Песни антонова на стихи танича
Обновлено: 04.11.2024
Легендарный музыкант, чей композиторский талант отмечал сам сэр Пол Маккартни, переступил третью четверть века, перейдя в четвертую. Были, конечно, в честь этого события здравицы, концерты, ретроспективы, и, ничуть не умаляя, следует заметить, что все абсолютно заслуженно. Личности такого масштаба как раз определяют вкус и настроение эпохи, в которой им выпало родиться и творить, делая нас, своих современников, эмоционально богаче и одухотворенней. И сколь бы мы порой этот факт не принижали или не замечали, тем ни менее это так, если говорить откровенно и без обиняков.
У каждого, конечно, своя история взаимоотношений с музыкой Юрия Антонова, но все равно она присутствует в том или ином виде. Да и как было этого избежать, когда его песни были настолько популярны, что звучали регулярно из любого электроприбора, способного издавать звуки. И будь ты хоть трижды музыкальный сноб, эти приятные гармонии мелодичных и порой достаточно ритмичных песенных опусов тебе не могли ни доставлять радость.
Одаривать слушателей своей песенной продукцией Юрий Михайлович начал еще в семидесятые годы, причем не все слушатели знали, что понравившаяся им песня была его авторства. На телевидении он тогда еще не светился и в кино не снимался. Но с 1969-го выступал в сверхпопулярном в то время ленинградском ВИА "Поющие гитары" , в качестве клавишника, а позже и вокалиста.
Период работы Антонова в "Поющих гитарах" был отмечен еще рядом замечательных песен. Одна из них — антивоенная на стихи Олега Жукова "Стой, не стреляй, солдат!" . Без излишнего наносного пафоса, созвучная более поздней песне Юрия Шевчука "Не стреляй" , она довольно аутентично звучит в начале семидесятых.
Самым настоящим шлягером была вышедшая на миньоне фирмы "Мелодия" в 1971 году песня "Нет тебя прекрасней" на стихи Ирины Безладновой и Михаила Белякова. Евгений Броневицкий и "Поющие гитары" записали, наверное, свою самую известную песню. Сам Антонов вспоминал, что мелодия песни пришла к нему в поезде, когда он ехал с ансамблем на гастроли в Молдавию. Историю ее создания нет смысла в очередной раз подробно пересказывать, отмечу только, что впервые на пластинке в месте, указывающем авторство песни, появилась надпись — Ю. Антонов.
В период пребывания в "Поящих гитарах" Юрий написал еще одну яркую песню на слова поэта Альберта Азизова "Где же смелость?" (Стефания Сандрелли) . Ее будут с успехом исполнять и "Гитары" и "Добры молодцы" .
В 1973-м "Мелодия" наконец-то разродится и первым сольным миньоном Юрия Антонова в сопровождении оркестра "Современник" , где была и песня на слова Павла Леонидова "Третий день" , у меня к ней особое отношение. Я в то время был мальчишкой, увлекающимся фотографией, и где-то раз в неделю ездил в ГУМ покупать пленки, проявители, фиксажи и прочее. И буквально во время каждого моего визита на протяжении полугода по ГУМовской ретрансляции крутили эту песню. Это даже превратилось в некий ритуал: стоило зайти в ГУМ, как тут же приветственно звучали бодрые начальные духовые рифы "Третьего дня" . Я к ней так привязался, что даже приобрел этот миньон.
На этой же маленькой пластиночке была еще одна мелодичная бодренькая песня на стихи Онегина Гаджикасимова, "Не грусти, пожалуйста" , со столь же привязчивой мелодией, ухающей ритм-гитарой и фанковым басом. Меня особенно восхитило сколь гармонично музыка соответствовала стихам, а сдержанная манера пения структуре песни.
Конечно, больший восторг вызвала другая песня с этого миньона — "У берез и сосен" на слова Игоря Шаферана, аранжированная в стиле группы "Chicago" . Много споров было вокруг бриджа в середине песни, повторяющего мелодию Ленновской "A Day in the Life" . Приведу цитату руководителя "Современника" композитора Анатолия Кролла:
"Сразу же после его прихода в мой коллектив я организовал на фирме "Мелодия" запись грампластинки новых авторских песен Юрия Антонова с моим оркестром. Все аранжировки этих песен я сделал лично сам. Что касается включения всем известной мелодии The Beatles в песню "У берёз и сосен" , то это было специально придумано и сделано именно мной, и являлось как бы символическим музыкальным дружеским "рукопожатием" между замечательными мелодиями The Beatles и прекрасными мелодиями Юры Антонова. Он с пониманием принял мою идею и благодарно согласился на такое доброе соседство этих мелодий."
Пели песни Юрия Антонова и другие исполнители. Завсегдатаи танцплощадок того времени, уверен, хорошо помнят лирическую песню из 1974-го на стихи Леонида Дербенева "Рыжее лето" в исполнении ВИА "Акварели" .
В 1977 году ВИА "Поющие сердца" с солистом Игорем Офицеровым выпустили пластинку с песней Юрия Антонова на стихи Игоря Кохановского "Бабье лето" , хорошо подходящей для варьете.
Еще раньше, в 1973-м году, ВИА "Веселые ребята" записали несколько песен Юрия Антонова на стихи Леонида Дербенева. Одну из них, "Ну, что с ним делать" , в стиле кантри Юрий записывал и с "Современником" , но версия аранжировки Павла Слободкина с губной гармошкой и вокалом Александра Лермана более интересна.
А вот "Если любишь ты" можно смело назвать одной из лучших, если не лучшей песней 1973-го. Сравните две версии самых популярных коллективов нашей страны и определите для себя какая вам ближе. Мне больше нравится Александр Лерман и "Веселые ребята" . А какая там замечательная ритм-секция!
В 1975-м "Веселые ребята" выпустили лонг-плей "Любовь — огромная страна" , одним их хитов которого была песня Антонова на стихи Татьяны Сашко "Отчего" . Песня "пошла в народ", ее пели буквально в каждом дворе, поскольку несложный, но заводной мотив и четыре аккорда не требовали особого исполнительского мастерства.
Песню "Еще вчера" на стихи Онегина Гаджикасимова, полную лирического драматизма, или как ее звали в народе "Почтовый ящик" , Юрий Антонов написал, когда еще пребывал в составе "Добрых молодцев" . И эта песня имела фантастическую популярность. По воспоминаниям руководителя "Добрых молодцев" Владимира Антипина:
"Помню, приезжаем мы в Одессу, а эта песня только появилась. Но в Зеленом театре, как только занавес открыли, все сразу закричали: " Почтовый ящик! ". Откуда ее там знали – загадка".
На "Мелодии" же она вышла в сборнике "Стереоэстрада" в 1975-м.
Хотя миньон ВИА "Добрых молодцев" с песнями на стихи Игоря Кохановского был издан лишь в 1977 году, туда вошли записи, сделанные еще в 1974-1975 годах, и на нем оказалось аж три песни авторства Юрия Антонова. Фанковый ритм вроде бы бодрых куплетов песни "Виноват листопад" — еще немного у получился бы полноценный регги — перемежается лирической грустью припева. Вот как это у него так получается — совмещать в одной теме и щемящие нотки, и бравурный радостный оптимизм!
Диксилендная композиция "Без тебя" была чувственно исполнена солисткой "Добрых молодцев" Людмилой Барыкиной. Песня отлично бы подошла для варьете. Людмила, на мой взгляд, — недооцененный по достоинству бриллиант советской эстрады, в свое время после гастролей в ГДР ей предлагали двухлетний контракт в Голландии. А Юрий Антонов после "Добрых молодцев" пригласит ее в свою новую группу "Магистраль" .
А вот третьей Антоновской песней на миньоне неожиданно оказалась "Садовое кольцо" с волшебным голосом Александра Лермана, припев идет дуэтом с Людмилой Барыкиной. Дело в том, что Александр в декабре 1975 года эмигрировал из СССР, но поскольку на пластинке ансамбля необязательно было указывать солиста, то эта уникальная запись не пропала, а была на радость всех любителей музыке реализована.
В 1975-м Юрий Антонов вместе со своей группой "Магистраль" выпустил эпохальный миньон, на одной из сторон, которого была песня на стихи Игоря Шаферана "Нет, не я" . Меня всегда в ней восхищал мощный женский бэк-вокал.
На другой стороне миньона была, возможно, самая лучшая песня семидесятых. А уж в 1975-м "Несет меня течение" была номер один с большим отрывом. В ней прекрасно все: и лирика, и балладный надрывный стиль, и квакающая гитара во вступлении, и гитарное соло в середине, не лишенное некой виртуозности. Соавтор песни Виктор Дюнин вспоминает историю ее создания:
"Я был влюблен. Решил жениться, даже заявление подали в ЗАГС. Перед свадьбой подруга моей невесты сообщила мне, что моя невеста мне не верна. До сих пор не знаю, это была правда или нет. Но тогда я был молод, горяч. Я "поломал" свадьбу, всю ночь не спал после этого. К утру появились стихи.
Рассказал об этом Юре Антонову, который, не имея жилья в Москве, ночевал у меня на раскладушке, показал ему стихи. Через пару дней была готова песня."
Песню "Зеркало" Юрий Антонов написал в 1977-м на стихи маститого поэта-песенника Михаила Танича. Жена Танича, Лидия Козлова, вспоминала позже, как однажды ночью Михаил привел с собой в дом незнакомца. Это был Юрий Антонов, с творчеством которого Лидия была совершенно не знакома. Поэтому, когда она увидела, что Танич вручает молодому композитору текст "Зеркала" , ей стало жалко этих замечательных стихов. Как вспоминала Лидия:
"Думаю, такой Лель пришёл… Что он там напишет? Рано утром раздаётся звонок: "Я написал песню". Юра приезжает, садится за пианино, играет нам… И мы понимаем: всё… сердце оборвалось и упало".
А дальше, начиная с 1979-го был "Аракс", новые хиты, без которых уже не возможно представить восьмидесятые. Была большая медийная поддержка, ТВ-программы, новые пластинки, саундтреки к фильмам, аншлаги концертов, стадионы, всесоюзная слава, вполне, впрочем, заслуженная. Талант, который заявил о себе в семидесятых полноценно реализовал себя в новое десятилетие.
☑ Если понравилось, подписывайтесь и ставьте лайк! Будет еще много интересного!
Читайте также: