Песни на стихи русских поэтов 20 века 7 класс стихи

Обновлено: 22.11.2024

Цели : обрисовать зрительные образы при чтении поэтических произведений; подвести к пониманию настроения, чувств поэтов; определить способы создания образов.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомятся с творчеством И. Гофф, Б. Окуджавы, А. Вертинского, с художественными особенностями произведений.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: владеть умениями участвовать в диалоге, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.

Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.

Методические приемы : рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, беседа по вопросам.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Прослушивание и обсуждение 2–3 работ учащихся.

IV. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

– Как известно, многие композиторы создавали музыку на слова произведений поэтов. Кроме того, существует явление так называемой «авторской песни», название это условно и подразумевает творчество «поющих поэтов», сочетающих в одном лице автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора. И стихотворение, и песня – произведения преимущественно небольшого объема, лирического характера, выражающие те или иные душевные переживания. В стихотворениях, положенных на музыку, органично сочетаются лучшие песенные качества – музыкальность стиха, мягкая лиричность интонаций и простота сюжета, близкого и понятного многим.

В последнее время часто звучат песни и романсы на стихи А. Вертинского, Б. Пастернака, М. Цветаевой, А. Ахматовой, Б. Окуджавы, Н. Заболоцкого, И. Гофф. Многие песни и романсы на слова этих поэтов мы услышали в фильмах С. Ростоцкого и Э. Рязанова, например: «Доживем до понедельника» («В этой роще березовой. » Н. Заболоцкого), «Белое солнце пустыни» («Ваше благородие, госпожа разлука. » Б. Окуджавы), «Неуловимые мстители» («Русское поле» И. Гофф) и др.

Многоцветен мир песен и романсов, вобравших в себя чуть ли не все аспекты человеческой жизни, многие варианты характеров, ситуаций, взаимоотношений. И встает за этим многообразием образ Родины, образ России.

– Инна Анатольевна Гофф – русская писательница и поэтесса, соавтор популярной песни «Русское поле» и многих других. Родилась в семье врача-фтизиатра и преподавательницы французского языка. Летом 1941 года из осажденного Харькова семья эвакуируется в Сибирь – в Томск. После войны поступила в Литературный институт имени М. Горького. Первый успех пришел к ней в 1950 году. На I Всесоюзном конкурсе на лучшую книгу для детей Инна Гофф получила первую премию за повесть «Я – тайга».

Писательница мастерски владела жанрами романа, рассказа и повести. Череда образов, живых человеческих характеров проходит в произведениях писательницы. Инна Гофф писала о нелегком, но прекрасном мире, в котором живут ее герои. Чувство юмора, необычность, непосредственность взгляда, неподдельный интерес проявляются в каждом ее произведении.

Неожиданно сменив в молодости свой поэтический путь на прозу, Гофф все же не перестала писать стихи. Долгое время свои стихотворения она писала «для себя». Лишь благодаря М. Н. Бернесу, композиторам Я. А. Френкелю и Э. С. Колмановскому появились замечательные песни на стихи И. Гофф «Август», «Когда разлюбишь ты», «Я улыбаюсь тебе», «Русское поле».

Выразительное чтение стихотворения И. Гофф «Русское поле».

Беседа по вопросам.

– Какая картина природы предстает перед нами в этом произведении?

– Какие средства художественной выразительности использует автор?

– Что питает «писательское вдохновение» И. Гофф и что является темой и идеей данного произведения?

Герои песен более поздних лет сохранили и романтизм, и подчеркнутую старомодность, и сердечную чуткость, душевность – все то, что помогает не терять надежды, избежать одиночества, верить в любовь, пересилить беду и «не пропасть поодиночке». Особенность поэзии Окуджавы в том, что она глубоко лирическая по своей природе. Она обращена не к одному человеку, а ко всем сразу. Поэт чаще всего в своих стихах говорит «мы». «Мы» – это самовыражение человека, ощущающего духовную и душевную общность с другими, это то человеческое единение, та людская сплоченность, в которых проступают лучшие качества людей, осуществляются лучшие надежды человека.

Выразительное чтение стихотворения Б. Окуджавы «По Смоленской дороге».

Беседа по вопросам .

– О чем идет речь в этом стихотворении? Какова его тема? (Тема дороги, разлуки с любимым человеком.)

– Какова общая интонация произведения? (Интонация грусти, печали от неизбежности расставания.)

– Отметьте песенные особенности стихотворения. (Рефрены, повторы слов.)

– Какие средства художественной выразительности использует автор? ( Сравнение: «как твои глаза, – две вечерних звезды»; метафора: «рук твоих кольцо»; эпитеты: «две вечерних звезды», «покороче дорога» и т. д.)

– В чем выражается лиризм стихотворения? (Лирический герой передает свои чувства, переживания, размышления.)

– А. Вертинский – талантливый исполнитель эстрадной лирики. Он вдохновенно пел романсы на слова А. Ахматовой, И. Анненского и других поэтов, исполнял и свои стихи, положенные им на музыку собственного сочинения («Я сегодня смеюсь над собой», «За кулисами», «Дым без огня» и др.).

Загадкой оставалась неизменная популярность Вертинского в любой аудитории. Часто причину его успеха видели в том, что его творчество «отразило кризис духовной культуры общества» рубежа веков (конца XIX – начала XX века). Скорее, его крайне индивидуалистичные стихи оказались «впору каждому». Для него было характерно написание цикла стихов как «вариаций на тему», представление своеобразной галереи символов одного образа, перенесение человеческих эмоций на неодушевленные предметы, использование экзотических названий и неожиданных сравнений как попытка ослабить или же совершенно снять довлеющее ощущение материальности мира.

При этом в своих стихах он стремился показать, что никем не понятый и одинокий человек беззащитен перед лицом огромного безжалостного мира. Этому миру безразлично, что смерть близкого человека, разлука с любимой женщиной, безответная любовь и, наконец, банальная измена являются, может быть, самой страшной трагедией в масштабах маленькой вселенной отдельно взятого человека. Именно поэтому его песенки оказались «впору каждому»: каждый мог увидеть в них себя. Вместе с тем он избавился от традиций русского романса, которые уже стали рутиной, и предложил эстраде другую песню – более утонченную, изящную, связанную с эстетикой новейших течений в искусстве и культуре. Но прежде всего – авторскую, художественную песню.

Секрет успеха был все тот же. Тексты многих песен Вертинского были автобиографичными, он не боялся открыть людям то, что больше всего их тревожит и о чем, как правило, молчат. Он не отступал от своего кредо: нет ничего важнее человеческой души, внутреннего мира человека, его чувств, переживаний, страданий, отношений, из чего складывается жизнь. Успеху Вертинского способствовали его великолепные артистические данные и уникальная исполнительская манера: с первых минут общения с аудиторией артист понимал, с какими людьми ему предстоит иметь дело. Оттеняя некоторыми нюансами исполнение своих песенок, он мог придать им иной смысл, рассмотреть их под другим углом зрения, сделать более близкими и понятными именно этой аудитории.

За последние годы жизни Вертинский написал всего чуть более двадцати стихов: «Доченьки», «Салют», «Пред ликом Родины», «Птицы певчие», «Отчизна», «Жене Лиле», «Детский городок».

Выразительное чтение стихотворения А. Вертинского «Доченьки».

Беседа по вопросам.

– Что мы узнаем о жизни лирического героя из стихотворения «Доченьки»?

– Какие образы наполняют это произведение?

– По каким признакам мы можем судить о душевном состоянии лирического героя?

– Какие художественные приемы оживляют поэтическую картину?

– Какие мотивы можно услышать в стихотворении?

– Как вы думаете, почему в произведении, посвященном дочерям, возникает образ Родины?

V. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Песни о высоких чувствах, «теснящих грудь», о горестных раздумьях и добрых предчувствиях – наше духовное богатство. Это неоценимое песенное богатство – защита от бездуховности, от очерствелости, озлобления, эгоизма, всепроникающего практицизма. Защита от одиночества, распространенной беды нашего времени, от безысходности, настигающей порой слабого, уставшего от политики, шума, телевизионных шоу, разговоров о бизнесе.

Потребность в музыке, лирической песне, романсе сейчас не иссякла, и, вопреки бытующему мнению, духовная жажда у молодых ничуть не меньше, чем у старшего поколения.

Домашнее задание: выучить наизусть одну из песен, с. 231–236, подготовить ответы на вопросы рубрики «Литература и другие виды искусства», с. 237.

Читайте также: