 Князь 04 Пиршество 05 Гусляр 06 Привод Гусляра 07 Обращение Князя 08 Гусляр и Князь 09 Казнь 10 Продолжение пиршества 11 Сказание 12 Заключение Каждая новая встреча с творчеством «Песняров» — событие для любителей жанра. Она не только расширяет наши представления о возможностях ансамбля, но, что особенно важно, убеждает в закономерной последовательности его развития, обнаруживает неустанное стремление коллектива к вершинам мастерства. И последняя работа, показанная недавно в Москве, яркое тому подтверждение. Года четыре тому назад «Песняры» представили на суд слушателей оперу-притчу В. Мулявина на стихи Я. Купалы — «Песня о доле», работу интересную, в которой, однако, на мой взгляд, не все было равноценно. В частности, попытка создавать образы не только музыкальными средствами (в чем «Песняры» очень сильны), но и актерскими (увы, еще несовершенными). Растянутость либретто, перегруженность световыми эффектами, поверхностная, несколько назойливая режиссура мешали раскрыть возможности, заложенные в музыке. И хотя с точки зрения вокального мастерства, музыкальности все было безупречно, сложилось впечатление, что «Песняры», как говорится, играли не на своем поле. Думаю, они чувствовали это и сами. Казалось, чего было бы проще — вернуться к проверенной годами концертной схеме, тем более что репертуар большой. Но вот новая программа и новое обращение к крупной форме: поэма-легенда «Гусляр» (музыка И. Лученка, аранжировка В. Мулявина, по поэме Я. Купалы «Курган»), — Прежде всего, мы стремимся пропагандировать творчество нашего великого земляка — поэта Янки Купалы, — сказал мне художественный руководитель «Песняров» Владимир Мулявин. — А тема его «Кургана» — тема высокого предназначения искусства «глаголом жечь сердца людей» — не может не волновать. Кстати, изменив название поэмы, мы не изменили и не сократили в ней ни строчки. Кроме того, чисто песенная программа уже не приносит нам творческого удовлетворения. Работа над произведением крупной формы, мне кажется, может свидетельствовать о зрелости коллектива. К поэме Янки Купалы не раз обращались белорусские композиторы. И у Игоря Лученка дипломной работой в консерватории была Кантата для симфонического оркестра, хора и солистов по ее мотивам. Решение композитора вновь вернуться к поэме увлекло «Песняров». Лученком были заново написаны некоторые эпизоды, возникли новые темы, например очень народная в своей основе, удивительно красивая мелодия, которая олицетворяет родную землю, доброе начало, и тема зла — холодная, колючая, построенная на диссонансных звучаниях духовых инструментов (специально для «Гусляра» инструментальная группа ансамбля расширена). Борьба этих двух музыкальных образов в сцене пира у Князя вырастает в один из самых драматических моментов. В поэме-легенде широко использованы различные инструментальные краски; в лирических эпизодах звучание скрипок (Чеслав Поплавский, Валерий Дайнеко и Владимир Ткаченко), флейты (Владислав Мисевич) придает музыке особенную проникновенность, рождая в воображении слушателей картины белорусской природы. Характеристики героев ярки, динамичны. Очень хороши, например, близкая к фольклорной тема Гусляра и его монолог. В сложной музыкальной ткани произведения убедительно соединены песенная народная мелодика и современные приемы симфонизма, развитая полифония и протяженные пульсирующие остинатные звучания, идущие от композиционных приемов, характерных для рок-музыки. Хотелось бы только, пожалуй, пожелать композитору и аранжировщику большего стилевого единства музыкального материала. . Сцена Государственного концертного зала «Россия» открыта. С огромного задника смотрит в зрительный зал старик гусляр, седые волосы его сливаются по тону с серо-голубыми облаками. Скупо, но выразительно решено сценическое оформление. Лишь световые акценты помогают «Песнярам» создавать атмосферу, подчеркивать контрастные настроения — от эпического в увертюре до трагического в сцене казни Гусляра и жизнеутверждающего в финале. Увер

Читайте также: