Песни и романсы на стихи русских поэтов xix века 9 класс урок

Обновлено: 22.11.2024

Цели: расширить представления учащихся о взаимосвязи литературы и музыки; развивать умения выразительного и вдумчивого чтения; воспитывать художественный вкус и поэтическую культуру.

I. Организационный момент.

II. Работа по теме урока.

1.Работа с учебником . Самостоятельное изучение статьи «Романс и песня». ( стр 290-292)

1) Что называли в старину романсом? - песню на родном языке.

2) Когда и где возник романс как жанр? В средневековой Испании в 16в.

3) Как по тематике делились романсы? – любовные, сатирические, шуточные.

4)Как распространялся романс? Перекочевал в Англию и Францию.

5) В чем различия русского и французского романса? – французский не включал в себе фольклорную песню.

6. )чем отличается песня от романса? – песня может быть написана на фольклорный текст, а романс только на литературный, созданный поэтом; романс может существовать как музыкальное произведение без слов и как литературный текст; песня часто имеет припев, романс обычно лишен рефрена( повторяющаяся строфа стихотворения, песни).

7). Что общего между песней и романсом? – строфическое строение, рифмованный напевный стих.

8) На какие типы разделяется русский стих? – по интонации разделяется на три типа: декламационный, ораторский; разговорный; напевный.

9) Какой стих используется в романсе? – напевный, мелодический стих.

10)Что составляет содержание романса? – счастливая или несчастная любовь.

11) В каких слоях общества возникает романс в России? – первоначально в дворянской столичной, после в провинциальной среде. Он приспособлен для узкого круга людей, посещающих салоны. Теплая домашняя атмосфера способствует изъявлениям сердечных чувств.

12.) Назвать разновидности романса. – усадебный (А.Фет, А.Майков, А.Толстой), городской (Я.Полонский), мещанский или жестокий, цыганский (А.Блок, Я.Полонский)

2. Знакомство с правилами выразительного чтения . (чтение статьи В. С. Ланового Перед чтением стихов вслух) Несколько практических советов

После подробного анализа и понимания текста рекомендуется продумать устный вариант текста. Необходимо учитывать такие особенности русского языка, как логические ударения, логические и психологические паузы, изменение интонации, неторопливый темп речи и другие особенности.

Важно помнить, что ударением выделяются слова, которые выражают основную мысль автора, важную или новую информацию. Ударение может изменять свое место в зависимости от воли говорящего. Приведем пример: фразу «Ты пойдешь сегодня в театр» можем произнести с четырьмя разными ударениями.

Паузы в устной речи так же необходимы, как пробелы в письменной речи. Без этого трудно уловить смысл сказанного, весь текст сливается в неясный, бессмысленный шум. Если же пауза стоит на своем месте, речевые такты отделены друг от друга, речь становится ясной и легко воспринимается на слух. Не всякая запятая нуждается в паузе и не всякая пауза — в запятой. Пауза помогает наладить контакт с собеседником, акцентировать внимание, выделить важное по мысли слово.

Особое внимание необходимо уделять артикуляции и дикции, стараться выговаривать все звуки четко и внятно, иначе слово человек превратится в чек, а словосочетание нас стало в настало. Хорошая дикция — это вежливость по отношению к собеседнику, и умение ею пользоваться может помочь при общении с людьми.

Надо помнить, что устная речь отличается от письменной и главное условие грамотного чтения — вдумчивость и осознанность.

3. Слушание романсов (аудиозапись)

1) Ф.И.Тютчев «Я встретил Вас…» муз. Москвина

2( Н.А.Заболоцкий «Признание» муз.Звездинского

3) А.А.Сурков «Землянка» муз.Листова

4) Б.Окуджава «Пожелание друзьям» муз Окуджава

5)В.Высоцкий «Песня о друге» муз Высоцкого.

4. Выступление учащихся. (чтение или исполнение романса на изучаемые стихи.)

Читайте также: