Песня на стихи ахматовой из альбома тухманова

Обновлено: 04.10.2024

1976 год - это триумф нового альбома Давида Тухманова «По волне моей памяти». Пожалуй, это был первый полностью концептуальный (не считая саундтреков) музыкальный альбом в СССР. До этого пластинки-гиганты представляли собой только набор хитов, здесь же на протяжении всего диска выстраивалась единая концепция стихов и музыки.

Альбом стал безмерно популярен. Я стоял за ним три раза в длинной очереди, и каждый раз пластинка мне не доставалась. Долгое время я слушал "По волне моей памяти" а записи, пока не купил пластинку в районом городке Пензенской области.

А еще это - самый загадочный альбом 70-х, потому что до недавнего времени не было точно известно, кто из певцов записывал некоторые композиции, так как они эмигрировали до выхода пластинки в свет, и их имена были вымараны с обложки диска.

Усилиями музыковеда Сергея Котлячкова было выяснено, что песню «Сердце, моё сердце» (стихи И.В.Гёте в переводе В. Левика) исполнил певец Александр Лерман, на момент записи солист ВИА «Добры молодцы», в 1975 году уехавший за океан.

Композицию «Из Сафо» (перевод В. Вересаева) исполнила Наталья Капустина (Шнайдер). Наташа, ее брат Владимир Шнейдерман (играл на клавишах в ВИА "Поющие сердца") и муж Сергей Капустин уехали в США почти сразу после записи песни. В Америке они создали группу Black Russian и записали пластинку на фирме Motown.

Композицию «Посвящение в альбом» (стихи Адама Мицкевича в переводе С. Кирсанова) исполнила Вера Капустина и вокальная группа вокально-инструментального оркестра «Современник», в которую также входили Людмила Иванова, Алла Гавричкина, Виктор Енченко.

Имена других певцов, принимавших участие в записи, указаны на обложке:

солист ансамбля «Арсенал» Мехрдад Бади записал песни «Я мысленно вхожу в ваш кабинет» (стихи Максимилиана Волошина) и «Доброй ночи» (стихи Перси Биши Шелли),

солист ВИА «Лейся, песня» Игорь Иванов записал хит «Из вагантов» (стихи XI-XIII веков в переводе Льва Гинзбурга),

Владислав Андрианов, еще один солист ВИА «Лейся, песня», спел песню, которая дала название всей работе, - «По волне моей памяти» (стихи Николаса Гильена, в переводе И. Тыняновой),

Александр Барыкин, солист ВИА «Самоцветы», исполнил песню «Приглашение к путешествию» (стихи Шарля Бодлера в переводе И. Озеровой),

Сергей Беликов, солист рок-группы «Аракс» записал «Сентиментальную прогулку» (стили Поля Верлена в переводе Ариадны Эфрон).

Людмила Барыкина, в то время солистка ВИА «Магистраль», исполнила песню «Смятение» (стихи Анны Ахматовой),

Инструментальные партии для альбома записали ритм-секция ВИА «Верные Друзья» в составе: Борис Пивоваров (гитара), Аркадий Фельдбарг (бас-гитара, скрипка), Владимир Плоткин (ударные). Сам Тухманов играл на фортепиано, органе, синтезатора и электропиано.

Кроме того, в работе принимали участие медная группа ансамбля «Мелодия» под управлением Георгия Гараняна и струнная группа Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения (дирижёр — Константин Кримец).

На студии грамзаписи «Мелодия» над диском колдовали звукорежиссер Николай Данилин и редактор Владимир Рыжиков.

Давид Тухманов Давид Тухманов

В различных интервью Давид Федорович рассказывал, что идея альбома принадлежала его первой жене Татьяне Сашко – именно она подбирала стихи. Работа была достаточно сложная, ведь надо было найти поэтические строки, которые не только укладывались бы в форму песни, но и звучали бы достаточно современно. Когда решался вопрос о том, кто будет исполнять эти песни, то выбор был сделан в пользу молодых певцов, причем молодых не только по возрасту, но и по менталитету. Словом, работа во всех отношениях делалась новая.

Тухманов вспоминал, что альбом записывался в большой секретности, и никто не знал, что должно было в итоге получиться. На худсовете музыка была представлена как классика, а стихи — как совершенство безобидной древней поэзии.

«В альбоме не было ничего диссидентского, просто пластинка не вписывалась в стандарты того времени, - рассказывал Давид Тухманов . - В отношении текстов все было в порядке: Бодлера и Мицкевича никто не запрещал. Но сам подход был непривычный, нетрадиционный. Перед записью материал должен был пройти худсовет, и по всем правилам и по всей практике тогдашней жизни пластинку конечно, не должны были выпустить. Я не должен был браться за эту работу, понимая, что, во-первых, никому это как бы не нужно, во-вторых, никто не позволит этому диску выйти в свет. Если рукопись, пролежав «в столе», имела шансы когда-нибудь быть напечатанной и даже не устареть, а музыка, пение, звукозапись, увы, долго лежать не могут. Они должны прозвучать и быть услышанными сразу. Но мне хотелось пойти на этот эксперимент, и я себе его позволил.

Я опасался, что будет запрещено все, что связано с новыми ритмами. Но мне удалось художественный совет ввести в заблуждение. На прослушивании в студии фирмы «Мелодия» я сыграл песни в камерной манере, снизив до минимума роль барабанов и других рок-н-ролльных атрибутов. Когда приступили к записи, тоже старались не пускать посторонних и не афишировать тем, что мы делали. А когда показали уже записанное, нам и впрямь повезло: комиссия была настроена либерально».

Успех диска был колоссальный. По весне раскрылись окна, и новые песни Тухманова стали слышны чуть ли не из каждой квартиры. На одной стороне улицы могла звучать «Песня студента», на другой – «Сентиментальная прогулка», откуда-то издалека откликалась песня «Приглашение к путешествию». И так было практически в каждом городе. Диск «По волне моей памяти» слушала вся страна.

Но в чем суть популярности альбома «По волне моей памяти», кроме того, что это – по-настоящему талантливая работа? Выход диска совпал со становлением нового поколения, которое хотело слушать новые песни - и они появились. А уже вслед за молодежью пластинку приняла и зрелая интеллигенция.

«Я не рассчитывал на такой колоссальный успех, - признается Давид Тухманов, - для меня он был неожиданным».

Читайте также: