Первые сборники стихов ахматовой тема их лирики

Обновлено: 04.11.2024

Микушева Татьяна Альбертовна

Цель нашей работы – анализ главных художественных приемов и средств в стихотворениях сборников «Вечер» и «Четки», создающих лирический дневник поэтессы.

ВложениеРазмер
5.2._issledovatelskaya_rabota.docx 28.83 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Технологический лицей»

Ранние сборники Анны Андреевны Ахматовой как лирический дневник поэтессы

Выполнила Кетова Александра,

ученица 10А класса

учитель русского языка и литературы

В последнее время интерес к Серебряному веку значительно возрос, ведь долгие годы российский читатель не имел возможности в полной мере изучать творчество многих великих поэтов: Гумилева и Мандельштама, Цветаевой и Ахматовой. Особенно привлекает творчество Анны Андреевны Ахматовой. В 2012 году исполнилось 100 лет со дня выхода ее первого поэтического сборника «Четки». С этого времени в русской поэзии появилось новое великое имя. Ранние стихи Ахматовой отражают глубокий внутренний мир и индивидуальность поэтессы. Многие исследователи называют первые сборники Анны Андреевны лирическим дневником. В основе ранней лирики Ахматовой лежит акмеизм— литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. Главным критерием акмеизма стало внимание к слову, к красоте звучащего стиха.

Цель нашей работы – анализ главных художественных приемов и средств в стихотворениях сборников «Вечер» и «Четки», создающих лирический дневник поэтессы.

Для достижения цели нужно было выполнить следующие задачи:

  • изучить биографию поэтессы;
  • ознакомиться с историей создания сборников («Вечер» и «Четки»);
  • рассмотреть темы стихотворений;
  • проанализировать приемы и средства в стихотворениях.

В работе выдвинута следующая гипотеза: Анна Ахматова использует многие поэтические приемы и средства для создания особой интимности и камерности стихотворений, то есть для создания лирического дневника.

В работе использованы следующие методы исследования: анализ, сравнение, сопоставление, интерпретация.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Анна Андреевна Ахматова — русская поэтесса, переводчица и литературовед, одна из наиболее значимых фигур русской литературы XX века.

Весной 1910 года после нескольких отказов Ахматова согласилась стать женой Николая Гумилева, многие ее стихотворения посвящены ему. Поэтесса самого начала семейной жизни отстаивала духовную самостоятельность, она делает попытку напечататься без помощи Гумилева, осенью 1910 отдает стихи в журналы "Gaudeamus", "Всеобщий журнал", "Аполлон", которые их публикуют. Когда Гумилев возвращается из африканской поездки (март 1911),Ахматова читает ему все сочиненное за зиму и впервые получает полное одобрение мужа своим литературным опытам. С этого времени она становится профессиональным литератором. В 1912 участники недавно образованного "Цеха поэтов", секретарем которого избрали Ахматову, объявляют о возникновении поэтической школы акмеизма. В то же время ее сборник "Вечер" обрел весьма скорый успех.

Поэтессу признали отечественным классиком еще в 1920-х годах, однако она была подвергнута репрессиям и травлей как при жизни, так и более двух десятилетий после ее смерти. В то же время имя Ахматовой ещё при жизни окружала слава среди почитателей поэзии как в СССР, так и в эмиграции.

Её судьба была трагична. Репрессиям были подвергнуты трое близких ей людей: первый муж, Николай Гумилёв, был расстрелян в 1921 году; третий муж, Николай Пунин, был трижды арестован и погиб в лагере в 1953 году; единственный сын, Лев Гумилёв, провёл в заключении в 1930—1940-х и в 1940—1950-х годах более 10 лет. Горе жен и матерей «врагов народа» было отражено в одном из наиболее значительных произведений Ахматовой — поэме «Реквием».

Перейдем к истории создания первых сборников поэтессы.

Первая книга Анны Ахматовой «Вечер», содержащая 40 стихотворений, вышла в самом начале марта 1912 года, в Петербурге, в акмеистском издательстве «Цех поэтов». Чтобы издать 300 экземпляров, глава издательства, поэт и критик (и муж поэтессы) Николай Степанович Гумилев выложил из собственного кармана сто рублей.

Случилось непредвиденное: "Вечер", сделался главным событием сезона. Сборник никому еще вчера неизвестной Ахматовой вызвал восторг у читателей настолько, что все было раскуплено. Люди заинтересовались биографией автора. В общем, налицо были все признаки успеха.

Вечер — время суток, следующее за днём и предшествующее ночи. Иногда его начало связывают с достижением солнцем горизонта и началом сумерек. Таким образом, название ассоциируется с концом жизни перед вечной ночью. В сборнике «Вечер» Ахматова вспоминает детство, сравнивает пережитое с настоящим.

Рассмотрим второй сборник Анны Андреевны. Он тоже имел необыкновенный успех. Выход «Четок» в издательстве «Гиперборей» в 1914 году сделал имя Ахматовой известным на всю Россию. Первое издание вышло тиражом – 1000 экземпляров. В основной части первого издания «Четок» 52 стихотворения, 28 из которых ранее публиковались. До 1923 года книга переиздавалась восемь раз. Многие стихи «Четок» переведены на иностранные языки. Отзывы печати были одобрительными.

«Четки» – интимные переживания героини. Четки - это бусины, нанизанные на нить или тесьму. Как у большинства молодых поэтов, у Анны Ахматовой часто встречаются слова: боль, тоска, смерть. Этот столь естественный и потому прекрасный юношеский пессимизм до сих пор был достоянием «проб пера» и, кажется, в стихах Ахматовой впервые получил свое место в поэзии. Оба сборника носят интимный характер.

1.4.Работа с терминами

На протяжении всей своей жизни Анна Андреевна вела дневник. Однако известно о нем стало лишь через 7 лет после смерти поэтессы.

Для анализа стихотворений в сборниках Ахматовой необходимо рассмотреть такой жанр литературы , как дневник.

Дневник — совокупность фрагментарных записей, которые делаются для себя, ведутся регулярно и чаще всего сопровождаются указанием даты. Такие записи («записки») организуют индивидуальный опыт и как письменный жанр сопровождают становление индивидуальности в культуре, формирование «я» — параллельно с ними развиваются формы мемуаристики и автобиографии.

Обратимся к дневнику как литературной форме. Он представляет из себя литературные произведения (роман-дневник) или другие публикации, использующие дневниковую форму, стилизующие её.

Особенность дневника как литературного жанра:

  • предельная искренность;
  • достоверность, выражение своих чувств, как правило без оглядки на чьё-либо мнение;
  • хронологическая последовательность изображения событий;
  • отображение бытовых деталей, мира вещей.

Дневник в литературе использует эти черты, чтобы раскрыть душевное состояние героя, показать становление и развитие его личности

Для анализа стихов Ахматовой необходимо еще обратиться к таким понятиям теории литературы, как характер, интимность, деталь.

Характер - художественный образ человека в литературном произведении, очерченный с известной полнотой и индивидуальной определенностью, через который раскрывается как исторически обусловленный тип поведения, так и присущая автору нравственно-эстетическая концепция человеческого существования. Принципы и приемы воссоздания характера различаются в зависимости от трагических, сатирических и других способов изображения жизни, от литературного рода произведения и жанра; они в большой мере определяют лицо литературного направления.

Интимность — близость, задушевность, сокровенность, исповедальность , личность , дружественность , закадычность (Словарь русских синонимов)

Художественная деталь (фр. detail — часть, подробность) — особо значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. Деталь способна с помощью небольшого текстового объема передать максимальное количество информации, с помощью детали одним или несколькими словами можно получить самое яркое представление о персонаже (его внешности или психологии), интерьере, обстановке.

Рассмотрим приемы создания лирического дневника в сборниках Ахматовой во второй главе .

Читайте также: