Песня на стихи заболоцкого очарована околдована

Обновлено: 04.11.2024

- с этих строк начинается знаменитый романс, одно из самых проникновенных и трогательных посвящений женщине в российской песенной культуре. В преддверии женского весеннего праздника предлагаю вспомнить замечательную песню. Её знают и поют многие, но далеко не каждый задумывается о том, кто её написал. Оказывается, у этой песни интересная и даже запутанная история.

Стихи появились ещё в середине прошлого столетия. Их автор – поэт классик, Николай Алексеевич Заболоцкий.

Заболоцкий, Николай Алексеевич - поэт, автор стихотворения "Признание", положенного в основу текста песни "Очарована, околдована". Заболоцкий, Николай Алексеевич - поэт, автор стихотворения "Признание", положенного в основу текста песни "Очарована, околдована".

Известный текст песни немного отличается от исходного произведения. В оригинале стихотворение называется «Признание» и начинается со слов «Зацелована, околдована». Поэтическое произведение на один катрен длиннее песенного варианта, получившего популярность в конце 80-х годов и звучавшего из уст Александра Малинина, Михаила Звездинского и многих других. Из песни была выкинута четвертая строфа.

«Отвори мне лицо полуночное,
Дай войти в эти очи тяжелые,
В эти черные брови восточные,
В эти руки твои полуголые».

В разных исполнениях песни встречаются и другие расхождения с оригиналом.

«Последняя любовь» Николая Заболоцкого

Проникновенные, преисполненные обожанием и восхищением строки вышли из-под пера поэта на исходе жизненного пути, в 1957 году. Появление этих стихов часто связывают с личной историей в биографии поэта. Известно, что в 1956 году поэт расстался со своей супругой. Чувствуя одиночество и безысходность, он решил позвонить одной из своих поклонниц. Поэту было известно, что она молода, любит и знает наизусть многие его стихи. Этой женщиной оказалась дочь известного литературоведа Александра Иосифовича Роскина по имени Наталья. Ей было 28 лет. Между Натальей Роскиной и зрелым, 54-летним поэтом завязался роман. Нахлынувшие чувства побудили творческую душу к написанию цикла с характерным названием «Последняя любовь», содержащим выдающиеся образцы любовной лирики позднего Заболоцкого. Завершающим произведением этого цикла стало «Признание». В романтическом цикле Заболоцкий объединяет образы двух женщин – жены Екатерины Клыковой и Натальи Роскиной. В последние месяцы жизни поэта супруга вернется к нему. Поэта не станет в октябре 1958 года. «Признание», как одно из лучших стихотворений Заболоцкого, станет его «лебединой песней».

В поисках оригинала: Александр Лобановский, Михаил Звездинский и «потерянный куплет».

Кто и когда положил замечательные стихи Заболоцкого на эту мелодию? В поисках ответа на этот вопрос, как бы выразились на канале НТВ, начинаются «скандалы, интриги, расследования». По общепринятой версии автором музыки является ленинградский автор-исполнитель, «солнечный бард», Александр Лобановский. Свои претензии на роль композитора этой песни заявлял и один из её известных исполнителей – Михаил Звездинский.

В реестре Российского авторского общества имеются две разных записи о регистрации песни с названием «Очарована, околдована». В графе АТ – то есть поэт – в обоих случаях указан Заболоцкий Николай Алексеевич, а вот в графе К – то есть композитор - в одной записи фигурирует Лобановский Александр Николаевич, а во второй - Звездинский Михаил Михайлович. Выглядит так, как будто бы это два разных музыкальных произведения под одним названием на одни и те же стихи. Подобных примеров в истории советской песенной культуры немало, и часто две юридически «разные» песни для обывательского непрофессионального уха кажутся очень схожими друг с другом и воспринимаются как одна. Можно предположить, что и в случае с этой песней сложилась аналогичная ситуация. Однако, по самой распространенной версии, растиражированной на многих ресурсах, дело обстоит несколько иначе.

Вокруг шансонье Михаила Звездинского в меломанских кругах сформировался неоднозначный ареол, реноме музыканта, который не брезгует тем, чтобы присвоить себе авторство произведений, которых он на самом деле не писал. В источниках различной степени авторитетности можно прочитать немало мнений по этому поводу. Учитывая реалии современного информационного пространства, сложно судить об их достоверности и утверждать что-то. Имеются сведения о том, что в 1990 году Александр Лобановский обратился во Всесоюзное Агентство по авторским правам, заявив о том, что Звездинский «прихватизировал» шесть его песен, в числе которых оказался и романс «Очарована, околдована». Через суд авторство Лобановского было подтверждено, однако в реестре РАО решили оставить обоих, этим и объясняется наличие двух записей.

Читайте также: